Что такое Тора? К какой религии она относится?

Что такое Тора? К какой религии она относится?

Что такое Тора? 

Чаще всего мы понимаем Тору как «закон», особенно в том виде, в каком она упоминается в Новом Завете. И большинство христиан склонны относиться к этому закону или Торе, мягко говоря, с оговорками. Итак, что же такое Тора и как мы, верующие, можем понять её?

Мы видим, что в Псалме 118:18 Давид пишет: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».

Для большинства жителей Запада такие слова, как «чудеса» и «закон», не сочетаются. Однако для Давида, человека по сердцу самому Богу, они сочетались.

Что понял Давид такого, чего не понимаем мы? Если наши сердца устремлены к Богу, мы тоже – как христиане – поймём, какие замечательные вещи он видит в Божьем «законе».

Что такое Тора в Библии 

Традиционно Тора относится к первым пяти книгам Библии, которые написал Моисей: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В этих книгах содержится множество конкретных законов — если точнее, их 613, — которые Бог излагает Своему народу, Израилю, через Моисея.

К какой религии относится Тора? 

Тора ассоциируется с еврейским народом и еврейской верой. Она является основой законов иудаизма, а также его практики в Библии и через раввинов сегодня.

Сами книги Торы повествуют о происхождении не только еврейского народа, но и человечества в целом. От Адама и Евы до Ноя, книги следуют повествованиям о семье Авраама, Исаака, а затем Иакова — еврейских патриархов.

Важно признать, что наша Библия — та, которую читают христиане, — начинается с той самой Торы. Таким образом, она также является основой нашей веры и нашего понимания Бога.

Тора и закон 

Наше западное понятие слова «закон» не встречается в Библии. Позвольте мне привести вам пример. Если ограничение скорости составляет 55 миль в час, а меня только что поймали за превышением скорости 70, я ожидаю сурового штрафа за нарушение закона.

Но это не совсем то, что мы находим в Священных Писаниях.

Значение слова «Тора» на иврите 

«Закон» является довольно вводящим в заблуждение переводом еврейского слова «тора». У многих простое упоминание библейского закона вызывает мысли о суровых, непреклонных правилах, которые влекут за собой скорый суд и суровое наказание в случае нарушения.

А Библия не так описывает тору.

Само это слово происходит от древнееврейского «йара». Оно означает «бросать или стрелять» и часто используется для описания стрельбы из лука (как указано в 1 Царств 20:36-37). Йара также может означать «учить» (как сказано в Псалме 31:8 и Михея 4:2).

Еврейские слова и еврейская мысль 

В еврейской мысли существует связь между тем, кто учит, и тем, кто стреляет из лука. И лучник, и учитель могут посылать что-то с силой и точностью.

Точно так же Тора подобна стреле. Божьи слова имеют силу благодаря Тому, Кто их ниспослал.

По иронии судьбы, одним из еврейских слов, обозначающих грех в Библии, является «хет», а также слово для стрельбы из лука. Это термин, используемый в меткой стрельбе. Это означает «промахнуться мимо цели». Поэтому, когда мы упускаем из виду Божье намерение в Торе, мы в буквальном смысле промахиваемся.

Слово «Тора» в Ветхом Завете 

Вот как в Притчах 1:8 и 3:1 используется это слово «тора»:

«Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета (торы) матери твоей».

«Сын мой! наставления (торы) моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твоё». 

В обоих стихах тора приравнивается к учению матери и отца. Она даётся с любовью и наставлением. Таким образом, Тора — это любящие родительские наставления Бога Своим детям. Сначала Израилю, а затем всем нам. Это основа Библии.

Если этого не понять с самого начала, это приводит к недоразумениям и путанице в отношении Божьего сердца и характера во всех Священных Писаниях. И да, это включает в себя Новый  Завет.

Когда мы понимаем эту еврейскую точку зрения, мы видим меньше «сурового суда» со стороны Бога и больше Его отеческой дисциплины по отношению к Израилю. И мы видим, что те же характеристики в изобилии присутствуют в личности Иисуса.

Господь — не разгневанный Бог, готовый все разрушить. Бог — любящий Отец. Он вносит необходимые исправления, чтобы удержать Своих детей на пути Его наставлений.

Сердце Отца 

Из Притчей 3:12 ясно, что Бог исправляет тех, кого любит, и подобен отцу, который наказывает своего сына, к которому он благоволит.

Хотя время от времени мы все нуждаемся в исправлении, смысл торы заключается в том, что Бог делает гораздо больше, чем наказывает или судит Своих детей. Он показал нам путь, по которому нужно идти.

Согласно еврейской точке зрения, Тора — это указания Бога Моисею о том, как должен жить Израиль, как в практическом, так и в духовном плане. Тора полностью разработана для обеспечения наилучшего качества жизни, возможного в этом дисфункциональном мире, в котором мы живём.

Тора закладывает основу для взаимоотношений Бога с народом, который Он избрал для Себя. Как любящий Отец, Он хотел научить Израиль наилучшему способу жизни во всех аспектах жизни на этой земле.

От праотцев к ученикам 

Фактически, впервые Библия использует слово «тора» для описания Авраама. Это было за сотни лет до «закона Моисея». В книге Бытие 26:5 Бог сказал, что «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои (тору)».

Бог не имел в виду послушание Авраама писаниям Моисея (которых тогда ещё не существовало). Авраам следовал личным указаниям Бога о том, как жить и куда идти. Это было личное и основанное на отношениях следование.

На протяжении всей эпохи судей, царей и пророков, вплоть до учеников и апостолов, наш Творец всегда делился с нами Своими личными наставлениями. Его тора никогда не прекращалась, потому что Его любовь к нам вечна. И Он продолжает наставлять нас сегодня.

Взаимоотношения, начавшиеся на Синае 

Когда Тора была дана Моисею на Синае (Исход 19), мы часто упускаем из виду этот ключевой аспект взаимоотношений и веры, который был задействован.

Перефразируя Исход 19:3-6, Бог велит Моисею сказать Израилю: «Вы видели, что Я сделал с  египтянами, как Я перенёс вас на орлиных крыльях и привёл к Себе. Хотите ли вы заключить со Мной завет?»

«И весь народ отвечал единогласно, говоря: „все, что сказал Господь, исполним“» (Исход 19:8). На что именно согласился весь Израиль?

Бог ещё не изложил никаких условий или инструкций в завете, и, тем не менее, люди соглашались с ним. По своей сути, завет на Синае был заветом, заключённым в вере, без знания каких-либо деталей!

Из 19-й главы книги Исход мы видим, что согласие Израиля с заветом не было основано на законах или постановлениях. Оно было основано на активной доброте и любящем характере Бога Израиля, который пришел и спас их из Египта.

Сердце Торы 

На протяжении веков, когда сердце и сострадательные намерения Бога постепенно забывались, Тора (или её толкование) начала превращаться в законнический и тяжёлый список внешних «можно» и «нельзя». Но это не было первоначальным намерением Бога.

Его желанием было, чтобы Его народ воспринял сердце и характер Того, кто освободил их от рабства. Он хотел научить Своих детей самому лучшему образу жизни, чтобы продемонстрировать народам Божью благость. Таково сердце доброго Отца.

Древнееврейский язык в самой Торе удивительным образом предполагает такое представление о торе как о сердечных наставлениях Бога. От самой первой буквы книги Бытия до самой последней буквы Второзакония и всего, что находится между ними, — всё это охватывает сердце Бога в отношении Его народа.

Бог в Ветхом Завете 

Когда мейнстримная христианская теология описывает Бога в Ветхом Завете как «осуждающего, сурового и гневного», это свидетельствует о фундаментальном искажении Его характера. Более того, это противоречит самому Богу.

При такой путанице неудивительно, что никто не приходит в восторг от пяти книг Моисея. Но посмотрите, как Бог описывает Себя Моисею в Торе:

«Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвёртого рода» (Исход 34:6-7).

Другими словами, Бог Торы сострадателен, исполнен благодати, медлителен на гнев, полон любви, истины и прощения, но не игнорирует неповиновение Его слову.

Если популярная христианская теология описывает Бога иначе, чем Он описывает Себя в Священных Писаниях, я думаю, это серьёзная проблема. Не говоря уже о том, что христиане отделяют «Бога Ветхого Завета» от «Бога Нового Завета», как если бы это были два разных Бога. Это, по сути, ересь.

Включена ли Тора в Новый Завет? 

Когда мы интерпретируем любящие наставления Бога как список правил и строгих предписаний, мы в первую очередь обманываем самих себя. Мы учимся выполнять религиозные обряды, не затрагивая своего сердца. Или, что ещё хуже, мы вообще отвергаем Его наставления.

Однако Бог знал это о людях и человеческой природе, поэтому Он подготовил план. Через Иеремию Он начал говорить о новом завете. В Иеремии 31 говорится, что новый завет не будет похож на тот, который был заключён на Синае. Автор конкретно рассказывает нам о том, что такое новый завет:

«Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон (тору) Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иеремия 31:33).

Согласно Иеремии, новый завет не отбрасывает тору и не начинает все сначала. Он просто берет тору (любящие наставления Бога) и помещает её внутрь них.

Закон внутри нас 

Таким образом, ключевое различие между ветхим и новым заветом заключается в «местоположении» закона. Согласно завету на Синае, Божья тора была снаружи. Нам нужно было получить её через пророков и тех, кого избрал Бог.

Но согласно новому завету, Его тора находится внутри, она написана в наших сердцах, и у нас есть прямой доступ к Божьему руководству.

Другими словами, Израиль изо всех сил старался следовать внешним указаниям Бога, надеясь на внутренние перемены. Но Бог решил написать Свои внутренние наставления в их сердцах, чтобы естественным образом произвести внешние изменения.

Бог не изменял и не выбрасывал Свои собственные наставления (тору). Он просто создал способ поместить их в сердце человека. Иезекииль 36:27 делает ещё один шаг вперёд и говорит нам, что Бог вложит в нас Свой Дух и сделает так, что мы последуем Его учениям.

В этом суть нового завета. И это очень хорошая новость!

Автор — Даг Херши / firmisrael.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!