Заветы: Божьи строительные блоки искупления

Заветы: Божьи строительные блоки искупления

Изучая заветы в Библии, мы видим, что у Бога есть план искупления, который работает во времени и пространстве, в истории и географии. И он не закончен!

Типичный верующий может подумать, что это выглядит так:

Бог избрал Авраама и его потомков, был народ Израиля, земля Израиля, Закон, пророки и авторы книг Писания, которые собрали воедино Ветхий Завет, и кульминацией этого стал Иисус — крест, воскресение, вознесение, сошествие Святого Духа и рождение Церкви. Теперь роль Церкви — благовествовать и становиться более Христоподобной в этом мире, который становится всё тёмнее. А затем вернётся Иисус.

Каким бы распространённым ни был этот план, он неполный. В нём не хватает жизненно важного компонента — постоянного места еврейского народа в Божией искупительной стратегии, его постоянной связи с Землёй Обетованной и динамичной синергии с народами. Ключ к решению этой проблемы лежит в понимании библейских заветов.

Такой взгляд обычно рассматривает Библию как историю двух заветов — ветхого завета, данного народу Израиля на горе Синай, и другого завета, который заменил его, нового завета в крови Иисуса.

Но проблема в том, что на самом деле в Библии есть пять основных заветов, а не два.

Каждый завет — строительный блок

Заветы — это строительные блоки Божьих целей, и каждый из них играет определённую роль в раскрытии Божьего искупительного плана. Понимание основания, на котором Бог решил создать историю, критично для понимания Бога и Его истории. Основание, которое Он избрал для Израиля, — четыре из пяти заветов заключены с народом Израиля, и пятый также дан в народе и в земле Израиля. Чего многие не понимают, так это того, что большинство этих заветов с Израилем всё ещё действуют, поскольку Божий план продолжает разворачиваться.

Мы никогда не поймём непреходящее значение еврейского народа и Земли Обетованной, если упрощённо разделим Библию на два завета.

Чтобы понять все эти заветы, важно задать следующие вопросы:

  • С кем заключён завет?
  • Что предложено?
  • Он условный или безусловный?
  • Временный или вечный?
  • Какова его цель?

Ответив на эти вопросы о первых четырёх важных заветах с Ноем, Авраамом, Моисеем и Давидом, мы сможем намного лучше понять великие Божьи цели и новый Мессианский завет.

Только третий завет — завет Моисея, заключённый с народом Израиля на Синае, — был исполнен и заменён с первым пришествием Иисуса. Восьмая глава Послания к Евреям объясняет это следующим образом, цитирую пророчество из 31-й главы Иеремии:

«Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит:

“Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моём, и Я пренебрёг их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более”.

Говоря “новый”, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8:7-13).

Что такое ветхий завет?

Когда автор Послания к Евреям говорит о ветхом завете, имеет ли он в виду завет, который Бог заключил с Ноем (Быт. 8:20-9:17)? Бог обещал, что Он никогда больше не затопит землю, и создал радугу, чтобы запечатать этот завет. Это завет по-прежнему в силе — он будет длиться во всех поколениях.

«и Я вспомню Мой завет между Мной и вами и каждым живым существом; никогда впредь воды не прольются потопом, чтобы погубить все живое» (Быт. 9:15).

Возможно, это завет, который Бог заключил с Давидом (2 Цар. 7:12-16)? Бог обещал, что на престоле всегда будет потомок из дома Давида, на все времена. И мы знаем, что Иисус был из дома Давида, и что Он правит и царствует одесную Отца. Этот завет всё ещё действует сегодня.

«Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли [вечному]?» (2 Пар. 13:5).

Возможно, это завет, который Бог заключил с Авраамом? Бог обещал Аврааму, во-первых, что он будет отцом многих, во-вторых, что он наследует землю Израиля, и, в-третьих, что через него будет благословлён весь мир. Те же самые три обетования Он дал сыну Авраама Исааку (Быт. 26:3-5), и потом снова его внуку Иакову (Быт. 28:12-15), отцу двенадцати колен Израиля, на всякий случай. Этот завет всё ещё действует, согласно Пс. 104:

«Вечно помнит завет Свой, слово, [которое] заповедал в тысячу родов, которое завещал Аврааму, и клятву Свою Исааку, и поставил то Иакову в закон и Израилю в завет вечный, говоря: “тебе дам землю Ханаанскую в удел наследия вашего”» (Пс. 104:8-11).

А как насчёт завета Моисея? У завета, который Бог заключил с Моисеем на Синае, была конкретная цель — показать нам, насколько мы отстаём от стандартов Бога. Согласно Гал. 3:19, Закон был как «наставник», чтобы помочь нам прийти к Мессии, показав нам нашу нужду в Нём и нашу неспособность жить так, как того желает от нас Бог. Он показывает нам, насколько мы нуждаемся в том, чтобы Закон был написан на наших сердцах, и в прощении и сверхъестественной силе, чтобы жить жизнью, угодной Ему.

Это был временный Закон и временный завет, и Новый Завет не стирает, а исполняет его. Иисус исполнил закон за нас, потому что мы не могли его исполнить.

Так какой же завет был заменён с приходом Мессии? Только один. Завет Моисея.

Приход нового завета радикально изменил то, как мы понимаем завет Моисея сегодня, но он не изменил Божьих обетований Ною, Аврааму или Давиду.

Главный вопрос заключается в том, предполагается ли, что Божьи цели завета с Авраамом (создать народ Израиля, поместить их в землю Израиля и сделать их благословением для всей земли) продолжаются по какой-то причине?

Продолжающийся завет с Авраамом

Если мы посмотрим на обетования, который Бог дал не только Аврааму, но и повторил Исааку и Иакову, мы можем увидеть, что нет никакого смысла во временных рамках обетования наследования земли. Скорее наоборот. Но почему так важно было дать им эту землю?

Мы начинаем понимать, что есть вещи, предсказанные в Библии в отношении мест и событий, которые просто ещё не исполнились, но они исполнятся — не только в духовном смысле, но также и в реальном, географическом и историческом смысле. Он использовал реальный народ и реальную землю, чтобы дать нам самого настоящего нашего Мессию в определённом месте и в определённый момент истории. Точно таким же образом Его цели продолжают раскрываться и исполняться, как Он и обещал.

Целые сферы Писания преображаются и оживают, как только мы понимаем, что завет с Авраамом не прекратился с приходом Мессии. Это конкретно относится к большому числу пророчеств о взаимоотношениях Бога с еврейским народом через изгнание за непослушание, а затем восстановление и благословение. Бог держит Своё слово.

Когда мы смотрим на Библию таким образом — читая её так, как если в ней действительно подразумевается то, что написано, — мы видим известные нам стихи в новом свете. Двадцатый век стал свидетелем исполнения нескольких обетований из Писания — собирания Израиля, возрождения иврита, восстановления шекеля как валюты, увеличения скорости путешествий по миру и взрывного распространения знаний, и это только некоторые из них. Впереди ещё много всего, но готовы ли мы к этому? Знаем ли мы, что сказали пророки? Или же вы считаете, что Ветхий Завет (как книга) больше не имеет значения?

Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!