Кто-то сказал: “Молитва – это очень просто, это как воздух, которым дышишь”. Увы, для многих она стала, почему-то, тяжелой духовной дисциплиной.
Джон, церковный лидер, которому я помогал в качестве душепопечителя, признался мне однажды в том, что я уже неоднократно слышал от семинаристов и других лидеров церкви: “Д-р Лолесс, моя молитвенная жизнь очень слаба. Я все понимаю, но ничего не могу с этим поделать”. Подобные признания мне приходится выслушивать так часто, что я решил собрать об этом больше информации. Эта информация оказалась очень разнообразной, но из всей кучи “несистематизированных” данных я извлек основные причины, почему церковные лидеры мало молятся или вообще не молятся.
1. Лидеры редко чувствуют себя беспомощными. Молитву они воспринимают как “последнее средство”, когда все остальные средства и ресурсы уже исчерпаны. Пока еще можно “что-то сделать”, они будут “это делать”, забывая о молитве. Лидеры привыкли решать проблемы, больше полагаясь на свои знания, умение и опыт, чем на молитву. Они ищут решения, пробуют различные способы разрешения проблем. Если что-то не получается, они, проявляя настойчивость и упорство, пытаются достичь успеха другим путем. Настойчивость и упорство – сами по себе хорошие качества, но они могут отодвинуть потребность в молитве на задний план.
2. Лидеров не научили, как правильно молиться. В сфере молитвы (как и во многих других сферах) церкви допускают весьма распространенную ошибку: они учат ЧТО нужно делать, но не объясняют КАК это делать. “Молитесь. Вы должны молиться”, – без устали повторяют проповедники. Но когда мы лишь говорим, а не учим, это приводит людей к унынию и неудачам. И мы, лидеры, если будем честны, должны признать, что нам самим еще нужно учиться и учиться молитве.
3. Молитва становится скорее ритуалом, чем общением с Богом. Эта причина логически вытекает из предыдущей. Мы знаем, что должны молиться – пусть и не знаем, как правильно молиться. Поэтому мы просто механически проходим через процесс молитвы, т.е. выполняем безжизненный религиозный ритуал. А ритуал редко когда приводит к пульсирующей регулярной молитвенной жизни.
4. Мы никому не признаемся в том, что не молимся. Никто в церкви об этом не знает. Мы можем беседовать о молитве, учить молитве, писать о молитве, и даже руководить молитвенным собранием – и при этом никто не знает, что мы или вообще не молимся, или молимся редко и нерегулярно. Сокрытие этой проблемы – враг нашей молитвенной жизни.
5. Мы не верим, что молитва действует. Разумеется, мы учим совсем иному. Я не знаю ни одного лидера, который бы учил, что молитва неэффективна. Но отношение многих лидеров к молитве свидетельствует об обратном – что сами они не очень-то верят в силу молитвы. Иногда мы вообще не молимся. А если порою молимся, то бываем очень удивлены, если Бог отвечает на нашу молитву. Такое удивление является саморазоблачающим, вскрывающим недостаточность нашей веры в силу молитвы.
6. Бог никогда не сокрушал нас Своей могущественной рукой. Апостол Павел – великий лидер ранней Церкви – на собственном опыте узнал, что такое проявление Божьей силы в “человеческой слабости” (2 Кор. 12:7-10). Получив от сатаны “жало в плоти”, он умолял Бога избавить его от нестерпимых страданий. Но суверенный Бог использовал это жало, чтобы смирить апостола, сделать его слабым – ведь Божья сила мощнейшим образом проявляется тогда, когда мы немощны. Именно в своей слабости мы лучше всего учимся молитве, но многие лидеры инстинктивно борются со всякою слабостью.
7. Лидеры нередко пребывают в Слове в “одностороннем” порядке, т.е. слышат Божьи слова, но не обращаются к Нему. Такие лидеры учатся лишь передавать библейские знания, но не достигают изменений в жизни других людей. При таком подходе наше чтение Библии больше напоминает “монолог Бога”, чем диалог. Однако даже если мы читаем Библию для приготовления проповеди, пребывание в Слове должно определенным образом воздействовать на нас – вводить в поклонение, обличать, вызывать желание исполнять Божью волю и т.д. Короче говоря, чтение Библии должно переходить в предстояние перед Богом, молитвенное общение с Ним.
8. Некоторые лидеры просто утратили надежду. Такое случается. Церковные лидеры, которые когда-то ревностно и много молились, перестали это делать под бременем церковных конфликтов, семейных неурядиц или проблем со здоровьем. Когда наши молитвы долгое время остаются без ответа, мы теряем веру, а потеря веры парализует молитвенную жизнь.
9. Упускаем из виду молитвенную жизнь Иисуса, мало учимся из нее. Я люблю читать четвероевангелие, но должен признать, что в течение многих лет не обращал внимания на молитвенную жизнь Господи, не размышлял о ней. Один профессор в семинарии настоятельно рекомендовал мне прочесть Евангелие от Луки сквозь призму молитвенной жизни Христа. Я сделал это, и моя молитвенная жизнь полностью изменилась.
Дорогой лидер, я призываю тебя к тому же. Когда у тебя на этой неделе будет тихий час общения с Господом, прочти приведенные ниже библейские ссылки. Вникни глубоко в написанное. Проникнись учением Христа. Затем пообщайся с Ним. Скажи, что думаешь по поводу прочитанного. Излей сердце. Сделай первый шаг к тому, чтобы стать лидером, который молится.
Лук. 3:21-22; 4:42 (ср. Мр. 1:35); 5:15-16; 6:12-13; 6:27-28; 9:16, 18, 28-29; 10:1-2, 21; 11:1-13; 18:1-8, 9-14; 19:45-46; 20:45-47; 21:36; 22:17-19, 31-32, 39-46; 23:33-34, 46; 24:30, 50-51.
(Чак Лолесс)
Голос Истины по материалам Christian Post
Последнее: 26.07. Спасибо!