Согласно Библии, власти существуют для того, чтобы народу жилось хорошо. Но отвечает ли это сегодняшним реалиям? Какой должна быть политика, чтобы жизнь граждан стала лучше?
О «золотых» библейских стандартах власти и о правильном её применении рассказывает богослов Фёдор Райчинец.
Интересно, что меньше всего людей знают фамилию своего президента в той стране, где лучше всего живется. А в тех странах, где ситуация очень плохая, большинство людей знает имена политиков, а также — как лучше править президенту.
Политика должна быть полезной, и здесь вопрос в том, на что она нацелена — на служение или на какую-то выгоду?
Министр — это слуга, и чиновники должны служить: в первую очередь, реализовать обещания, данные во время предвыборной гонки.
Но многие люди не понимают природу политических обещаний. Ведь их дают не для того, чтобы исполнить. Любой политик скорее всего прекрасно понимает, что обещает не то, что будет реализовать, а то, что может понравиться избирателю.
Политиком, согласно Библии, должен быть человек, способный самоограничить себя ради благосостояния народа. Вся политическая философия Библии (Книга Второзакония) прописана следующим образом: царь, который пришёл к власти, должен уметь себя ограничить. Во-первых — в количестве войск. Если царь накапливает армию, то делает это, чтобы защитить народ от врага или от собственного народа. А также — в богатстве. Правитель не должен собирать богатство за счёт обеднения народа или непомерных налогов.
Политики, которые держат Библию на полке, скорее рассматривают Библию как некую духовную книгу, которая советует держаться от политики подальше.
Мы как церковь не живём отдельно от государства. Мы — часть государства и общества. А политика — это система обустройства общества. Но когда речь идёт об отделении церкви от государства, закрепленном в Конституции, имеется в виду, что государство не имеет права вмешиваться во внутреннюю жизнь церкви, а церкви лучше не заниматься политикой.
В истории религиозно-политических отношений политика никогда не брезговала использовать религиозные чувства и мотивы. В принципе, религия тоже никогда не брезговала попользоваться политическим влиянием, чтобы утвердить себя по отношению к другим каким-то церквям или верам. Баланс состоит в том, чтобы церковь вместо заигрываний с властью просто оставалась церковью. И тогда она играет другую роль, которая тоже есть в Библии — это пророческая роль.
Любой политик, начиная с царя, фараона, императора или президента, тяготеет к обожествлению себя. И Библия играет в политическом смысле подрывную роль. Она говорит, что над любым президентом, каким бы он в настоящий момент ни был могущественным, есть Бог. Если политик это признаёт, то это способствует некому его смирению.
Библия напоминает, что есть Царь в вечности, а есть временные цари. И вторые должны понимать и напоминать себе, что это время, пространство и географическая территория хоть и находится в их правлении, но подчинены Правителю всего.
Любое государство исторически образовывалось ради служения человеку. И если человек идёт в политику с целью служить народу, потому что человек и есть высшая ценность государства, то он идёт туда с правильными мотивами. Если любые законы, которые он будет писать, издавать, придумывать не проистекают из Божественного Закона, то они хотя бы должны не прямо противоречить ему. И те правители в Библейской истории, которые придерживались этих положений, были царями, о которых Библия говорит, что они «угодно поступали перед Богом».
Если рассматривать образ церкви как пророка: обычно мы даже не понимаем роль пророка в Библии или понимаем очень узко. Но в Библии пророческая роль — тройственная.
Первая функция — пророк должен одобрять всё доброе, что происходит в обществе. И мы должны быть на стороне добрых вещей — утверждать их и поддерживать.
Второе — пророк должен выражать своё сомнение по поводу каких-то процессов, которые непонятны. Это то, о чём в настоящий момент мы не можем сказать, приведут они к хорошему или плохому. Церковь должна задавать вопросы обществу: «куда мы идём, куда мы движемся, следуя этим тенденциям и современным трендам?»
И только третья функция пророка в том, чтобы бескомпромиссно осуждать злое и разрушительное в обществе.
Был ли политиком Христос? Я не думаю, что Христос ставил перед собой какие-то политические цели. Как только у вас есть убежденная позиция в отношении происходящего в государстве, вам уже не избежать политики. У Христа эта позиция была, но Он не делал политических заявлений.
Он проповедовал Царство Божье в определённой империи, где народ жил в сложной политической матрице. Там был и Бог Израиля, и царь иудейский Ирод, и император Рима, и у людей возникал вопрос: что делать, если каждый из правителей требует верности себе?
Иисус Христос не отвергал своим утверждением человеческую власть. Он говорит: «Да, она есть, но вы думайте, что для вас приоритетно. Вы Кесарю отдаёте, а Бог – вам». Чувствуете разницу? Земной царь отнимает, а Бог даёт Своё и не отнимает. Причем, Бог даёт лучшее, а царь забирает лучшее.
Меня тоже искушали политическим крестом. И так случилось, что в то время я находился в Иерусалиме. Каждый вечер я шёл к Стене Плача и читал иудейские молитвы, и, как ни странно, все молитвы мне попадались о власти. И один из советов, который я лично воспринял и посоветовал бы каждому думающему человеку, который собирается идти в политику — это совет одного древнего раввина. Он звучал так: «Ты не можешь быть у власти и не сделать подлого поступка». Так вот, если люди хотят идти во власть, они должны договориться с собой — мне кажется, это самая тяжёлая вещь. И я советовал бы идти в политику любому молодому стремящемуся, думающему, мечтающему политику, если он считает, что может что-то изменить и сделать нашу жизнь лучше и честнее. Но ему надо осознавать, что политика — это готовность жить с собственной совестью в постоянном компромиссе.
Последнее: 26.07. Спасибо!