Если вы во Христе, то Бог поселил в вашу душу жажду святости. Теперь святость больше не представляется вам тесным чуланом, каким вы считали её раньше. Скорее, она – сад наслаждений, отзвук небес, вновь открытая красота Эдема. Вы не довольствуетесь лишь тем, чтобы почитаться праведными во Христе (что само по себе славно), но стремитесь стать праведными, как Христос. Вы хотите быть святыми, как и Он свят.
Но каким же образом мы обретаем святость? Как получается, что люди, запинающиеся и отвлекающиеся в своих молитвах, начинают молиться непрестанно? Как научаются паникёры возлагать на Бога свои даже самые серьезные заботы? Как гордость сменяется нищетой духа, безразличие – ревностью о праведности, скаредность – щедростью, нетерпеливость – непреходящим покоем? Как мы достигаем не только словесного признания, но и глубокого душевного ощущения того, что в Иисусе Христе заключены все жизненные блага, что познание Его – это и есть жизнь, а смерть – величайшее приобретение?
Повсюду в Своём Слове Бог учит нас тому, как обретается святость. И, тем не менее, нередко мы упускаем один распространённый урок: зачастую святость кроется в незначительных вещах.
До обидного просто
Рассмотрим, к примеру, то, как апостол Павел говорит о стремлении к святости в Послании к Ефесянам. На протяжении первых трёх глав он разворачивает перед нами панораму Божией искупительной любви. Во Христе Бог избрал нас, простил и навеки запечатлел (Еф. 1:3-14). Он воскресил нас от духовной смерти и посадил со Христом на небесах (Еф. 2:1-10). Он возлюбил нас вечной любовью (Еф. 3:14-19).
Можно предположить, что прямой ответ на такую любовь должен быть столь же масштабным. Однако в последующих трёх главах Павел применяет эту благую весть к вещам заурядным, повседневным, незначительным. Например: говорите друг другу правду (Еф. 4:25). Спешите к примирению (Еф. 4:26). Честно трудитесь на работе (Еф. 4:28). Обдумывайте свои слова (Еф. 4:29). Взращивайте в себе доброту и сострадательность (Еф. 4:32). Прославляйте Христа своей жизнью жены, мужа, ребёнка, отца, раба или господина (Еф. 5:22–6:9).
Эти акты послушания, хотя и радикальные в своём роде, всё же редко привлекают внимание толпы. Ведь многие из них совершаются в укромных местах и в легко забывающиеся моменты. И мы вполне можем согласиться со словами Густава Вингрена: «освящение кроется в оскорбительно заурядных делах» (Luther on Vocation, 73). По сути, они настолько заурядны, что, будучи недостаточно внимательными, мы можем попросту не заметить их.
Глаза на краях земли
В своём стремлении к святости многие из нас совершают ошибку глупца: «Разумный держит на мудрости взгляд, а глаза глупца блуждают на краях земли» (Прит. 17:24, НРП). Глупый человек может пристально смотреть вдаль и быть на удивление восприимчивым к увиденному, но тут же споткнуться о камень, лежащий у него под ногами. Так и мы можем настолько увлечься выдающимися актами послушания, которые надеемся совершить в будущем, что не заметим «до обидного простые» поступки, которые находятся прямо перед нами.
Так, холостой мужчина может мечтать о том, как когда-то он будет жертвовать собой ради жены и детей, и при этом не проявлять усердия в домашних делах в настоящее время. Начинающая миссионерка может молиться о том, чтобы однажды основать церковь для слоёв населения, не охваченных благовестием, и в то же самое время пренебрегать малой группой, которая у неё есть сейчас. Выпускник ВУЗа может надеяться в будущем основать некоммерческую организацию, а в настоящее время несерьёзно относиться к своей работе кассира. Молодая христианка может жаждать остаться стойкой в будущих испытаниях, и при этом ворчать, когда соседка по комнате не вымыла посуду.
Во всех этих случаях завтрашнее послушание становится врагом сегодняшнего. По словам Соломона, альтернативой подобного поведения будет подражание разумному человеку, который «держит на мудрости взгляд» (Прит. 17:24). А держать взгляд на мудрости, прежде всего, означает удерживать взгляд на вопросах текущего дня: на сегодняшних обязанностях, сегодняшних нагрузках, сегодняшних разговорах, на данных сегодня дарах благодати, какими бы незначительными они ни казались.
Мудрые люди знают, что христианин обретает святость так же, как поднимается ввысь собор: камень за камнем. И эти камни – до обидного простые вещи.
Во всём, что вы делаете
В таком случае, стремление к святости одновременно и проще, и сложнее, чем представляют многие из нас. Проще потому, что наше возрастание в благодати зачастую происходит постепенно: шажок за шажком. А сложнее потому, что теперь процесс освящения охватывает все сферы жизни. Святость сокрыта в оскорбительно заурядных делах, и эти дела повсюду окружают нас.
Павел повелевает Колоссянам: «и всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Наша духовная зрелость основывается на этом слове «всё»: повинуйтесь Богу не только в вещах заметных, но и в незаметных; не только в исключительных случаях, но и в рутине; не только в критические моменты жизни, но и в моменты повседневные, сплошь и рядом встречающиеся в течение дня.
Вопрос, который мы должны задавать себе десятки раз на протяжении дня, должен быть не о том, что Бог может повелеть нам сделать через десять лет. Нет, он должен быть таков: «стану ли я повиноваться Богу сейчас, в этот самый момент?» Остановлю ли я свои фантазии, как только они у меня появятся? Стану ли молиться, вместо того, чтобы (снова) заглядывать в телефон? Запрещу ли я себе повторно направлять взгляд на недозволенное? Скажу ли я с любовью не вполне приятные слова?
Если мысли об этом нас пугают, то они же должны и воодушевить нас. Правда, Господь Иисус каждый миг призывает нас к ответу, и такой вещи, как «время для себя» не существует. Но, при этом, Он готов каждый миг замечать наши слабые потуги к послушанию, и, что ещё более удивительно, они Ему приятны. Иисус не пропустит ни одного, даже самого крохотного, поступка, совершённого во имя Его, даже поданную кому-то чашку холодной воды (Мат. 10:42). Он заметит это и приготовит надлежащую награду. Потому что, «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф. 6:8). И у Него есть достаточно благодати, чтобы покрыть всяческие изъяны, всё ещё присущие нашему послушанию (а изъяны в нём будут всегда).
Начните с того места, где вы находитесь
С чего же, в таком случае, начинается этот поиск святости? – Он начинается с того самого места, где вы находитесь. В своих «Письмах к Малькольму» Клайв Льюис предлагает использовать принцип: «начинай с того места, где находишься» как правило для молитвы. Вместо того, чтобы обязывать себя в начале каждой молитвы «подытожить всё известное о благости и величии Божьем, поразмышлять о творении, искуплении и 'всех благах жизни нашей'», подумайте о том, как начать с малого, прямо с того места, где вы находитесь. Поблагодарите Его за дерево за вашим окном, за завтрак, которым вы только что наслаждались, за ребёнка в соседней комнате. Потому что, как пишет Льюис: «Нам… не возблагодарить Бога за крупные дары, если раньше не привыкнуть благодарить Его в мелочах».
Этот же принцип применим и к вопросу о нашем послушании. Иисус говорит: «Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). В самом деле, не считая некоторых исключительных случаев, лишь те, кто прежде научились быть верными в малом, могут быть верными и во многом. Малое является наилучшей учебной площадкой для многого.
Так, умение доверять Богу, когда разрушены наши планы на вторую половину дня, готовит нас к тому, чтобы доверять Ему в вопросе спасения наших детей. Жертвенность при скудном заработке подготавливает нас к тому, чтобы поступать так же и при более благоприятных условиях. Смелый разговор об Иисусе с соседом готовит нас к тому, чтобы, если будет необходимо, провозглашать Его имя и перед гонителями. Итак, не пренебрегайте в настоящее время днями послушания в малом.
Сегодняшний день может и не предоставить нам больших возможностей для послушания – совокупность таких моментов, когда проверяется наш характер, формировавшийся годами. Придут и такие дни, если мы проживём достаточно долго. И всё же, наши задачи на сегодня, вероятно, менее значительны: попросить прощения, отказаться от постыдной мысли, отдать всё своё внимание детям, удивить кого-то словом ободрения, сохранить в своём сердце Божье Слово. Начните же с того места, где вы находитесь.
Автор — Скотт Хаббард / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!