Джон Уэсли широко известен как один из самых влиятельных богословов и религиозных деятелей во всей христианской истории, а не только в евангелическую эпоху. Уэсли очень беспокоило практическое значение богословия для жизни верующего.
Проповеди, письма и гимны Уэсли затрагивали широкий спектр богословских и этических вопросов, давая руководство как для ученичества, так и для духовного роста. Создание им групп (сегодня мы могли бы назвать их «малыми группами») для ученичества и личной подотчётности показало, что он заботился не только о своём собственном духовном развитии, но и о духовном развитии других. Двадцать два вопроса, которые задавались на каждой встрече, достаточно обличающие, например:
- Жива ли сегодня во мне Библия?
- Ложусь ли я спать и встаю ли вовремя?
- Являюсь ли я ревнивым, нечистым, критически настроенным, раздражительным, обидчивым или недоверчивым?
- Реален ли для меня Мессия? [1]
Вы — Божий инструмент!
Уэсли серьёзно заботился о своём здоровье. Филипп Отт пишет: «По причине симбиотических отношений между телом и духом хорошо работающее тело было фундаментом целостного взгляда Уэсли на здоровье. Кроме того, разумный режим рассматривался им как естественный способ реализации здоровой и целостной жизни» [2]. Уэсли объяснял, что так же, как качество музыки зависит от качества инструмента, на котором играют, очень важно заботиться о нашем теле (Божьем инструменте).
«Если эти инструменты, с помощью которых работает душа, находятся в беспорядке, сама душа должна испытывать затруднение в своих действиях. Каким бы искусным ни был музыкант, он создаст плохую музыку, если его инструмент расстроен» [3].
Уэсли твёрдо верил, что Бога заботит как наша небесная, так и земная жизнь. В результате он написал медицинское руководство для обычных людей под названием «Примитивная медицина» [4].
Это не случайность, что Уэсли умер в восемьдесят семь лет, а его друг (а иногда и соперник) Джордж Уайтфилд — всего в пятьдесят пять. Уайтфилд как-то сказал: «Я скорее изношусь, чем заржавею». Сообщается, что «в течение одной недели он часто проповедовал дюжину и более раз и проводил за кафедрой 40 или 50 часов» [5]. Многие сочли бы это достойным похвалы, но, по его собственным словам, он изнурял себя ради Бога.
Будь это сегодня, мы бы назвали его трудоголиком. «Уайтфилд так старался и проповедовал с такой интенсивностью, что часто после этого у него случались “обильные выделения из желудка, обычно со значительным количеством крови”» [6]. К концу своей жизни он был толстым и поседел, выглядел намного старше своих пятидесяти пяти лет. И наоборот, Уэсли весил 128 фунтов (58 кг), потому что «ел немного меньше, чем хотелось бы» [7].
Без тела наша душа бесполезна для этого мира. Об этом проповедовал Уэсли. «Воплощённый дух не может сформировать ни одной мысли, кроме как при посредничестве своего тела» [8]. Даже если наши тела работают хорошо, нам нужно о них заботиться.
«Чтобы удовлетворить их потребности, обеспечить их пропитание, сохранить их здоровье и сохранить их пригодными для обитания, в достаточной пригодности для использования нашей душой... [потому что] если хотя бы одна из этих тонких нитей, из которых состоит наша плоть, будет растянута сверх своих возможностей или раздражена в результате плохого настроения, или повреждена, какие мучения это создаст» [9].
Моё собственное духовное развитие
Одна из причин, по которой меня привлекает Уэсли, заключается в том, что, несмотря на свою страсть, он был дисциплинированным. На собственном опыте духовного развития я обнаружил, что, когда я неправильно отношусь к своему телу — чаще всего из-за саможалости, — я чувствую слабость души. Более того, плотный график поездок по служению усложняет не только проведение надлежащего времени в уединении с Богом, но и правильное питание.
Один мой друг всегда берёт с собой в поездки здоровую пищу. Он даёт принимающей стороне строгие инструкции относительно того, что ему можно есть и когда ему нужно есть. Он не примадонна, а человек, обладающий страстью Уайтфилда, но стремящийся жить с мудростью Уэсли.
Я нашёл свой путь в сфере духовного роста после сезона депрессии, вызванной выгоранием. Пока я получал степень магистра, я руководил тремя служениями и бизнесом. Я очень гордился тем весом, который мог нести, пока не наткнулся на стену. То, что я делал, было вредно для здоровья. Я часто чувствовал стресс с раннего утра и до тех пор, пока не ложился спать.
Уэсли является отличным примером человека, который нашёл баланс между заботой о своём теле и своей душе, оказывая при этом мощное влияние на этот мир, будучи одним из главных лидеров Первого Великого Пробуждения (наряду с Уайтфилдом и Джонатаном Эдвардсом).
[1] “John Wesley’s 22 questions for self examination,” The United Methodist Church, accessed May 1, 2024, https://www.umc.org/en/content/john-wesleys-22-questions-of-self-examination.
[2] Phillip Ott, “John Wesley on Health as Wholeness,” Journal of Religion and Health30, No. 1, (Spring 1991): 43.
[3] Ott, “John Wesley on Health as Wholeness,” 50.
[4] Jeremy Steele, “10 fasicnating facts about John Wesley and United Methodism,” accessed on May 4, 2024, https://www.resourceumc.org/en/content/10-fascinating-facts-about-john-wesley-and-united-methodism.
[5] “George Whitefield: Did You Know?” Christianity Today, accessed May 4, 2024, https://www.christianitytoday.com/history/issues/issue-38/george-whitefield-did-you-know.html.
[6] Там же.
[7] Steele, “10 fasicnating facts about John Wesley and United Methodism.”
[8] John Wesley quoted in Ott, “John Wesley on Health as Wholeness,” 50.
[9] Там же.
Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!