Українською читайте тут — Духовність — гарантія відсутності болю та гріха?.
С каждым днем депрессия Теда усугублялась. Как такое может быть, если он христианин, внимательно читающий Библию, изо всех сил старающийся ей следовать, жить в вере, стремящийся всегда делать правильный выбор и слушающий правильных наставников?
С перечнем своих аргументов Тед обратился к психотерапевту, который поинтересовался, считает ли тот, что все его духовные практики должны уберечь его от депрессии? На что Тед ответил, что христианин, который “воистину ходит с Господом”, впадать в депрессию не может. Пациент был убежден, что подобное состояние — следствие какого-то духовного изъяна…
Действительно ли духовность определяет отсутствие боли и греха в жизни христиан?
Если упорядочить духовную жизнь, то…
Многие христиане считают, что приведенная в порядок духовная жизнь прямо пропорциональна отсутствию эмоциональных проблем, а также сбережет их от греха.
А когда в их жизнь вторгается боль или грех, они приходят к выводу, что причина такого положения — духовный изъян.
Это заблуждение можно сформулировать так: “Если я сумею быть достаточно духовным, не будет ни греха, ни боли”.
То есть когда христиане испытывают боль, то это значит, что они согрешили? Бог их оставил? Может, нужно менять духовные упражнения на какие-то другие, чтобы убрать боль? А если все это от того, что пришло наказание за какой-то грех?
Такие вопросы подводят лишь к двум крайностям: ужесточение духовной дисциплины или полный отказ жить духовной жизнью.
Вспомним Иова
Иов потерял все: имущество было уничтожено, слуги убиты, дети погибли, тело Иова покрыла неизлечимая проказа.
Как его могла постигнуть такая немыслимая боль, если он всегда правильно поступал и был богобоязненным? Иов задавался таким вопросом.
Друзья Иова утешали его, но Бог отверг их рассуждения.
Один из друзей говорил Иову, что если бы тот действительно был свят, то боль бы его не постигла. Другой поставил свой диагноз, мол, Иов страдает за свои грехи, а если бы в нем было все хорошо, то он бы не знал боли. Третий рассуждал, что если Иов полностью положится на Бога и удалится от своего греха, то он сможет избавиться и от боли.
Но Бог осудил друзей Иова за ложь:
«Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:7).
Иов в действительности стал жертвой обстоятельств, когда трагические события обрушились на него, его горе породилось не грехом, а его страшными утратами.
Если с нами происходит что-то вызывающее боль или гнев, нужно осторожно обращаться со своей болью.
Библия учит нас правильной реакции на печаль (см. Римлянам 12:15; Екклесиаст 3:4; 7:2-4), говорит о том, как следует отнестись к гневу (см. Ефесянам 4:26-27), объясняет, каким образом страдание может помочь самосовершенствованию (см. Римлянам 5:3-4; Евреям 2:10-11).
Но нигде и никогда Библия не утверждает, что боль как реакция на какое-то причиненное человеку зло греховна.
Осуждать жертву за ее страдание — это грех против беззащитных, сокрушенных духом и угнетенных, это грех против Самого Бога, сердце Которого с теми, кто страдает (см. Псалом 33:18).
Вся Библия твердит нам о том, как Господь сострадает страждущим, Писание велит нам исцелять сокрушенных духом: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фессалоникийцам 5:14, курсив авт.).
Нигде никогда Библия не предписывает нам осуждать страдающих, она велит любить их. Вразумление предназначается для бесчинных, мятежных (см. 1 Фессалоникийцам 5:14).
Иов, прообраз всех страдальцев, оставил нам всем внятный совет о том, как следует обращаться с чужими ранами: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (Иов 6:14).
Среди христиан все еще немало убежденных в том, что если они страдают, то значит, в чем-то виноваты, а им продолжают “выписывать” рецепт: стань более духовным и страдание прекратится.
Библия напротив, предостерегает нас о том, что столкновение с болью и грехом в самих себе, в других людях, во всем окружающем мире неизбежно, даже если мы многие часы посвятим духовным практикам.
«Христианин» — не значит человек, свободный от проблем и боли.
Ложное убеждение о том, что христианин (духовный человек) не может быть грешным порождает три способа обращения с грехом: отрицание, дела и закон.
Отрицание своей греховной природы и как следствие ее проявлений отнюдь не по-библейски.
Оно не только порождает такие психологические симптомы, как депрессия и тревога, но и побуждает нас судить других людей, поскольку мы видим их в неправильном свете.
Благая весть заключается в том, что мы, находясь в безопасности, в любви и благодати Божьей, можем признать свою греховность, не страшась осуждения.
Упорно трудиться, стараясь компенсировать свои изъяны, — это еще один способ подавить свою греховную сторону, исправиться, смягчить чувство вины.
В состоянии подавления греховной природы, делая добрые дела, преображения внутреннего “я” не произойдет. Чтение Писания и молитва становятся пустыми религиозными правилами, не принося никакой пользы, так как проблема остается нерешенной.
Поставить под закон свою дурную сторону. Еще один ложный прием.
Отступая хоть немного от закона, человек осуждается как преступник (см. Римлянам 4:15, 5:20, 7:5; Галатам 3:23; Иакова 2:10).
Библия совершенно ясно говорит о разрушительном эффекте осуждения. Христос умер ради того, чтобы освободить нас от осуждения, и этому чувству не должно быть места в жизни верующего (см. Римлянам 8:1).
Когда человек сердится на себя и осуждает свою греховность, он следует закону греха и смерти.
Признать свою греховность — лучший путь
Если вы согласитесь с мыслью о том, что в результате духовного роста вы избежите боли и греха, то вы принесете плохие плоды и постоянно будете чувствовать себя неудачником, тратя зря силы, подавляя злобу и переживая недостаток любви.
Нет ничего ненормального в том, чтобы допустить ошибку. Однако если мы учим людей, что они не должны испытывать ни боли, ни греха, мы на самом деле заставляем их чувствовать огромное чувство вины за каждое падение, за то, что они обычные, страдающие, ошибающиеся и борющиеся люди.
Если человек не знает других способов борьбы со своей болью, кроме как пытаться утопить ее или осуждать себя за то, что он чувствует, он приговорен к поражению. Однако Библия дает нам свободу признать наши проблемы и свободу столкнуться с ними лицом к лицу.
Единственный способ преодоления греховности — это покаяние, прощение и благодать. Мы должны включить нашу боль и наши недостатки в отношения с Богом и другими, чтобы найти исцеление. Мы признаем наши недостатки, каемся и просим прощения, — и только тогда мы получаем благодать. Если человек считает, что ошибка и падение неприемлемы, то он повторяет поступок Адама и Евы, который привел к разрыву отношений с Богом: он прячется.
Когда мы отделены от любви Бога и других людей, мы прячемся. Пока мы не поверим, что нашу боль и недостатки можно признать перед Богом и церковью, мы не исцелимся. То, что мы прячем, остается в темноте и не может быть исцелено благодатью Божьей. Исцеление происходит только через абсолютное принятие, а это происходит только в отношениях.
Если мы ассоциируем духовность с отсутствием греха, мы теряем контакт с нашей собственной греховной природой и, уподобляясь фарисеям, перестаем замечать нашу собственную потребность в прощении. Если мы мало прощены, то и мало любим.
Чем больше мы признаем свои недостатки, выводя их на свет благодати, тем более любящими мы становимся. Люди, которые могут безопасно признать свои грехи, зная, что Бог и Его народ будут к ним милостивы, становятся все более любящими. Любовь — это результат прощения.
И познаешь боль, и будешь грешить
Библия утверждает, что мы будем допускать грехи и испытывать страдания, но благодаря милости Божьей мы сможем принять всё это.
Исповедь — это признание истины, и в первую очередь следует принять библейские истины о нашей греховности.
1. Греховность — это не что-то несвойственное человеку. Мы должны быть готовы к неудачам, так как Иисус умер за наши грехи. Когда мы считаем, что став христианами, мы достигли совершенства, мы забываем о своей падшей натуре (см.1 Иоанна 1:8).
Нам не стоит бояться всего того, что исходит из нашего сердца, как сказал Иисус в Марка 7:20-23. Просто примите в себе это, ведь Бог милостив.
Относясь ко греху как к неизбежной составляющей нашей жизни, мы не противоречим учению о победе над грехом: речь лишь о том, что живя на земле, нам необходимо быть готовыми к проявлениям своей греховной природы.
2. Отрицательные эмоции, проистекающие из греха, не являются греховными. Это естественные реакции на нарушения, совершенные в отношении нас. Опыт гнева из-за предательства, горечь, когда нас обманули и грусть из-за отверженности. Когда человек оплакивает утрату или подвергся насилию, ему непременно нужно пережить эту боль. Все эти эмоции нужно принять и проработать, чтобы исцелиться от причиненной болью травмы (см. Екклесиаст 7:3-4).
3. Мы должны правильно относиться и к тем или иным эмоциям. Нам необходимо исповедать свои грехи, свои зависть и ревность, злобу, гордыню, предубеждения, лукавые подозрения и приносить свои боль, печаль, скорбь, обиду, отверженность Богу и людям, чтобы они исцелили наши раны любовью.
Также мы должны прощать тех, кто сделал нам больно, и передавать им благодать, которую мы сами получили.
4. Евангелие — это благодать, в которой мы должны расти. Если мы ждем осуждения за свои действия или эмоции, это означает, что мы не поняли и не приняли благодать Божью.
Мы должны признать наше греховное состояние и не бояться его, потому что Христос умер за нас и благодаря этому мы можем безопасно признавать наши грехи без страха.
Благодать Господа возвращает нас к Себе и к другим людям, как сказано в Послании к Евреям.
«Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (10:22–26).
Бог принимает нашу греховную природу, и поэтому мы можем принять ее сами. Теперь нет необходимости скрываться. Мы можем открыто признаться в наших слабостях перед друг другом и Богом, и в этих доверительных взаимоотношениях обрести исцеление, ведущее к любви и добрым поступкам, даже при том, что мы несовершенны.
Пресс-центр миссии “Христос есть ответ” (CITA) по материалам книги Д. Таунсенда «12 христианских верований, которые могут свести с ума».
Последнее: 01.01. Спасибо!