В отличие от Авраама, я впервые взглянул на Землю Обетованную с высоты 10 тысяч футов, когда сидел настороже у окна в самолёте. За 11 часов я пересёк океан и континент, затмив путешествие Авраама из Ура 4 тысячи лет назад.
Также, в отличие от Авраама, Бог не говорил мне ехать туда. У меня не было никаких видений, я не слышал никаких голосов, и у меня не было даже никаких священных поручений. Тем не менее, когда я сидел, глядя на землю сквозь облака, я не мог не думать об этом древнем патриархе. “Так вот эта земля, которую Бог обещал ему”, —прошептал я в молитве.
Путешествие в Израиль должно быть духовным паломничеством. Хотя Библия и не обязывает нас посещать какие-то особые места или регионы, где Бог совершил многое для нас, но такие паломничества являются сильным и непреходящим благословением для нас.
Вот четыре духовных урока, которые я получил, посетив землю Израиля.
1. Место не имеет значения, кроме тех случаев, когда имеет
Если я — святой Храм Божий (1 Кор. 3:17), и если я могу поклоняться Ему где угодно (Ин. 4:21-24), зачем мне тогда ехать на Святую Землю? Должны ли мы вообще её теперь называть “Святой Землёй”?
Библия ясно говорит о том, что Бог создал весь мир и является верховным Царём над всеми народами земли. Более того, жертва Христа на кресте обеспечила спасение людям из всех языков, народов и племён, и благодаря Ему мы можем поклоняться Богу в любом месте в любое время, в духе и истине. Потому, в некотором отношении, Израиль является просто одним из многих народов под суверенным правлением Бога, и в этом смысле ничем не отличается от других.
Хотя это может быть и правдой, однако, есть кое-что, что выделяет Израиль как исторически уникальную страну из всех стран под небом. Израиль — это великий театр для искупительной Божьей пьесы.
Именно в Израиле я встал на колени в тени холма, где люди из Иависа Галаадского забирали тело убитого Царя Саула (1 Цар. 11:1-11; 31:8-13). Я прикоснулся к отступничеству Иеровоама своими собственными руками и задрожал при мысли об этом (3 Цар. 12:25-33). Я смотрел на долину Изреель с вершины горы, на которой Илья свёл с неба огонь, убивший пророков Ваала (3 Цар. 18). Я попробовал солёную воду там, где Иона убегал от Бога (Ион. 1:1-3). Я плавал по водам, по которым Иисус Христос ходил ногами, и на которые с верой ступил Пётр (Мф. 14:22-33). Я стоял на том самом месте, где Павел обращался к Кесарю (Деян. 25:1-12). Я почувствовал запах равнины Армагеддонской и предвидел грядущее Царство Бога (Откр. 16).
Я прошёл по стопам Христа в ту самую славную ночь из горницы к Гефсимании, к Пилату и на Голгофу.
И я видел ещё много всего другого, пробовал, касался, слышал, чувствовал запахи. И хотя не каждое из этих мест является точно известным, многие известны. Галилейское море — это Галилейское море. Капернаум — это Капернаум. Храмовая Гора — это Храмовая гора. И я был там. Я был в тех местах, где Бог совершил спасение мира. Я поклонялся Ему там так, как никогда ранее.
Местоположение не имеет значения, кроме тех случаев, когда имеет. Словно проверенный временем гимн, эта крошечная страна побуждает поклоняться, производя хвалу из самых глубин сердца. Израиль всегда будет Святой Землёй, потому что он всегда будет отделенной от других сценой, на которой Бог спас разрушенный мир. Нам не стоит выбрасывать его из нашего богословия.
2. Израиль — это не Нарния
Я знаю, что Библия реальна, а Нарния нет. Я знаю это. И тем не менее, до того, как я попал в Израиль, Израиль и Нарния существовали в одном том же разделе моего мозга, воссозданные в моём сознании через печатный мир на страницах.
На четвёртый день во мне что-то переломилось, и буквально, и духовно. Я уже пережил некоторые трогательные моменты. Я публично читал Лук. 4:16-30 в синагоге в Назарете, менее чем в полумиле от места, где Иисус произнёс те же слова. Я сидел, слушая проповедь по Мф. 5:1-16 на Горе Блаженств с видом на Галилейское море. Я стоял напротив “врат ада” в Кесарии Филипповой, где Пётр признал, что Иисус есть Христос (Мф. 16:13-20). Но это произошло только после обеда на четвёртый день.
Я был в Капернауме. Мы только что провели значительное время в синагоге конца третьего века, построенной на месте синагоги первого века, в которой регулярно проповедовал Иисус. После четырёхминутной прогулки пешком мы оказались возле insulae (дома для большой семьи) в двух (древних) кварталах от синагоги. На месте этого дома построена восьмиугольная церковь 5-го века, и посреди самой главной её части была прямоугольная комната, которая использовалась как domus ecclesia (домашняя церковь) с первой половины 1-го века. В этой комнате были найдены отрывки молитвы Отче Наш на осколках посуды и древнее граффити со словами “Иисус”, “Господь” и “Мессия”. Нам рассказали, что это был, скорее всего, дом Петра, и что в этой комнате, почитаемой с первой половины первого века, вполне мог жить и спать Иисус большую часть своего трехлетнего периода служения в Галилее (Мф. 4:13).
Правда это или нет? Мы никогда не узнаем наверняка. Как бы там ни было, я был в Капернауме. Иисус ходил по этим улицам (Мф. 13:54), проповедовал в этой синагоге (Мк. 1:21-22; 3:1-5), учил на этом берегу (Мк. 2:13). Это мог быть Его дом, где Он исцелил тёщу Петра от горячки (Мк. 1:29-31), простил грехи парализованному (Мк. 2:1-12) и собирал вокруг себя хромых, больных и одержимых (Мк. 1:32-34).
Когда я стоял там, Библия перемещала меня с одного места на другое. От воображения к опыту и от вымыслов к памяти. Израиль и Нарния навсегда были разделены в моей голове и никогда больше не жили в одних и тех же уголках моего разума.
3. Божье Царство действительно является горчичным зерном
Израиль невелик. Галилея ещё меньше. Северный берег Галилейского моря, где было сосредоточено служение Иисуса, и ширина которого составляет менее восьми миль, можно пройти пешком менее чем за полдня. Если бы я был Богом и стал человеком, чтобы открыть себя миру, не думаю, что я бы выбрал Назарет в качестве места для своего детства. И я бы не сосредотачивал своё служение в Капернауме, проводя большую часть времени в городках и деревнях наподобие Магдалы, Хоразина и Вифсаиды.
Добавьте к малости того мира, где Он обитал, ещё и тот факт, что Иисус никогда не писал книг, никогда не руководил армией из плоти и крови, никогда не производил суд над гражданами и никогда, будучи взрослым, не путешествовал за пределы современного Израиля, страны, которая по размерам не больше штата Нью-Джерси. И тем не менее, в течение поколения Его влияние было сравнимо с Кесарем, а Его имя знали даже в Испании. Эта, кажущаяся незначительной, жизнь, которая длилась менее 40 лет в захолустье Римской Империи, оказалась самой значительной из всех жизней. Это само по себе великое чудо.
Для среднестатистического североамериканца невозможно, с помощью карт и сравнений, адекватно воспринять малые размеры сцены, на которой Бог развернул драму Евангелия. Вы должны поставить свои ноги на этой земле, посмотреть на маленькое озеро, которое мы называем Галилейским “морем”, и совершить своё собственное паломничество из Капернаума в Иерусалим. Затем, когда вы окажетесь в Иерусалиме, малость этой сцены может продолжить рикошетить в вашей душе. Все события от Гефсимании до Голгофы происходили на территории, которая меньше Диснейленда. Весь мир был изменён на головке булавки, через крошечное семя в самом малом из садов.
4. Заветов, может, и два, но история искупления — одна
У историй есть контекст. Общий контекст всегда объединяет истории. Не бывает двух абсолютно несвязанных друг с другом историй в одних и тех же обстоятельствах. Путешествуя по Израилю, вы не можете не удивляться всему тому, что здесь произошло. И что самое важное, за один день, паломник-христианин здесь посетит места и Ветхого, и Нового Заветов, многие из которых одни и те же.
Например, Иисус Навин перешёл Иордан в том месте, где был крещён Иисус. Иона отправился в плавание из того же портового города, в котором у Петра было видение перед тем, как он начал свою первую миссию к язычникам, в Кесарию к Корнилию. Царь Давид родился там же, где позже родился Иисус, и установил своей столицей город, в котором позже Иисус был распят. Езекия во дни Исаии построил водопровод, ведущий к Силоамской купальне, где позже Иисус исцелил слепого. Иоиль пророчествовал о суде в той самой долине Иосафата, которую прошёл Иуда, чтобы в Гефсимании поцеловать Иисуса.
Искусственное разделение на Ветхий и Новый Заветы, которое укоренилось в умах многих читателей Библии, начинает рушиться, как стены Иерихона, когда ты посещаешь эти реальные места. События Ветхого и Нового Заветов перемешаны, наслоены друг на друга в маленьком уголке планеты, в котором нет заметных географических разделений между тем, что произошло до Христа и после. На самом деле, география Земли Израиля даёт такое естественное единство Библии, которого не может дать ни одна книга по богословию.
Опыт, изменяющий жизнь
Нам не нужно ехать в Израиль, чтобы жить полноценной христианской жизнью. На небесах нет дополнительных баллов тем, кто побывал там. Тем не менее, я призываю вас сделать одной из целей своей жизни поставить ноги на Землю, которую Бог обещал Аврааму, Исааку и Иакову. Это навсегда изменит ваше хождение с Богом.
Мы можем поклоняться Богу где угодно, но после посещения Земли Обетованной вы никогда не сможете поклоняться Ему как раньше.
Автор — Адам Стюарт Браун / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Очень хорошая и ценная статья.
От себя я бы добавила, что в Израиль лучше ехать в составе не очень большой группы. Лично мне толпа людей, фотоаппараты и прочие атрибуты туристической поездки очень мешали сосредоточиться на мыслях о местах, которые мы посещали.