В 1990 и 1991 годах я возил группу студентов в Швейцарию и Германию на учёбу в течение нашего январского семестра. В обоих случаях мы посещали печально известный концентрационный лагерь Дахау. Стоять там, где творилось зло, куда входили евреи, из которых минимум 35 тысяч было убито, было эмоционально тяжёлым испытанием. Стоя рядом с газовой камерой и глядя на то место, где были похоронены тысячи, я был поражён тем, что в этом месте была зелёная трава и тихий ручей.
Как возможно восстановление для места, где был концентрационный лагерь? Как возможно превращение Германии в процветающую и функционирующую демократию? Как это возможно, чтобы люди снова поверили в то, что нам нужно продолжать человеческую цивилизацию?
За этими вопросами стоит ещё более важный вопрос. Что является движущей силой человеческой истории? Мы можем извлечь важный урок о том, кем мы являемся в истории, сопоставив два разных ответа на этот вопрос: один дал английский философ 17-го века Томас Гоббс, а другой — еврейский пророк Исаия.
Идея Гоббса о вечном конфликте
Гоббс жил во время бурной и разрушительной гражданской войны в Англии 1642—1651 годов. Он боялся социального хаоса и написал книгу «Левиафан», чтобы преодолеть это. Он выступал за существование правителя-диктатора, который укрощает жестокие инстинкты людей и обеспечивает справедливость.
В понимании Гоббса, естественное состояние — это вечная междоусобная человеческая война и, следовательно, жизнь «одинока, бедна, скверна, жестока и коротка». Мы запираем двери на ночь, и мы крепко держались бы за свои пистолеты, если бы оказались в одной комнате с нашим заклятым врагом. В таком страшном мире мы должны полагаться на два закона природы: во-первых, нам лучше жить в мире; и во-вторых, учитывая склонность человечества к конфликтам, самооборона является естественным правом. Таким образом, у правительства есть власть принуждать к согласию и подавлять непокорных инакомыслящих.
Гоббс прав. Человеческая история полна конфликтов и жестокости. В Первой мировой войне погибло 22 миллиона солдат и мирных жителей, и ещё 23 миллиона получили ранения. Считалось, что эта война положит конец всем войнам. Но в течение одного поколения мир снова оказался в состоянии войны, причём ещё более жестокой и разрушительной. 85 миллионов людей погибли во Второй мировой войне в течение шести лет.
Можно было бы подумать, что такие несчастья должны были убедить цивилизацию остановить массовые убийства, но менее чем через поколение 60 миллионов людей погибли по политическим причинам под тиранией марксистско-коммунистических режимов Советского Союза, Китая и Камбоджи.
Теперь мы снова столкнулись с войной в Украине и возможностью войны в Азии. Один только 20-й век, кажется, подтверждает утверждение Гоббса о том, что мы живём в состоянии постоянного конфликта, и что движущей силой истории является коллективное человеческое желание либо вести войну, либо защищаться, идя на войну. Хотя многие упорно трудятся ради мира и улучшения цивилизации, для кого-то прав Гоббс: человеческую историю определяют разрушительные силы.
Более глубокое объяснение Исаии
Ещё одно объяснение можно найти в великом видении Исаии Бога в действии. Его книга читается как одна пророческая интерпретация человеческой истории. В ней описаны хаотические и раздираемые войной эпохи, когда Ассирия завоевала Израиль в 722 году до н.э. и когда Вавилон опустошил Иудею и Иерусалим в 586 году до н.э. В некотором смысле Исаия жил в гоббсовском мире.
Но пророк знает, что Яхвэ — Господь всех народов и что Он действует через людей во имя справедливости, несмотря на бушующие и хаотические времена. Исаия видит более глубокую суть — то, как Яхвэ судит, сдвигает и направляет историю человечества к тому дню, когда мечи и копья будут превращены в орала и серпы, когда всё изобилие мира придёт в Иерусалим, и люди уже не будут плакать, но вместо этого будут наслаждаться богатством, взаимоуважением друг к другу и любовью Создателя нового неба и новой земли.
В свете 58 и 61 глав пророк описывает деятельность особой группы людей, которые восстанавливают развалины городов, заделывают проломы в стенах и восстанавливают улицы. Они присоединяются к суверенному предопределённому труду Господа и восстанавливают исторические повреждения, чтобы наступил Господний благоприятный год. Эта группа преодолевает остатки человеческой ненависти и жестокости, исцеляет горе и скорбь поколений и готовит общество к тому, чтобы правильно встретить истинного Господа всех людей.
Последнее слово не за войной
Для Исаии, хотя война реальна и ужасна, это не последнее слово. Настоящей темой человеческой истории и судеб является Божья рука, преодолевающая разрушающие силы и восстанавливающая людей в их истинном предназначении. Бог обращает зло в добро. Подобно великому дирижёру оркестра, Бог заменяет партитуру какофонии разрушений прошлой человеческой истории на грандиозное крещендо, в котором Его народ празднует жизнь вместе с Ним и друг с другом. В жестоком мире, чтобы увидеть действие Божьего провидения, необходимо стать свидетелем и участвовать в Божьей борьбе за справедливость, праведность, мир и полноту человечества, ведущейся против сил разрушения.
Другая движущая сила истории человечества — это та, которую предсказал Исаия: сила восстановления, которая восстанавливает руины, отстраивает стены, закрывает проломы и закладывает основания для нового неба и новой земли.
Но мы должны задать вопрос. Является ли вера Исаии просто проекцией желаний? Является ли это опиумом для обезболивания человеческой безысходности? Нет, вера Исаии в принцип божественного восстановления — это такая же реальность для нашего исторического опыта, как и гоббсовский принцип разрушения.
Божья телеология в действии
Здесь работает телеология, которую можно увидеть в интеграционных тенденциях природы и человеческой истории. Её можно увидеть в траве, начавшей снова расти на территории Дахау — и это не единственное место, где её можно увидеть.
В 2007 году я побывал на пляжах Нормандии. Когда наша экскурсия привела нас на Омаха-Бич, мы оказались там, где 6 июня 1944 года было убито или ранено почти 2400 американских солдат. Какой ужас, какая потеря. Но на пляже было спокойно и слышался постоянный звук разбивающихся волн. Позже в тот же день мы пошли на американское кладбище — пример одного из самых благородных, прекрасных и живописных мест в мире. Как из такого ужаса может выйти красота? Как такие места, как Нормандия или Дахау (и тысячи подобных им мест в истории человечества) могут быть восстановлены, отстроены и исцелены?
Это правда, что страх, разрушение и война рядом с нами, но также верно и то, что Бог и Его восстановление действуют. Из человеческого опыта не испарилась надежда. Цивилизация продолжается. Дети рождаются и воспитываются. Красота остаётся, и остаётся вера в Бога и добро. Разрушение не может привести к восстановлению. Зло не может быть причиной добра. Но Господь обращает хаос в искупление, как и предсказал Исаия. Остаётся только один вопрос: во что мы вносим свой вклад?
Автор — Дэннис Л. Сэнсом / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!