Сегодня быть мужчиной не легко. На самом деле, сейчас, наверное, даже сложнее, чем когда-либо. В древние времена общество усердно работало над развитием своих мужчин. Мы установили чёткое представление о мужественности и учили наших мальчиков соответствовать этим идеалам. Мы чтили мужественных мужчин как образцы для подражания. Когда мужчины не соответствовали этим стандартам, — как это часто происходило, — общество очень часто упрекало их. Особенно важной культурной целью было создание храбрых, благородных, мужественных мужчин.
Теперь же мы унижаем наших мужчин. Приводим их в смущение. Отталкиваем их. Словесно оскорбляем их. И следовательно, мы губим их. Что же происходит?
Одна из худших вещей, которая возникла в нашей современной культуре, - это «токсичная мужественность» (т.е. идеализированные брутальность, бесчувственность и самовольность в социальной роли и поведении мужчины). Откуда пришло это понятие — не особо важно. Дело в том, что оно широко распространено. Даже если вы не слышали об этом понятии, вы, по крайней мере, слышали саму идею о том, что традиционная идея мужественности ядовита. Как говорят критики, когда мужчины проявляют лидерство или используют свою физическую силу в формировании нашей культуры, они создают этим своеобразный токсичный туман для нашего общества.
Это не правда. И не позволяйте никому говорить, что это так.
Миру нужны хорошие мужчины. Почему? Потому что есть также и плохие мужчины. Их очень много. И только хорошие, смелые мужчины могут помешать тиранам распространить свой удушливый туман во всем нашем обществе. Это то, что уразумели многие великие лидеры. Но никто не описал это в форме истории лучше, чем Дж. Р. Р. Толкин.
Почему Толкин?
Джон Рональд Руэл Толкин (1892–1973гг.) — это человек, которым я восхищаюсь уже очень давно. Я помню, как я мальчишкой в первый раз делом случая познакомился с его миром. Моя первая «встреча» с Толкином произошла не благодаря знакомству с его творчеством. Это было более реально. Я только что переехал в Оксфорд с родителями. Это было лето 1981 года. Когда я бродил по переулку недалеко от дома, где остановилась моя семья, я заметил табличку над дверью соседа. Это было на Сэндфилд-роуд, 76. Мемориальная доска гласила: «Здесь жил Дж. Р. Р. Толкин в 1953 — 1968 гг.» Там также были изображены дракон, компас и холм с дырой посередине. Довольно увлекательно для моего 11-летнего ума, но я не особо придавал этому значение.
Моя любовь ко всем обстоятельствам Средиземья пробудилась только когда я пришел домой с новой книгой из Книжного магазина Блэквелла, который на Брод-стрит, — того самого книжного магазина, в котором было опубликовано первое стихотворение Толкина в 1915 году. За день я прочитал «Хоббита». Затем — три тома «Властелин колец». И с тех пор я навсегда был очарован этой историей.
Сам Толкин был типичным представителем совета оксфордского колледжа. Мы изображаем его в твидовом пиджаке, с трубкой в руке и стопкой пыльных англосаксонских рукописей на столе. Но это не значит, что он не был «мужественным». Совсем наоборот: как мы вскоре увидим, быть мудрым и ученым — очень мужественно.
И все же молодой Толкин воплощал и другие идеалы мужественности. Согласно его биографии из группы «Общество Толкина» в интернете, он пошел вслед патриотическому зову и присоединился к Ланкаширским стрелкам, чтобы сражаться с немцами в Первой мировой войне. Новобранец прибыл во Францию как раз перед наступлением на Сомме, — жестокому примеру ужасов окопной войны и одному из самых кровавых сражений в истории человечества.
После нескольких месяцев боев в окопах Толкин заболел смертельной лихорадкой и был отправлен обратно в Великобританию, где он выздоровел и закончил свою военную службу. Его друзья, с которыми он когда-то создал литературный клуб, все, кроме одного, были убиты в бою. Вскоре он женился на возлюбленной его детства, Эдит, и занялся воспитанием своих детей. О мужественных подвигах и знаках любви молодого Толкина в 2019 году был снят кинофильм. Он был тем парнем, который вам, вероятно, понравился бы.
Мужественность, описанная Толкином в его работах, была воплощена в различных формах. Я хочу предложить вам шесть различных моделей мужественности, представленных на основе персонажей «Властелина колец». Однако эти черты присущи не только мужчинам; очень часто они служат примером также в характерах женщин. Но в своих рассказах Толкин мастерски описывает, как эти добродетели воплощаются в мужском контексте. Все шесть моделей изображают те черты, которыми необходимо владеть хорошим мужчинам. Если ты мужчина, ты не спрашиваешь «Под какую модель подхожу я?», а задаешь вопрос «Кем из них мне нужно быть сейчас?».
Модель 1. Гэндальф, мудрец
Мудрость – это одно из самых редких и ценных достоинств мужчины. Мудрец — это тот, чьи слова дают понимание, которого нет у большинства людей. Они предлагают новый способ мышления, часто посредством содержательного утверждения, которое завораживает вас, заставляет задуматься и улучшает вашу моральную жизнь. Такая мудрость рождается из глубокого знакомства со знаниями: книгами и письменами, которые содержат историю культуры и накопленный опыт. Обратите внимание на эти проницательные высказывания Гэндальфа:
- Когда Фродо обременен тяжестью Единого Кольца и с горечью говорит: «Хотелось бы, чтобы ничего этого не произошло», — в ответ Гэндальф говорит: «Так думают все, на чью долю выпадает подобное, но это не им решать. В наших силах решать только что делать со временем, что нам отпущено».
- Когда члены Братства и близкие друзья навсегда прощаются, Гэндальф замечает: «Я не буду уговаривать вас не плакать, потому что слезы — это не всегда плохо». Он понимает, что горе — это вещественная часть жизни в разрушенном мире. Даже сильные мужчины могут плакать.
- Когда Фродо жаждет наказания для безумного Голлума, Гэндальф упрекает его: «Многие из живущих заслуживают смерти, а многие из умерших — жизни. Ты можешь вернуть им ее? Тогда не спеши осуждать и на смерть. Никому, даже мудрейшему из мудрых, не дано видеть все хитросплетения судьбы».
Конечно, мудрость не обязательно должна быть признаком стариков с длинными белыми бородами. Молодые мужчины тоже могут быть мудрыми. Но им придется изучать и накапливать знания. Они также должны наблюдать за течением жизни и приобретать опыт. Только тогда слова мудреца могут сотворить нечто волшебное в мире.
Модель 2. Арагорн, воин
Арагорн, вероятно, — самый известный из всех персонажей «Властелина колец» Толкина. Он герой королевского происхождения; его восхождение на престол записано в «Возвращении короля». Арагорн искусен с луком и клинком; он разводит огонь; он охотится на дичь; он ведет людей, эльфов и гномов в бой. После многих великих потерь Странник-следопыт (его прозвище) занимает свое законное место как Арагорн, сын Араторна, короля Гондора. Толкин пишет: «На троне сидел человек, одетый в кольчугу, на коленях у него лежал большой меч, шлема на нем не было. Когда (Фродо и Сэм) подошли, он встал. И хотя он изменился, они узнали его, узнали повелителя людей с прекрасным и радостным лицом, темноволосого, с серыми глазами». Воистину, Арагорн был царем-воином, человеком, достойным былых времен.
И все же, этот могущественный король был мужчиной, который мог контролировать себя. Он не спешил вступать в несправедливые войны. У Арагорна не было ни затаенной обиды, ни желания сражаться просто ради власти, самолюбия или острых ощущений битвы. Этот король был настолько смиренным, что в момент его коронации, когда все почитали его доблесть в бою, он поклонился двум маленьким хоббитам и, посадив их на трон, провозгласил: «Хвалите их с большой похвалой!» Во все времена удивительная сила Арагорна находилась под его контролем и командованием. Он использовал ее в борьбе против зла. Но до тех пор, пока в ней не было надобности, он держал ее под контролем и хранил на день битвы.
Также воин Арагорн заботился о других. Он заботился о слабых. Когда Черные Всадники напали на Хоббитов на горе Заветрь, именно Арагорн вступился за них, размахивая горящим факелом, и защитил их от этих ужасных призраков. Тем не менее, Фродо был ранен ядовитым клинком. Воин Арагорн знал военную медицину и, чтобы помочь своему другу, он нашел целительное растение. Заботливый воин всегда использует свою силу не для своей гордости или эгоистичной выгоды, но для защиты слабых и невинных.
Модель 3. Фродо, самоотверженный
Фродо часто считают главным прообразом Христа в «Властелине колец». Он принял решение нести бремя, которое ему не принадлежало, которое повлекло за собой ужасные потери и требовало вечной платы за это. Тем не менее, Фродо охотно вошел в логово врага. На своем физическом теле он нес злое проклятие, которого он не заслуживал, чтобы уничтожить его и спасти мир. Этот страшный путь Фродо прошел до конца, даже до самой смерти.
Когда, наконец, Единое Кольцо было брошено в пламя в недрах Роковой Горы, силы покинули Фродо. Он и Сэм завалились друг на друга на холме пепельного цвета, окруженном потоками лавы, которые вскоре должны были поглотить их. И тогда среди клубящегося дыма и пепла их заметил сверху Орел Гваихир. Его зоркие глаза заметили лишь «две крошечные темные фигурки, окруженные со всех сторон лавой. Вот они упали от очередного подземного толчка, а от островка, приютившего их, откололся большой кусок. Вокруг содрогались и рушились скалы, из-под земли выплескивались все новые потоки огня. Презрев страшную опасность, птица-гигант ринулась вниз. Их маленький холмик трясся как в лихорадке, все вокруг плавилось от страшного жара. Они закрыли глаза руками, чтобы не видеть смерти».
В тот момент силы совсем покинули Фродо. Он доказал свою готовность полностью отдать себя ради дела, которое потребовало принести в жертву самое дорогое. Он отказался от всего, что ему было дорого, от всего, что он оставил в своем любимом Шире. И сделал он это по собственной смелой воле. «Я отнесу Кольцо, — тихо заявил он членам Совета Элронда, — хотя я не знаю, как это сделать». И тогда он отдал все. Так же, как должен поступить мужчина.
Модель 4. Леголас, создатель прекрасного
Эльф Леголас был одним из самых странных существ в своей расе. Он на всю жизнь подружился с гномом Гимли, чья раса с давних времен ведет вражду с эльфами. Это показывает, что Леголас способен видеть далеко за внешними пределами и стереотипами. Даже когда ему было не легко, он стремился к миру, зная, что состояние мира перед лицом врага — это прекрасно.
Леголас сочиняет стихи и поет песни. Когда члены Братства пришли в мистический лес Лотлориэн, Леголас рассказал им забытые сказки о том, что было, пока мир еще не ожесточился: тишина лугов у Великой реки утопала в солнечном свете и звездном блеске. Затем Леголас пел для своих друзей, когда все они отдыхали у реки после долгих трудностей. Благородный эльф пел «тихим голосом, почти сливающимся с шелестом листьев и плеском воды»:
То песнь о Деве, что жила
В далекие года,
Чиста, как полдень, и светла,
Как ранняя звезда.
Она несла эльфийский свет —
Так, солнцем залитой,
Волшебный Лориен одет
Зарею золотой;
Так бьется чистым серебром
Прозрачный звонкий ключ;
Так ветер в странствии своём
Свободен и летуч.
Эта древняя песнь успокаивала членов Братства и приносила мир в их измученные сердца.
Леголас был очень внимательным; он часто видел красоту, когда другие ее не замечали, особенно в царстве природы. Леголас был большим любителем мира природы, и он познакомил своих друзей с его волшебством. Он обрадовался, когда впервые увидел Фангорнский лес; когда он смотрел на звезды, он восхищался их изяществом; когда он созерцал море, он пел о его дальних берегах. Леголас не любил сидеть в четырех стенах. Благодаря своим мужественности и бесстрашию, в диких условиях и на свежем воздухе он чувствовал себя, как дома.
Еще Леголас очень ценил красоту настоящего мастерства. У него было искусное снаряжение, а одет он был с иголочки и весьма привлекательно. Он заботился о своей внешности не потому, что был гордым, а потому, что уважал себя. Еще он все время тренировался и оттачивал свои навыки стрельбы из лука, чтобы он мог искусно выполнять свои обязанности. И когда злой Назгул напал на членов Братства, его усердные тренировки в стрельбе из лука показали свой результат. Точный выстрел Леголаса отвратил Монстра. «Несется стрела из эльфийской тетивы... Снова разведняя небо». Куда бы Леголас ни шел, он создавал красоту и распространял добро. От его искусства всем вокруг было хорошо.
Модель 5. Гимли, энергичный
Раса гномов в мире Толкина славится своей активной деятельностью. Они постоянно что-то копали, строили и создавали. У самого же Толкина были сложные отношения с миром промышленности, особенно в связи с индустриализацией, которая постигла Англию в начале века. Срубленные деревья и дымчатые камины изображены как символы зла в руках Сарумана в Изенгарде, а позже в образе Шарку во время возвращения героев в Шир. Иногда Толкин в буквальном смысле упрекает гномов в том, что они «слишком глубоко копают» и пробуждают силы зла, как это случилось от Проклятия Дурина, когда гномы разбудили огненного Балрога, с которым Гэндальф сражался до смерти.
И все же, мы видим, что Толкин очень ценит в гноме Гимли трудолюбие. Гномы были землекопами, которые создали великие подземные королевства и выковали много прекрасных орудий из металла и драгоценных камней. Также они создали удивительные образцы архитектуры из камня и каменной кладки. В Гимли представлена положительная сторона производительного труда и разумного использования природных ресурсов. Его мужество — это мощная сила для формирования мира.
В Гимли воплощена черта мужественной выносливости. Когда дело становится трудным, он, тем не менее, продолжает упорствовать. Он, так сказать, готов упрямо продолжать идти вперед, даже когда другим эта ноша тяжела. Когда членам Братства, — и тем более слабым и коротконогим хоббитам, — нужно было прекратить свое спокойное путешествие по реке и начать тернистый пеший путь, Боромир выразил свое опасение: «Будь мы все Людьми, и то это непростое дело». На что Гимли ответил: «Там, где люди спотыкаются, гном идет себе и еще несет вдвое больше своего веса, мастер Боромир!» Гимли всегда готов к выполнению предстоящей задачи, и он своей заразительной силой духа и темпераментом вдохновляет своих друзей проходить эти вызовы судьбы.
И все же Гимли не только делает свою работу с твердой решимостью; с каждым вызовом он справляется с энтузиазмом и «изюминкой». Даже когда он сражается с орками, он делает это так, будто ведет игру с Леголасом. И после того, как дело закончено, Гимли весьма энергично ожидает время празднования победы. Надо сказать, в фильмах Питера Джексона «Властелин колец» Гимли изображен как гораздо более беззаботный персонаж, чем его изобразил Толкин. Никто не может забыть пьяную игру Гимли и Леголаса в фильме «Возвращение короля». Или как он страстно ждал «Ревущих огней! Солодового пива! Красного мяса на кости!» в Мории.
Однако в истории, написанной в книгах, Гимли был более трезвым. Несмотря на это, гномы, конечно, были созданы веселыми существами. История «Хоббита» начинается с того, как в дом Бильбо заявляется команда Торина Дубощита и топчет все, что находится в его переполненной продуктами кладовой, — это одна из величайших сцен пиршества во всей литературе. Настоящие мужчины знают, как справиться со своей работой, используя все свои ресурсы и силы; и когда работа выполнена, они умеют и отпраздновать это с большим удовольствием.
"Модель 6. Сэм, друг
В образе Сэмуайза Гэмджи можно заметить одну из самых высоких черт мужественности: преданность своим товарищам на протяжении всего жизненного пути. Настоящие мужчины заводят искреннюю и длительную дружбу. Они могут до глубины души любить других мужчин, без каких-либо странных сексуальных оттенков. Классический пример имеет основание в истории, с которой Толкин, набожный католик, должно быть, был знаком. Царь Давид так сильно любил своего друга Ионафана, что, когда Ионафан умер, Давид воскликнул, что их братская любовь была превыше любви к женщине (2 Царств 1:26).
Сэм как настоящий друг связал себя узами обязательств к Фродо. Когда Братство распалось и все пошли разными дорогами, лишь один Сэм последовал за Хранителем Кольца, когда тот пытался уплыть. Ничего не страшась, он навсегда отдал свою судьбу в руки своего хозяина. Этот поступок можно интерпретировать как символ крещения:
«Я иду, мистер Фродо! Иду!», — закричал Сэм и плюхнулся в воду, пытаясь в отчаянии ухватиться за уплывающую лодку. Она отплыла уже на целый ярд. Он закричал и со всплеском нырнул с головой в глубокую стремительную воду. Вода сомкнулась над его кудрями — и он пошел ко дну.
И лишь когда Фродо наклонился и поднял Сэма из глубины, тот пытался дышать и сражаться за жизнь, но уже навсегда изменился. Забравшись в лодку, Сэм обещает вечно хранить верность Фродо, своему хозяину и другу. Они вдвоем пойдут в тень и огонь Мордора.
Когда они, наконец, достигают этой ужасной земли, наступает окончательное испытание верности Сэма Фродо. Их предал коварный Голлум, и с тех пор их путь лежал через логово грозной самки паука — Шелоба Великой. И даже не смотря на то, что она укусила Фродо и завернула его в свою паутину, Сэм спешит на помощь своему хозяину. Он поднимает меч Стинг и наносит удар по тучному пауку и прогоняет ее. «Отпусти его, ты, тварь! Отпусти его!», — говорит он, держа в руках залитый слизью клинок. «Не трожь его, поняла! Давай, сразимся!» Верность Сэма Фродо придает силу его смелому поступку.
Однако же, самый глубокий акт верности Сэма проявился тогда, когда Фродо больше не мог нести вес Кольца по склонам Роковой Горы. Фродо падает на колени и пытается ползти вперед, но не может. Его сила покинула его. Толкин описывает эту сцену очень ярко и эмоционально:
Сердце у Сэма обливалось кровью при виде этого зрелища, но на воспаленных глазах не появилось ни слезинки. – Я говорил, что понесу его, пусть хоть спина сломается, — пробормотал он, — и понесу!
Послушайте, Фродо! — воскликнул он. — Пусть мне нельзя нести Его вместо вас, ну так я понесу Его вместе с вами. Вставайте! Залезьте-ка мне на плечи. Только скажите, куда идти?
И затем Сэмуайз Гэмджи поднял своего истощенного товарища на свои плечи и с трудом зашагал в огни погибели. Эта сцена является метафорой жизни. Кто из нас не сталкивался в одиночку с ужасными испытаниями и не испытывал страх? И кто не чувствовал ободряющей помощи товарища с его стороны? Когда мужчина поддерживает своего друга во всем, можно вынести даже самые большие трудности в жизни.
Призыв к мужчинам
Благодаря этим увековеченным персонажам, мы получаем богатую картину об истинном мужестве. Толкин в своих книгах изобразил прекрасные модели мужественности. Настоящий мужчина — это личность; он умело справляется, по крайней мере, с этими шестью сферами жизни: интеллектуальной, физической, эмоциональной, художественной, профессиональной и в сфере отношений. Опять же, вопрос, который стоит перед нами: «Какую из этих моделей мужественности мне нужно воплотить в данный момент?»
Во «Властелине Колец» (том II «Две крепости») есть отличная сцена, когда Древобород дает хоббитам Мерри и Пиппину Напиток энтов. Напиток энтов — это напиток из волшебной речной воды со вкусом корней земли и прохладного ночного бриза. Всего несколько глотков этого напитка прибавили три дюйма росту этим двум маленьким друзьям, превращая их в самых высоких хоббитов, которые когда-либо жили на земле.
Точно так же действует и настоящая мужественность. Она не токсична, а упоительна: освежающий напиток, который придает бодрость всем, кто его выпивает. Мужественность — это не яд, а мощный эликсир, который делает крошечных хоббитов высокими и могучими. Разве вы не хотите такой напиток?
Автор — Брайан Литфин / thegospelcoalition.org / bryanlitfin.com
Перевод — Валерия Кучеревская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо за замечательную статью! Очень люблю Толкина и надеюсь, что автор возьмётся и за раскрытие женских образов этой книги!)) У них тоже есть, чему поучиться.