Ересь перфекционизма

Есть одна древняя ересь, разделяющая христиан на два типа: «плотские» и «исполненные Духом». Это ересь перфекционизма. Перфекционизм утверждает, что есть особая категория христиан, которые достигают нравственного совершенства уже в этой жизни. Естественно, такие люди не забывают и о посредничестве Святого Духа, который и дает христианину победу над грехом. В то же время, в подобном перфекционизме наблюдается определенная элитарность, чувство, что достигшие совершенства христиане стоят выше остальных верующих во Христа. С одной стороны, официально «совершенные» не приписывают заслугу их совершенства самим себе. Но в то же время в их жизнь закрадывается гордыня и самоправедность.

Опасность перфекционизма заключается в том, что это заблуждение серьезно искажает человеческое мышление. Представьте себе, насколько должен быть поврежден наш разум, чтобы мы могли настолько обмануть себя и решить, что на самом деле достигли безгрешного состояния.

Ересь перфекционизма неизбежно влечет за собой еще одно, а чаще два заблуждения. Убедить себя в том, что мы уже достигли безгрешного состояния, мы можем только лишь, если серьезно страдаем либо от переоценки собственной нравственности, либо от недооценки требований Божьего закона. Ирония перфекционизма заключается в том, что хотя перфекционизм стремится как можно дальше отгородиться от антиномизма, тем не менее он неумолимо и неизбежно приходит точно к тому же самому.

Поверить в собственную безгрешность мы можем, только лишь сведя на нет стандарты Божьего закона. Для этого мы обязаны снизить планку Божьей праведности, низведя ее до уровня собственного поведения. Мы должны лгать сами себе и о Божьем Законе, и о собственном послушании. А для этого необходимо угашать Святого Духа, когда Он пытается обличить нас во грехе. Поэтому перфекционисты не столько исполнены Духа, сколько пытаются Его угасить.

Один из аспектов не прекращающегося в нас освящения – это постоянно растущее осознание того, как далеки мы от совершенства. На самом деле, перфекционизм – это обезображенная форма анти-перфекционизма. Чем больше мы думаем, что становимся совершенными, тем менее совершенными мы становимся.

Однажды я повстречался с молодым человеком, который стал христианином примерно за год до нашей встречи. Он смело заявил мне, что получил «второе благословение» и теперь живет победоносной совершенной жизнью, в которой нет места греху. Тогда я обратил его внимание на учение апостола Павла в главе 7 Послания к римлянам. Эта глава – смертельный удар по любому учению оперфекционизме. На мое замечание мой молодой друг отреагировал так же, как обычно реагируют все, кто исповедует ересь перфекционизма. Они согласны, что в Римлянам 7 Павел описывает свою жизнь до того, как он обратился ко Христу.

Я объяснил молодому человеку, что с точки зрения экзегетики невозможно предположить, что Павел описывает свои переживания дохристианской жизни. Мы более подробно изучили отрывок, и парень, наконец, согласился, что Павел описывает свои переживания в настоящее время. Но тотчас добавил: «Возможно, Павел описывает свои настоящие переживания, но в тот момент он еще не обрел второго благословения».

Тут мне уже было нелегко скрыть свое изумление от такого духовного высокомерия. Я прямо спросил молодого человека: «Не хотите ли вы сказать, что, будучи лишь год в вере, в девятнадцать лет, вы достигли более высокого уровня послушания Богу, чем апостол Павел в то время, когда писал Послание к римлянам?»

Моему удивлению не было предела, когда молодой человек без тени сомнения ответил «Да!» Я был в шоке, до какой степени человек может обмануть себя, думая, что он достиг безгрешного состояния.

Однажды я говорил с одной женщиной, также утверждавшей, что у нее есть «второе благословение» перфекционизма. Эта женщина немного сузила свое понимание собственной «безгрешности». По ее словам, она настолько освящена, настолько достигла святости, что больше не совершает своевольных грехов. В то же время, она признала, что иногда совершает грехи, но ни в коем случае не по собственной воле, а лишь «невольно».

Что же такое «невольный» грех? Всякий грех предполагает выражение воли. Если в действии человека нет воли, это действие нельзя оценить с нравственной точки зрения. Невольное биение сердца нельзя считать моральным деянием. Всякий грех совершается по воле. На самом деле, упрямое своеволие и есть сама сущность греха. Нет греха без желания совершить грех. Та женщина оправдывала собственный грех тем, что совершила его не по своей воле. Тот грех просто «случился». Это старейшее самооправдание человека: «Я не хотел….».

Традиция уэслианской церкви отражает еще один аспект перфекционизма. Методисты говорят, что совершенства на земле можно достичь лишь в проявлении «совершенной любви». Это значит, что некоторые нравственные слабости по-прежнему вызывают у нас духовную борьбу, но по крайней мере мы можем получить в дар совершенную любовь. Однако я прошу вас задуматься над этими словами. Если мы получили в дар абсолютно совершенную любовь, как тогда возможно, чтобы мы согрешили хоть в чем-либо? Если бы я имел совершенную любовь к Богу, моя воля была бы исключительно в послушании Ему. Как любящее Бога совершенной любовью творение может вообще согрешить против Него?

Кто-то может сказать: мы грешим против Бога по незнанию. Но совершенная любовь, которой мы должны любить Бога, совершенна не только в сердце, но и в разуме. Если бы мы любили Бога всем разумением своим, откуда бы у нас было незнание? Тот, кто любит Бога совершенной любовью и всем разумением своим, будет в совершенстве изучать и постигать Слово Божье.

Разум, любящий Бога совершенной любовью, будет точно знать и понимать, как светит «свет стезе моей». Совершенный ум, любящий Бога, не совершит ошибок в изучении и понимании Священного Писания

Но разве мы не можем совершать ошибок по причине того, что разум наш отнюдь не совершен? Вопрос в том, почему наш разум несовершенен. Не потому, что у нас не хватает мозгов или способности к мышлению. Наше мышление затуманено, потомучто затуманены наши сердца. Если же убрать туман из сердца, разум будет просвещен ярким Божьим светом.

Совершенная любовь тогда приведет к совершенному послушанию. За всю историю этого мира можно было наблюдать лишь одну совершенную любовь. Это была любовь Христа, который проявил совершенное послушание. Иисус любил Отца совершенной любовью и никогда не грешил, ни вольно, ни невольно, ни по незнанию.

Автор — Роберт Спраул

Источник — propovedi.ru

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!