Есфирь и молчаливый суверенитет Бога

Есфирь и молчаливый суверенитет Бога

Если вы принадлежите к религиозному меньшинству, живущему в господствующей культуре, взгляды которой практически полностью отличаются от ваших, что вы делаете? Вы уходите, ассимилируетесь, протестуете, критикуете?

Это вопрос, который Тим Келлер задаёт в своей серии проповедей из четырёх частей под названием «Есфирь и сокрытость Бога». И этим вопросом сейчас задаются многие из нас.

Без упоминания о Боге

В библейской книге Есфирь евреи находятся в опасности. Они являются религиозным меньшинством, живущим в Персии, обществе, в котором преобладают духовные и моральные ценности, сильно отличающиеся от их собственных. У них нет ни царя, ни армии, ни земли. И могущественные силы хотят их уничтожить.

В прошлом, когда Божий народ попадал в беду, Бог посылал чудеса и знамения. Однако здесь кажется, что Он полностью отсутствует. Здесь вообще нет упоминания о Боге — ни видений, ни снов, ни пророчеств, ни молитв.

Это случайная оплошность? Или же именно в этом вся суть?

Череда «случайностей»

История Есфирь — это одна из наиболее реалистичных историй Божьего провидения именно потому, что Бог как будто отсутствует. Она показывает нам, как невидимый Бог часто действует в человеческой истории — «не через Своё чудесное вмешательство», как отмечает Карен Джобс, «но через совершенно обычные события».

В книге Есфирь для спасения евреев происходит череда «случайностей»: пьяный и хвастливый царь, уважающая себя царица, конкурс красоты, чувственная девушка, подслушанный разговор и своевременная бессонница. Бог использует даже сомнительные с точки зрения морали решения, чтобы всё это вместе сработало на благо Его народа.

И с помощью этих загадочных и, казалось бы, неважных вещей, Он продвигает Свои цели. В истории Есфирь Бог заботится меньше о внешнем виде и больше о Своём суверенитете.

Одержимые внешним

Печальная ирония заключается в том, что Бог не заботится о внешнем виде, а мы заботимся.

Книга Есфирь начинается с пира, устроенного царём во дворце — настолько роскошном по описанию дворце, что его можно было бы сравнить только с Храмом или Скинией. (Первоначальные слушатели должны были бы распознать эту ассоциацию.) В течение шести месяцев царь демонстрировал свою силу, богатство, величие и щедрость перед своими вельможами и слугами в надежде получить их поддержку и верность для кампании, которую он начинал против Греции.

В последний день, когда собрался весь город, он приказывает царице предстать перед ним, чтобы он мог похвастаться её красотой. Прославляемая феминистками за самоуважение и упрекаемая фундаменталистами за непослушание, она отказывается появляться перед пьяной публикой и в результате лишается своей должности. Посыл ясен: нахальства царя следует опасаться.

Царь проводит международный конкурс красоты, чтобы заменить царицу, и заставляет всех «молодых красивых девиц» присоединиться к его гарему и в течение года проходить косметические процедуры. В конце концов «победительницей» оказывается еврейская девушка по имени Есфирь. Она молода, податлива и напугана — предвещающий контраст грядущей Есфирь.

Не так много изменилось

Вся эта сцена — от пира до конкурса — это зрелище. Она описана для того, чтобы подчеркнуть то, насколько большое значение в персидской культуре придавалось внешнему виду. Мужчины ценились по богатству и силе, женщины — по красоте и сексуальности, или, как выразился Тим Келлер, мужчины — по размеру своего кошелька, а женщины — по длине своего платья.

Не так уж много изменилось, не так ли? Мир говорит нам судить о вещах и личностях по внешним признакам. Он говорит нам, что то, что у нас есть, — деньги, красота, талант, власть — важнее, чем то, кто мы есть. Необходимы «косметические процедуры», чтобы получить более высокую репутацию и более сексуальное тело.

Когда мы принимаем этот подход, основанный на внешнем виде, мы упускаем из виду ежедневную Божью верность, потому что ищем необычных чудес, а не обычного провидения. Как отмечает Келлер:

«Когда вы видите одну из десяти казней, вы знаете, что это Бог! Но когда царь Артаксеркс напивается и начинает хвастаться, вы не говорите: “Ух-ты! Здесь действует Бог!” Но книга Есфирь пытается сказать нам: “Не делайте этой ошибки. Бог действует”».

Сегодня, если мы не видим, как Бог действует в политических решениях в Вашингтоне или в медицинской этике в здравоохранении, или в нашей личной повседневной жизни, мы не должны делать вывод, что Он не действует. Как отмечает Келлер, «Его молчание не означает Его отсутствие, Его сокрытость не означает, что Он покинул». Ибо книга Есфирь учит, что в Своём провидении Он осуществляет спасение Своего народа.

Смеясь в лицо грядущим дням

История Есфири оказалась полной противоположностью ожидаемому. То, что кажется неизбежным, не таково. Тот, кто кажется сильным, не таков. Внешность — не то, чем кажется.

Книга Есфирь написана спустя несколько поколений после того, как произошли эти события. Первоначальные слушатели знают, что царь Артаксеркс возвращается после своей кампании в Греции побеждённым правителем. Они знают, как Бог использует Есфирь для их спасения. Они знают, как уничтожен тот, кто пытался уничтожить их. И они также знают, что эта история полна иронии, сатиры и юмора. Как пишет один комментатор:

«Автор учит нас высмеивать те самые силы, которые когда-то угрожали — и будут угрожать снова — нашему существованию, и тем самым заставляет нас признать их незначительность, равно как и их силу. “Если я смеюсь над чем-то смертоносным, то только для того, чтобы не плакать”, — сказал Байрон. Евреи научились такому смеху».

И Есфирь указывает на Иисуса. Он не тот, кого люди ожидают найти в Спасителе. Он из Назарета, а не из Иерусалима. Его считают сыном плотника, а не царя. Исходя из внешности, Его нужно не уважать, а высмеивать. А затем Его видят на кресте для преступников и хоронят в чужой могиле.

Что за шутка.

Но это не конец истории. Внешность — не то, чем кажется. История Евангелия, как и история Есфирь, проясняет один из самых важных принципов библейской герменевтики: «Без Божьего откровения, — как отмечает Джобс, — человеческий опыт по своей сути неоднозначен и не может быть понят правильно».

И этим Божественным откровением является воскресение. Те силы, которые пытались уничтожить Иисуса, сами уничтожены Им — этот переворот учит нас высмеивать даже злейшего врага (1 Коринфянам 15:50-58). Вопреки всем человеческим ожиданиям, Иисус принимает смерть, которую заслуживаем мы, чтобы мы могли иметь жизнь, которой заслуживает Он.

Сегодня также не конец истории. Силы, которые кажутся контролирующими, не являются таковыми. Траектория, которая кажется неизбежной, не является неизбежной. Как пишет Джобс: «Даже за внешне незначительными человеческими решениями и событиями скрывается невидимая и неудержимая сила, которую невозможно ни объяснить, ни остановить».

Автор — Бетани Дженкинс / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!