Итак, наблюдения последних лет дают основание считать, что международное еврейское мессианское движение, которое разнообразно, и в котором разные духовные струи, которое распространилось на большое количество стран — находится сейчас на промежуточном и не самом лучшем этапе.
Начало пробуждения в еврейском мессианском служении
Современное установленное Мессианское еврейское движение по-настоящему развернулось где-то в шестидесятые годы. Вообще-то, возрождение еврейской составляющей Тела Христова, именно как еврейской, активно началось в XVIII веке через служение моравских братьев. Это было удивительное пробуждение в течение 100 лет в свободной евангельской области между Германией, Австрией и Чехией. Где один граф, которого Господь потрясающим образом затронул и переродил, отдал свои владения евангельским верующим. Он создал там своеобразную евангельскую республику, где всё строилось на основании Евангелия. Если люди были не согласны с этими основаниями, они могли ехать дальше. В отличие от других мест и стран, их не арестовывали, не вешали и не сжигали. Даже имущество не трогали, что выгодно отличает республику моравских братьев от современных церквей.
Там была непрерывная молитва в течение ста лет. Они впервые за многие века христианской церкви увидели, что Бог не отвернулся от Израиля и что для Бога очень важно служение еврейскому народу. В 30-ые годы XVIII века моравские братья послали еврейских миссионеров в еврейские районы Лондона и не только. Их миссионеры, это были мессианские евреи, вошли в еврейские районы Лондона, и, живя одной жизнью живущих там евреев, постепенно стали благовествовать.
Это было возрождение первоначального благовестия Первоапостольской церкви по отношению к евреям.
Расцвет еврейского Мессианского движения в Греции
Я перескочу на 150 лет вперёд. Англиканские церкви, Пресвитерианские церкви, Методистские церкви в 60-ые годы XIX века обратились ко Христу, – уверовали в Йешуа. Это было в Греции.
Константинопольский патриарх принял их и дал им право совершать служение на древнееврейском языке и по-древнееврейски. В 60-е годы XIX века возникла еврейская Православная церковь, которая принадлежала к Константинопольскому патриархату. Это был большой православный приход, все служили на древнееврейском. У них были раввины, им разрешили иметь еврейские имена. До этого все евреи, которые крестились, должны были менять имена.
В 80-х годах XIX века возникла первая еврейская евангельская община в Кишинёве, раввин в ней был Йосиф Рабинович.
Поэтому такие общины возникали и раньше, это стало развиваться, но потом пришла война, репрессии против евреев и евангельских служителей. Многие были высланы в Сибирь. Мало кто знает про репрессии от революционного правительства. Потом пришёл гегемон, и всякие другие, и, наконец, пришли нацисты. Под Мессианским движением в этой части мира была подведена черта.
Основатель этого движения в этой части мира, и его семья спаслись, они переехали в Израиль. Его жене удалось сохранить Детский Дом из еврейских сирот.
Возрождение еврейского движения в Америке
Казалось бы, конец Мессианскому движению. Но в начале 60-х годов XX века началось возрождение. Когда приходит время, что бы ни происходило вокруг, Бог от Своего не отступится. И Бог не отступился.
На этот раз новым центром возрождения оказалась Америка. В ней это движение стало быстро разворачиваться совместно с харизматическим движением. Последняя страница возрождения и развития Мессианского движения, связана с историей харизматического движения. Это движение действует во всех деноминациях, во всех христианских конфессиях есть харизматы: в сербском патриархате, румынском патриархате, киевском, кроме московского.
Одних католиков крещённых Духом Святым сегодня более 200 миллионов. Когда это движение вышло на новый уровень, как ни странно, параллельно вышло на новый уровень еврейское Мессианское движение.
Взаимосвязь между судьбой Церкви и судьбой Израиля
Как ни странно, возрождение скинии Давидовой падшей и история Церкви глубоко и прочно связаны между собой. Сейчас я не буду это прослеживать. Всё, что стало происходить с еврейским народом, начиная с конца XVIII и XIX веков, оказалось напрямую связано с историей современной христианской Церкви.
Этим ещё раз Бог показывает: судьба Израиля напрямую влияет на судьбы всех церквей и всего человечества. А судьба Церкви напрямую влияет на судьбу Израиля. Это переплетено Богом. Когда в 60-х годах это стало развиваться, большая часть евреев, которые пришли к Христу, пришли на волне этого харизматического движения.
«Jesus Movement» – движение среди молодёжи, оно было протестом против религиозных церковных форм. В этом движении много молодых евреев, которые увидели, что христианство – не просто набор каких-то обрядов и традиций, но христианство – это нечто большее. Живое христианство – это поиск Бога и встреча с Богом, это выход за религиозные рамки. Это встреча с Реальным Богом, Мессией, это живое восхваление Мессии Израиля. Это сотни тысяч евреев, которые составляли костяк. Потому оно распространилось дальше и оно перешло и в Израиль и в Европу. Когда пришла перестройка, это движение пришло и к нам.
На территории бывшего СССР еврейское Мессианское движение стало подниматься с начала 90-х годов. Плодом его стала Киевская еврейская мессианская община. Такие же фестивали были проведены и в России – Москве, Санкт-Петербурге, в Нижнем Новгороде и Новосибирске.
В начале 90-х годов большое внимание еврейской теме было уделено рядом служителей из Америки и Скандинавии. Они много говорили об опасности антисемитизма, потому что это страшное проклятье, которое поражало многие народы. Дерек Принс уделял этому большое внимание. Таким образом, с самого начала 90-х годов произошло покаяние многих харизматических церквей в антисемитизме.
А что же делать дальше? Тут же было ясное объяснение, что плоды этого покаяния должны были заключаться в максимальном переезде евреев в Израиль. Потому что многие думали, что всех евреев соберут в Израиле. Потом, когда все там соберутся, придёт Иисус и придёт конец.
Библейское понимание еврейского служения
Слово Божье помогло нам остановиться. Оказалось, что Слово Божье нам совсем не так говорит.
Я был служителем нормальной христианской церкви, и мы стали обсуждать это со служителями, стали объяснять им, что погромов в ближайшее время не будет и Бог хочет благословить бывшие страны СНГ, и в том числе Украину. Мы были против того, чтобы перевозить евреев в Израиль, и по Библии мы видели, что это неправильный подход. Даже если все евреи сейчас соберутся в Израиле, Господь сейчас не придёт.
В книге Левит и Второзаконие – два ключевых пророчества, где ясна последовательность двух видов алии. Там ясно, что массовый и окончательный сбор в Израиле произойдёт после покаяния евреев в странах диаспоры, в странах галута.
«Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь [их] к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой, и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, — тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой». (Втор.30:1-3;Лев.26:40-45).
После этого мне задавали вопрос: «Неужели ты веришь, что в этой стране может быть что-то хорошее?» Я ответил: «Верю, и буду всячески работать на это!» Это было в 1993 году.
Поскольку основное, к чему призывали церкви, – был вывоз евреев, то когда эти волны схлынули, когда волны переселенцев превратились в тоненькие ручейки, и стало гораздо больше евреев, приезжающих из Израиля, чем выезжающих туда, – большинство церквей отказались от еврейской темы. Еврейская тема стала не модной. В том внимании, которое оказывалось этой теме в начале 90-х, было влияние моды. И потому, когда мода ушла, то интерес пропал и у церквей, расстроенных этим. И пастыри не хотели, чтобы мы трогали эту еврейскую тему.
На самом деле, обижаться было нечего. То, как эта «еврейская тема» подавалась по части антисемитизма, по части освобождения от антисемитизма, – это было точно по-еврейски. Но потом, когда единственный акцент ставился на вывозе евреев в землю Израиля, – это было не Новозаветным подходом. Естественно, такой подход принёс разочарование.
Что же мы видим теперь? По милости Божьей, всё сильнее и сильнее Дух Божий затрагивает всё большее количество мессианских служителей, учителей, пророков. Дух Божий показывает, что это была не мода, это Божья воля, чтобы христианская Церковь поворачивалась лицом к тому народу, к которому Бог поворачивается лицом. Дух Божий стучит в сердца верующих. Это происходит во многих странах.
С 2000 года я каждый еврейский новый год бываю на большой конференции в Иерусалиме. Я подружился со многими служителями из разных стран мира, от Центральной Африки до Австралии и островов Полинезии. И они рассказывают, что происходит с ними, когда они поворачиваются лицом к еврейскому народу и понимают важность того, что Бог сейчас делает среди евреев и в стране Израиля.
Я не хочу умалить значения того, что происходит в Эрец-Исраэль, но отнюдь не только этой алиёй заканчивается еврейский народ. Евреи по всему лицу земли находятся в фокусе Бога, Который есть и будет Богом Авраама, Ицхака, Якова, Богом Израиля.
Оказывается, когда служители Божьи принимают в своё сердце то, что сейчас в сердце Бога, происходят чудеса. В Иерусалиме пастырь одной из самых больших церквей мира в Индонезии рассказывал, что это страна с самым большим в мире мусульманским населением. Там широко распространяется христианство, там тысячи и тысячи обращаются к Господу. Пастырь этой церкви рассказывал, что когда их церковь дошла до определённой величины и застыла, и дальше не могла двигаться и расти, они получили откровение о круглосуточной молитве. Они выделили несколько тысяч человек на молитву за Израиль, и церковь снова стала расти. Этот потолок был 30 000 человек.
Тогда они обратились к Господу, и Он показал им важность молитвы за Израиль и за евреев. Когда они поставили это одним из приоритетов церкви, церковь достигла 50 000, и сейчас это стотысячная христианская церковь. Это один из примеров.
Этой осенью у нас была беседа по поводу совместных действий с церквами на Украине. Причём, не я выступил инициатором. Возможно, что-то скоро будет интересное в этом плане не только на Украине, но и в Восточной Европе. Подобные вещи происходят сейчас по всему миру. И там, где церкви уважают своих руководителей, они позволяют Духу Святому показать важность еврейского служения, молитвы, не просто за благополучие Израиля и за переезд евреев туда, но за спасение еврейского народа. Это очень важно для церкви и для всего еврейского Мессианского движения. Потому что развитие этого движения со второй половины 60-х годов остановилось. Я думаю, что в Америке оно остановилось ещё раньше. Еврейские Мессианские общины Америки перенесли фокус со спасения евреев на углубление в еврейские традиции, на изучение Галахи.
Галаха – это комплекс правил жизни, традиционных правил жизни правоверных иудеев. В ней много интересного и полезного. Но для верующих Нового Завета, независимо от национальности, любые мнения раввинов могут быть интересны, но они не являются нормативными.
Многие Мессианские общины Америки перенесли акцент со спасения евреев на многие еврейские традиции, особенно синагогальные. Кроме этого, они чрезмерное количество времени стали уделять пропаганде еврейских традиций среди христиан. Это хорошо в какой-то мере, но тут снова нужно быть осторожными, чтобы мы сами не становились законниками, и не способствовали распространению законничества.
Кроме того, многие американские церкви не так интересуются судьбой еврейского народа, как судьбой страны Израиля. И для того, чтобы быть в основном русле христианского интереса к евреям, который есть интерес к Израилю, многие американские общины стали уделять огромное внимание именно Израилю.
Достоин ли этого Израиль? Достоин! Но это не должно становиться главной целью.
Кому Йешуа сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь и никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6)? — Евреям.
Кому Апостол Пётр сказал: «Нет другого имени под небом кроме Йешуа!» Деян.4:12 «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Оказывается! Евреи, как и все люди, могут получить Вечную Жизнь, спастись от ада. Каким образом? Только через Йешуа! Оказывается! Многие христианские церкви даже в этом не до конца были уверены. Путь жизни и спасения для евреев – это путь Йешуа.
Чтобы не возвращаться к этой теме, откроем знаменитую проповедь Петра, –
Деяний Апостолов 3:22-23: «Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всём, что Он ни будет говорить вам; и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа». Вот сами слова Моисея об Йешуа.
Ныне, вот уже 2000 лет путь Моисея есть Йешуа. Всякий, кто верит истинно Моисею, понимает, что нет иного пути за Господом, за Богом, кроме Йешуа. Естественно, все остальные вопросы еврейского ведения, они должны быть подчинены этому главному.
К сожалению, в еврейском Мессианском служении Америки произошло искажение, извращение приоритетов. Как результат, общины перестали расти, и стало происходить угашение Святого Духа. Как результат, сейчас в Америке Он действует в меньшинстве из них. Это Америка. Подобное происходит в Израиле. В Израиле после интифады произошло хуже, но стало лучше духовно для многих. Вы знаете, когда становится тесно, то люди ищут выход у Бога. В Израиле сейчас постепенно нарастает еврейское Мессианское движение, но оно ещё очень-очень скромное.
Теперь, возвращаясь к нам с вами. Что происходит на территории бывшего СССР?
Это напоминает нам то, как царь Кир подписал указ для переселенцев, для того, чтобы переселиться на землю Израиля и восстанавливать Богослужение. Это был единственный по всей земле очаг Божьего присутствия. На самом деле, эта маленькая часть Божьего народа решилась переселиться в землю Израиля, и после этого они «решили действовать». Они переселились из богатой Персии, где у них уже было хорошее положение. Они решили переселиться, чтобы творить волю Божью, и они начали с жертвенника, и начали проводить те праздники, которые были забыты в отсутствие Храма, но необходимы при восстановлении жертвенника.
Это часть книжки «Восстановление жертвенника Господнего», где мы пытались описать нынешнее состояние Международного Мессианского движения и то, что Бог ожидает от нас.
Третья глава книги Ездры описывает благодать, которая сошла на Божий народ, когда, перебравшись в Эрец-Исраэль, этот остаток начал творить волю Божью. Ездра описывает, как Бог им помогал и как действовал, и что Бог делал там. Но с четвёртой главы начинается следующий этап, – были люди, которые смешали поклонение Богу Израиля с поклонением разным богам. Бог называет такое служение идолопоклонством. Потому что Бог есть Бог ревнитель. Он не позволяет такое служение Ему, которое сочетается с поклонением и служением другим богам.
Йешуа Бэнун не захотел быть вообще с врагами Израиля и вместе с идолопоклонниками строить Храм Божий. Тогда эти люди написали доносы властям, что возымело успех, и строительство было остановлено более чем на двадцать лет.
То же самое произошло в современном еврейском Мессианском движении и в современном евангельском движении практически везде в странах Запада и на территории бывшего СССР. Когда росло евангельское движение и стало подниматься еврейское Мессианское движение, то пришли те, которые были врагами Мессианского движения и предложили соблазны. Если вначале это было отвергнуто, то сейчас у нас стали приниматься эти соблазны, потому что это был выгодный союз. И некоторые мессианские общины и церкви Божьи стали размениваться на выгодные союзы. Слава Богу, еврейские Мессианские общины и многие Божьи церкви распознали это и отказались от таких союзов.
Но многие попали в эти сети. И многие стали служить другим богам, и главным в этом служении стал бог маммона. Результаты, которые мы видим сейчас, серьёзные. Насколько было скомпрометировано это евангельское движение, и какому посмеянию было подвержено – мы знаем. На самом деле, это жизненная трагедия.
Бог ожидает от нас восстановления Его Храма
Во времена тех еврейских переселенцев, Божий остаток поступил по-другому. Но вот на что это похоже. С конца XIX века начался застой в Еврейском Мессианском движении именно в христианской церкви. С начала XX века начался определённый застой во всём Еврейском Мессианском движении.
Как Бог посмотрел на ту ситуацию с переселенцами на земле Израиля? Что Бог сказал им? Вроде бы объективные обстоятельства указывали на то, что строительство Храма прервалось. Тогда люди должны были воспользоваться первой же возможностью, чтобы это строительство было возобновлено. Но люди отказывались.
Аггея 1:3-4: «И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?»
Бог пытался пробиться к их сердцам, но они считали, что не время активных действий, не время посвящённого движения, не настало время, не пришло ещё время: «Нам надо обстроиться, построить свою жизнь и свой бизнес. Не время посвящать свою жизнь по-настоящему в служение Богу Живому. А вот когда придёт время, когда изольётся Дух свыше, и что-то начнёт твориться по-настоящему, тогда ты не сможешь и не захочешь жить для себя».
Сколько людей стали поступать так же, как наши духовные предки, вернувшись в землю Израиля. Но сам факт их пребывания на обетованной земле не был фактом их служения Богу.
Многие из нас посчитали, что если мы явно не грешим и ходим в какие-то церкви или общины, и мы принадлежим к кругу членов общин и церквей, – этот сам факт даёт нам право быть членами этих общин. Даже в Ветхом Завете это не было служением. Что говорить о Новом Завете. Матф.16:24 «…отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Отвергни себя, отрешись от всего, что имеешь, возьми свой крест и следуй за Мной.
Любая ересь подойдёт нам, если она нам приятна: «Дайте мне мою землю, чтобы она у меня заколосилась».
Вот что происходило с еврейскими общинами и с церквами на территории бывшего СССР. Это застой не из-за объективных обстоятельств и не из-за того, что нам не дают возможность по-настоящему снова двинуться в созидании Новозаветного Храма Тела Мессии на земле. Это не из-за того! Но это из-за объективных обстоятельств внутри каждого субъекта.
Набор материала: Лихоузова Иннесса.
Редактор: Алботова Джандет.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Очень подробная, аргументированная статья. Главный акцент в ней — на наблюдаемом застое в еврейском служении. Как мне представляется, одна из основных причин — необученность лидеров. Шауль писал: «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев...» 1 Кор. 9:20
Служить еврейскому народу — это любить евреев, не называть их «они», а «мы», быть знакомым с многовековым еврейским наследием, с ценностями еврейской семьи, шалом-байт (мир в доме) (Де-факто еврейские семьи имеют на порядок меньше разводов, чем христианские.)
Необходимо также смотреть на Новый Завет как на Еврейскую Книгу, его связь с Торой и Танахом. Йешуа сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить Тору (закон) или пророков: не нарушить пришел Я...» Мф. 5:17
Мессия призывает в свидетели небо и землю: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йуд (иота) или ни одна черта не прейдет из Торы (закона), пока не исполнится все.» Мф. 5:18 (Йуд — это самая маленькая буква еврейского алфавита.)
Многие стихи в Новом Завете можно понять, зная еврейское наследие. Например:
У НОГ МЕССИИ
«у неё была сестра, именем Мирьям (Мария), которая села у ног Йешуа и слушала слово Его.» (Лук. 10:39)
В древнем Израиле учили: «... Пусть будет дом твой домом собрания мудрых, и пусть покрывает тебя пыль ног их, и пей с жадностью слова их.» (Пиркей Авот, гл. 1, м. 4)
Рав Шауль говорил, что он учился у ног Гамлиэля (Гамалиила): «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне.» (Деян. 22:3)
УЧЕНИЧЕСТВО
«и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.» (2 Тим. 2:2)
Мы видим, как по цепочке передавалось учение: от рава Шауля к Тимофею, от Тимофея — к верным людям, от них — другим...
В древнем Израиле учили: «... воспитывайте (букв.: ставьте на ноги) побольше учеников...» (Пиркей Авот, гл. 1, п. 1)
«Р. Цвейг обращал внимание на то, что слово на иврите, используемое здесь (в Пиркей Авот – прим. В.Н.) для «воспитывайте – «hаамиду», буквальный перевод которого – «поставить на ноги». Не только учить учеников тому, что вы хотите сказать, создавая копии самого себя… Необходимо поставить их на ноги… и создать их личные, уникальные, отношения с Торой. Это отличительные признаки еврейского воспитания.» (The Age of Wisdom by rabbi Dovid Rosenfeld www.torah.org/learning/pi...chapter1-1c.html)
НАСТАЛО ВРЕМЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБНОВЛЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ СЛУЖЕНИЙ! СЛУЖЕНИЯ ИЗРАИЛЮ — ЭТО НЕ ЕВРЕЙСКИЙ НАЛЕТ НА ПРОТЕСТАНТИЗМ. ЭТО НЕ ВНЕШНЕЕ ЕВРЕЙСТВО. ВСЕВЫШНИЙ, БЛАГОСЛОВЕН ОН, БУДЕТ ОЧИЩАТЬ, ОСВЯЩАТЬ, ОБНОВЛЯТЬ ИХ. МОЖЕТ, КАК ВО ДНИ ГЕДЕОНА, ОСТАНЕТСЯ МАЛО, НО ЭТО БУДУТ СЛУЖЕНИЯ ПОСВЯЩЕННЫХ ИЗРАИЛЮ ЛЮДЕЙ?!.