Страдания вынуждают людей сомневаться в существовании любящего Бога, который желает человеку добра. Почему Он молчит, не отвечает на молитвы и не помогает, когда нам это нужно? Эти вопросы много лет поднимает в своих книгах христианский писатель Филипп Янси. «Где Бог, когда я страдаю?», «Разочарование в Боге», «Что удивительного в благодати?», «Иисус, которого я не знал» и многие другие. Тираж его книг, что были проданы по всему миру, уже превысил 15 миллионов копий, что делает его одним из наиболее известных евангельских авторов.
«Клубу LIFE» Филипп Янси рассказал о личных событиях в жизни, которые привели его к теме страданий, и объяснил, как сам, переживая горе и обиду, открыл для себя Бога по-новому.
Я много путешествую, но куда бы я ни поехал, люди спрашивают меня о боли и страданиях, потому что это общий для всех людей жизненный опыт. Это то, через что проходит каждый человек в разные моменты жизни.
Как христиане, мы верим в любящего Бога, Который держит под контролем Вселенную, и поэтому нас может беспокоить вопрос, почему в мире происходят плохие вещи. С этой проблемой я разбирался в нескольких моих книгах. Я начал задаваться этим глубже, когда стал писать статьи для журнала «Readerʼs Digest». Я брал интервью у людей, переживших определенные трагедии, и снова и снова мне рассказывали: «Вот, я лежу в больнице, стараюсь прийти в себя и выздороветь, но этот процесс усложняли люди из моей церкви». У каждого из посетителей были свои предположения относительно того, что произошло. Кто-то мог сказать: «Ты, наверное, допустил ужасный грех, и Бог тебя наказывает!», другие могли сказать: «Тебя преследовал дьявол!», ещё кто-то мог сказать: «Это был не дьявол, но Бог — Он испытывал тебя, чтобы ты стал примером для своего окружения».
Я тогда был еще молодым журналистом, но я думал: «Как ужасно, когда человек нуждается в поддержке, но вместо этого от церкви получает только смущение!» Это и стало началом моего исследования о том, где же Бог, когда человеку больно. Я начал задавать этот вопрос самому себе, а потом и другим людям.
Где же Бог, когда больно?
Если бы мне нужно было ответить одним предложением, я бы ответил: «А где церковь, когда больно?» Поскольку именно мы, христиане, призваны быть руками Бога и Его посланцами поддержки.
Если вы спросите «Как Бог смотрит на то, через что вы проходите?» пострадавших от стихийных бедствий, которым на помощь пришли благотворительные организации, они скажут: «Бог, наверное, очень обеспокоен нами, потому что эти христиане проявляют к нам любовь и заботу». Думаю, если мы, христиане, будем представлять именно такого Бога, то люди не будут ломать голову над вопросом «где Бог?» — они точно будут знать, что Бог через Свой народ делает Божье дело милосердия.
Самый лучший способ понять, как Бог смотрит на страдания людей — это посмотреть на жизнь Иисуса, описанную в Евангелиях. Иисус никогда не пытался что-то объяснить страдающим людям и не читал лекций о проблеме боли, но всегда отвечал практически — утешением и исцелением. Он говорил, что как Тело Христово мы — христиане — тоже должны утешать и исцелять.
Что делать, если мы не получаем ответа на наши молитвы? Кто-то сказал, что всё то многое, чем мог поделиться Иисус о молитве, можно свести к нескольким словам: «пусть молитва будет короткой, искренней и постоянной». Иисус подтверждал это историей о вдове, которая продолжала дергать дверь судьи, требуя правосудия.
Я думаю, Библия ободряет нас продолжать молиться. В Книге Псалмов 150 молитв, и во многих говорится: «Я недоволен тем, что происходит. Мне не нравится то, что происходит в этом мире. Пожалуйста, Бог, сделай что-нибудь с этим!» Также Библия говорит, что нам не нужно пытаться справиться с проблемами самостоятельно, но нужно найти тех, кому мы доверяем — найти общину. Бог дал нам повеление носить тяготы друг друга, и, надеюсь, в вашей церкви есть люди, способные делать это.
Не позволяйте никому проходить через трудности самостоятельно! Давайте разделять проблемы людей, делиться с другими своими страданиями и предлагать практическую помощь. Не обязательно происходит что-то сверхъестественное, но если в жизни человека присутствует церковь, это помогает его телу сосредоточиться на исцелении. Если церковь приходит к человеку, который борется с определенными трудностями, то она говорит: «Мы позаботимся о твоём доме, детях и собаке. Не расстраивайся. Концентрируйся на выздоровлении!», И, конечно, человек выздоровеет быстрее. Это один из способов, как ваша община может оказать практическую поддержку человеку, чтобы помочь ему исцелиться.
Лучше всего получается доверять Богу, когда вы проходите через проблемы вместе с Ним. Просто расскажите Ему, что вы чувствуете. «Как Тебе доверять, Боже, когда кажется, что Ты — мой враг?!» Фактически, такие мысли уже включены в Библию — откройте такие книги как Псалтырь и Иов, Аввакум, Плач Иеремии. Знаете, Бог с радостью принимает наши честные переживания! Вы не можете спрятаться от Него, но, кроме того, я бы посоветовал найти друга, который мог быть с вами во время ваших страданий.
У меня есть друг, который потерял трёх сыновей. У них была гемофилия — заболевание, связанное с нарушением свертываемости крови. Он видел, как один за другим умирали его дети. Он написал об этом небольшую книгу, в которой говорит: «В темноте не забывайте о том, чему вы научились в свете». Мне кажется, что это крайне важно! В тяжелые времена не забывайте о благословениях, которыми вы наслаждались ранее. Я думаю, что это также важный урок и для Украины, поскольку в вашей истории были чрезвычайно тёмные времена, и сейчас вы проходите через трудности — как в экономическом плане, так и в политическом плане. Но не забывайте о славной свободе, которой вы сейчас наслаждаетесь! В Украине был Голодомор 80 лет назад, а сегодня, проходя по улицам Киева, трудно поверить, что это та же страна, о которой рассказывается в Музее Голодомора.
Не забывайте о благословениях, которые вы уже получили! В темноте не забывайте того, чему вы научились, будучи в свете.
В 1950-м мой отец планировал ехать миссионером в Африку, несколько тысяч человек намеревались его поддерживать и молиться за него, вкладывать деньги в его служение. И вдруг он заболел, и через несколько недель его полностью парализовало. Это был полиомиелит, которого все тогда боялись — отец не мог самостоятельно дышать, его подключили к аппарату искусственного дыхания. Его руки и ноги были неподвижны, он едва мог пошевелить шеей…
В окружении отца было довольно много христиан, которые его любили, молились за него и верили в исцеление. Поэтому они говорили отцу, что Бог его исцелит. Он их слушал, и решил отключить аппарат искусственного дыхания. Через несколько дней отец умер. Мою маму накрыло облако, в котором она, наверное, находится и сейчас, в свои 94 года. А я, благодаря этой истории, понял, что даже маленькая ошибка в богословии и «правильном мышлении» может иметь большие последствия.
Эти люди не хотели смерти моего отца, но они взяли на себя привилегии, на которые не имели права. Они решили, что Бог исцелит моего отца. Конечно, об этом хорошо молиться, на это хорошо надеяться, но смело утверждать это у них не было права. Возможно, это одна из причин, почему я до сих пор продолжаю писать книги на эту тему.
Когда случается чудо — я искренне радуюсь! Нет ничего лучше, чем когда исцеляется тот, кто был при смерти. Но у меня нет прерогативы решать, когда именно Бог это сделает или когда Он этого не будет делать.
Одну из моих первых статей как журналист я написал про молоденькую девушку, которую звали Джонни Эриксон. Она была олимпийским атлетом, но ударилась о камень и сломала шею. Её парализовало — почти как моего отца… За неё молились Пэт Робертсон, Кэтрин Кульман и другие известные христиане, но исцеление так и не пришло. Джонни понадобились годы, чтобы принять этот факт. В результате она решила: «Возможно, Бог сможет использовать меня даже в моём парализованном состоянии». И она открыла организацию, которая занимается работой с людьми, чьи физические возможности ограничены. Следя за жизнью этой девушки все эти годы, я видел, что она сделала для церкви замечательный подарок, и это было гораздо больше, чем если бы она занимала призовые места как олимпийская чемпионка и находилась в центре внимания прессы. Но, конечно, иногда Бог отвечает и удивительным исцелением, и это прекрасно! Но я уверен, что такие вопросы должен решать Бог, а не люди. А для нас есть Его обещание: что бы ни случалось с нами, Бог может использовать это для блага — как это случилось в жизни Джонни Эриксон.
Я с детских лет рос в церкви, но это была злая церковь. Я представлял Бога огромным полицейским на небесах. Я рос в страхе, не до конца понимая Бога. И это убивало во мне радость.
Бог смягчал меня, используя музыку, красоту природы, романтическую любовь. Как писал британский автор Честертон: «Худший момент для атеиста — это когда он чувствует благодарность, но ему некого отблагодарить» И это то состояние, в котором был я.
Я понял, что церковь, в которой я вырос, показывала Бога неправильно. Бог был Отцом всех хороших даров, и я переживал хорошее в творении. С тех пор я узнал Бога милосердия, любви, прощения… Бога, желающего нас прощать и делать нас цельными, жаждущего наших ответов. Мне понадобились годы, чтобы я убедился в этом, но меня, как для христианского автора, большая честь из книги в книгу исследовать доброту и благодать, которую Бог предлагает нам.
Как христианин я здесь не для того, чтобы оправдывать Бога. Я здесь, чтобы изучать и объяснять того Бога, Которого я увидел в Библии. Он показан как Бог любви, милосердия, благодати и прощения. И, опять-таки, Иисус — это лучший способ узнать, каков Бог на самом деле.
У меня есть привилегия работать над моей верой целыми днями, поскольку я пишу о вопросах, которые есть у всех христиан. Я пишу книги о том, почему молитвы остаются без ответов, почему в мире случаются плохие вещи, и я могу пойти к тем людям, которые могут мне помочь.
Если вы проснетесь утром и скажете: «Сегодня я буду счастливым», наверное, этого не будет. Некоторые люди, у которых много денег и мировая известность — несчастны. Мы видим это в новостях об алкоголизме, наркотических зависимостях и суицидах спортсменов и звезд. Я думаю, что счастье появляется как побочный продукт, когда вы делаете что-то значимое — когда вы занимаетесь тем, что имеет значение для других людей и приносит вам удовольствие. Вот тогда вы можете сказать: «О, я счастлив!» Хотя, возможно, достичь этого было тяжело.
Я пришел к выводу, что важнейшей целью моей жизни должно быть то, как я могу угодить Богу. И я хотел бы спросить Бога: «Что из того, что я регулярно делаю, приносит Тебе удовольствие?»
Я даже изменил своё понимание молитвы. Раньше я думал, что молитва — это попытка заставить Бога сделать что-то в моей жизни — то, в чем я нуждаюсь. Сейчас я думаю, что молитва состоит в том, чтобы найти, что Бог хочет сделать в мире, и как я могу стать частью этого.
Думаю, мой личный духовный рост меньше связан с тем, что мне нужно от Бога, но больше с пониманием своей роли — каково моё призвание в большом или в малом. Понимание того, что Бог хочет, чтобы я делал в этот момент.
Последнее: 26.07. Спасибо!