4 способа любить тех, кто сражен потерей

4 способа любить тех, кто сражен потерей

За несколько дней до похорон мужа я попросила друга отвезти меня и моих четверых детей на кладбище. Смерть Роба стала трагической неожиданностью. Пока я на ощупь искала защиту во мраке острого горя, я для себя определила, как пережить процесс его похорон. Я приходила на кладбище к тому участку, где он должен был быть похоронен. Я сидела на богослужениях. Я даже ходила по дому в своих новых туфлях, чтобы убедиться, что смогу ходить в них, не спотыкаясь.

Когда машина подъехала ко входу на кладбище, я попросила друга заглушить двигатель. Я невольно вспомнила те случаи, когда мы проезжали всей семьей этой дорогой, чтобы провести субботу в походах по горам. Я даже не думала об этом кладбище на холме. Мы сидели в тишине, глядя через ворота на тихое зеленое поле перед нами. Оно было несказанно красиво, такое безмятежное, идеальное место отдыха для моего возлюбленного. Я глубоко вдохнула, на выдохе мое тело расслабилось, на мгновение я закрыла глаза. Когда двигатель снова ожил и машина двинулась вперед, я подумала про себя: «Мне хорошо здесь. По крайней мере, меня не ждут здесь сюрпризы».

За последние полтора года я много раз сожалела о том, что не была подготовленной и предупредительной перед встречей со своим горем. Однако горе — это не то же самое, что спланировать поездку, ведь нельзя заранее составить карту своего маршрута. Вместо этого путь печали взбалмошно пересекает ваши пути, формируя перед вами новый ландшафт. Горе очень непредсказуемо.

Подобные сюрпризы часто оказывают особо разрушительное влияние на духовную жизнь христиан. Мы знаем из Евангелия о том, что брать свой крест — значит следовать за Христом в страдании. Мы заявили о своей готовности разделить Его смерть, чтобы мы могли наслаждаться полнотой Его жизни.

Клайв Стейплз Льюис в своей книге «Исследуя скорбь» писал: «Нас были обещаны страдания. Они являются частью программы. Нам даже сказали: «Блаженны плачущие», и я принял это. У меня нет ничего, чего бы я не мог ожидать. Конечно, другое дело, когда что-то случается с нами самими, а не с другими людьми, и в реальности, а не в воображении».

Независимо от этого знания, когда приходит смерть и вас охватывает скорбь, большинство из нас удивляется. Если у вас есть хоть какое-нибудь служение в церкви, вы регулярно сталкиваетесь с людьми, переживающими сокрушительную природу утраты. Помимо призыва «принимать все с радостью» (Иакова 1:2), как мы можем помочь тем, чья жизнь отмечена болезненным испытанием горем?

Ваша община может найти достойное взаимодействие со скорбящими, сопровождая их в долине слез. Рассмотрим четыре способа:

1. Осознайте, что горе сильно ранит

Потерять любимого человека значит испытать на себе ошеломительных масштабов проклятие. Смерть и горе сталкивают нас лицом к лицу с нашей слабостью, нашей беспомощностью, нашим происхождением как детей Адама и Евы. Подобно нашим древним предкам, стоявшим на краю Эдема, мы стоим на кладбище и оплакиваем прошлое. «Прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3:19).

В могиле нельзя исправить прошлые ошибки. Даже слова любви теперь падают в уши, которые не услышат. Необратимость смерти причиняет жгучую боль. Мы застываем в потрясении так же, как Адам и Ева, смотревшие на охраняющих херувимов и пламенный меч. Мы никогда не могли представить, что боль разлуки может ранить так сильно.

Служение страждущим выражается в том, чтобы предложить им искреннее утешение, осознавая, насколько глубоко проклятие врезается в нашу жизнь. Мы живем в реальности воскресения, но наши тела страдают, подвергаясь процессу тления, несчастьям и смерти, сеющей хаос. Этот мир может быть нелегким местом для жизни (Римлянам 8:1-23). Мы оказываем милосердие тем, кто скорбит, когда скорбим рядом с ними, когда принимаем боль их утраты и позволяем им печалиться столько, сколько нужно.

2. Согласитесь, что горе длится долго

Меня всегда поражают некрологи пожилых женщин, в которых упоминаются дети, умершие во младенчестве. Не знаю, почему меня это удивляет; я знаю, что горе длится всю жизнь. Сколько бы времени не прошло с тех пор, как последняя горсть земли упала на могилу, горе остается надолго. Даже если у вас есть другие дети. Даже если вы снова выйдете замуж. Даже когда ваша потеря обрастет новой жизнью. В горе вспоминается любовь и жизнь, которых уже не вернуть.

Мы часто удивляемся тому, что горе длится слишком долго, и ошибочно приписываем неутихающую печаль недостатку веры. Иисус обещает верующим жизнь во всей ее полноте; как печаль может быть ее частью? Но если проклятие сохраняется до дня искупления, мы можем быть уверены, что и горе никуда не исчезло.

Апостол Павел пишет в 1 Коринфянам 15:26, что последним врагом, который будет побежден, окажется смерть. В соответствии с этим порядком вещей, нашим общинам, возможно, придется скорректировать некоторые из своих ожиданий. Наше служение скорбящим не может быть сезонным, но пожизненным, и это не программа для «посвященных», а общецерковное служение. Когда вы поддерживаете безутешного в своей церкви, настраивайтесь на то, что вам нужно будет это делать сколь угодно долго. Вся жизнь может уйти на то, чтобы восстановиться после утраты.

3. Признайте, что найти друзей сложно

Когда вы потеряли любимого человека, запеканки и замороженные блюда появляются стопками. Но как бывает трудно найти хороших и надежных друзей. Люди говорят общими фразами или молчат, или, что еще хуже, критикуют; и скорбящие люди, к своему неприятному удивлению, обнаруживают, насколько одиноким может быть горе. Иов, этот сильный образец праведных страданий, называет своих товарищей, Елифаза, Вилдада и Софара «жалкими утешителями» (Иов 16:2), и раньше я с этим соглашалась. Их утешение было похоже на пощечину, когда они побуждали Иова рассказать всю правду о его грехах, после того, как его жизнь превратилась в руины.

Кому нужны такие друзья? Я так думала до моего вдовства. Затем я поняла: мне нужны. Мне не требовалось совершенство. Мне просто нужны были преданные, усердные друзья.

Горе болезненно меняет отношения; мы называем эти изменения «вторичными потерями». Трудно быть другом и поддержкой для скорбящего, особенно в долгосрочной перспективе. Многие люди обнаруживают, что у них нет ни стойкости, ни интереса для выполнения такого рода задачи. Церковь часто хороша в реагировании на чрезвычайные ситуации: эшелоны с едой, молитвенные цепочки и специальные группы поддержки. Тем не менее, мы часто противимся тому, чтобы дружить со скорбящими людьми в течение многих лет после их утраты.

Хотя друзья Иова не были вознаграждены за свои сострадательные речи, в одном они поступили правильно: они оставались рядом с ним. Служа скорбящим людям в вашем собрании, возьмите на себя обязательство дружить с любовью, пусть и несовершенно. Как и друзья Иова, вы окажетесь в чем-то неправы. Возможно, вам не раз придется прикусить себе язык. Однако, по мере вашего сближения друг с другом, добрые намерения вашей церкви будут проявляться явственнее. Говоря правильные вещи вы будете выказывать меньше беспокойства. Постоянное присутствие вашей общины станет приятным сюрпризом для тех, кто обнаружит, что после смерти любимого человека отношения с бывшими друзьями обычно сходят на нет.

4. Поклоняйтесь Иисусу вместе

Горе затрагивает самую сердцевину нашей человеческой уязвимости. Следовали ли мы верно за Иисусом в течение многих лет, или недавно доверились Ему, горе раскрывает тьму этого мира и может поколебать основу даже самой твердой веры. Иногда мы в гневе грозим кулаками Богу; иногда мы чувствуем только Его молчание. Для многих утрата стала самым болезненным сюрпризом.

Я часто слышу такую фразу: «скорбящие люди цепляются за распятого Христа». Когда горести этой жизни грозят гибелью, Его воскресение вселяет надежду. Однако, возможно, даже более сильно, смерть Иисуса напоминает нам о Его глубоком понимании и присутствии с нами в страданиях. Скорбящие люди видят свои печали, когда смотрят на крест.

Поддерживая скорбящих людей в вашей общине, вместе поклоняйтесь Иисусу. Направьте их взгляд не только на пустую гробницу, но и на рубцы от гвоздей на Его руках. Как друзья по дороге в Эммаус, вместе печальтесь и прославляйте. Горе глубоко ранит и долго длится. Оно может заставить нас чувствовать себя изолированными от Бога и наших сообществ. Но горе также может стать узами, объединяющими нас друг с другом и более прочно связывающими с Евангелием. И когда ваша церковь вместе переживает скорбь, смотря на распятого Иисуса, вас уже ничто не сможет сбить с толку.

Автор — Кларисса Молл / thegospelcoalition.org
Перевод — Виктория Литвинова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!