
© Long Thiên, CC BY-SA 2.0 , via Wikimedia Commons
В 2013 году после драматической отставки Папы Бенедикта XVI и избрания кардинала Хорхе Марио Бергольо Папой Франциском Римско-католическая церковь переживала время хаоса. Она была втянута в сексуальные скандалы, финансовую коррупцию, негативное отношение со стороны СМИ и падение общественного мнения. Книга корреспондента BBC в Ватикане Дэвида Уилли «The Promise of Francis: The Man, the Pope, and the Challenge of Change» выразила широко распространенное желание в католических кругах. Франциск был избран «с другого конца света», чтобы принести перемены.
Франциск потряс католический мир вихрем перемен: в символах (нося серебристый металлический крест), в статусе (проживая в простой квартире в Санта-Марте), в языке (общаясь как сельский священник), в позиционировании (доступен для всех), в тоне (нацеленный на отношения и теплый), в стиле (недипломатичный и прямой), в пастырской открытости (благословение гомосексуалистов и допущение разведенных к Евхаристии).
Через несколько лет понтификата Франциска обозреватель New York Times Росс Даутат написал книгу «To Change the Church», в которой он выразил обеспокоенность по поводу теологического раскола, вызванного новым Папой, и последовавших за этим разделений. Некоторые традиционалистские круги резко отреагировали на Франциска, поскольку они видели опасность потери римско-католических элементов, представленных устоявшимися учениями и практиками церкви. Высокопоставленные римско-католические теологи не осмеливались называть его «еретиком». Они боялись, что Католическое поглотит Римское.
Изменения, введенные Франциском, стали спорными, превратив высокие ожидания начала его понтификата в запутанно-смущенные к его финалу.
Вопреки ожиданиям
Будучи эклектичным выходцем из Аргентины, не имея академического и законченного теологического образования, Франциск немедленно показал свое разочарование в отношении настроения сохранения статуса-кво церкви, жесткости традиционных схем и моделей, а также клерикализма церковной культуры. Он продемонстрировал свое разочарование, используя более явный пастырский язык и пытаясь внедрить многогранные, а не привычные структурно-нисходящие способы мышления.
Теологический мир Франциска был наполнен такими словами и выражениями, как «богословие народа», «миссионерское обращение», «милосердие», «синодальность», «экологическое обращение» и «содружество и братство». Не все из них являются новыми терминами; некоторые уже использовались в римско-католическом учении, но получили новый оттенок или особое значение благодаря Франциску.
Он также стал представителем мировых религий по таким вопросам, как миграция, окружающая среда и мир, но в меньшей степени по таким вопросам, как защита жизни в утробе матери.
«Жидкий» римский католицизм
Все эти тезисы находились в контексте его понимания межконфессионального диалога: Франциск подчеркивал важность атмосферы, а не доктрины.
Обсуждая содействие христианскому единству, Франциск провозгласил такую стратегию: «Давайте сделаем вот что: поместим всех теологов на остров и позволим им спорить между собой, а мы будем двигаться вперед в мирных отношениях». Для него теологические беседы были едва ли не пустой тратой времени. Его подход к экуменизму звучал как «совместные прогулки, совместные молитвы и совместная работа», а не как теологические дискуссии в поисках доктринального согласия. Его выбором был «духовный экуменизм». Он использовал один и тот же подход с либеральными протестантами, евангелистами, харизматами разных мастей и православными, а также с нехристианскими религиозными общинами. Его стремление к единству выходило за рамки христианских кругов.
Франциск подчеркивал единство человечества, несмотря на узкие церковные и даже религиозные границы. В 2020 году он опубликовал энциклику (высшее авторитетное учение папы) о всеобщем братстве. Этот документ, All Brothers, закрепил идею о том, что Римско-католическая церковь открыта ко всем людям, на основе общей человечности, а не на основе покаяния и веры в Иисуса Христа. Он регулярно молился с мусульманами и лидерами других конфессий.
Франциск подчеркивал инклюзивность, а не традицию. Он призвал свою церковь обращаться с разведенными и повторно вступившими в брак католиками не в соответствии с «буквой» их традиционного исключения из причастия, а следуя всеобъемлющему «духу», который ищет способы включить их в каждом конкретном случае. Именно это и предусматривал его постсинод 2016 года по семейному наставлению Amoris Laetitia.
Франциск, по-видимому, предлагал более «жидкую» форму римского католицизма.
Мы должны понимать, что произошло с Франциском на фоне напряженности между римским и католическим полюсами внутри римского католицизма. Франциск решительно продвигал «католическую» повестку Рима — охватывающую всех, утверждающую всё и расширяющую традиционные границы церкви.
Кто следующий: Иоанн XXIV?
Будут ли «перемены», принесенные Франциском, продолжены в годы служения следующего Папы? На папском самолете, возвращавшемся в Рим из Монголии в 2023 году, Франциск намекнул на своего возможного преемника. Он не назвал конкретного человека, но предложил папское имя Иоанн XXIV как то, которое, по его мнению, мог бы взять следующий папа.
За 12 лет своего пребывания на этом посту Франциск сформировал следующий конклав (то есть собрание кардиналов, которые выберут следующего папу), назначив 75 процентов его членов. Большинство новых кардиналов — друзья и единомышленники Франциска. Почему же тогда «Иоанн XXIV»? Иоанн XXIII известен как «добрый папа» — он был доступным людям, добрым, сердечным и скромным. Он созвал Второй Ватиканский собор в 1959 году; собор начался только в 1962 году, и Иоанн XXIII умер во время него.
Второй Ватиканский собор является переломным моментом в современной Римско-католической церкви. На соборе Рим начал преуменьшать свое многовековое упорство в «римских» сторонах своей идентичности (таких как, например, иерархия, полное следование катехизису, подчинение церковной власти) и подчеркивать свои «католические» устремления (например, инклюзивность, принятие, абсорбция). Франциск считал себя реализатором этого аспекта Второго Ватиканского собора. Папа, подобный Иоанну XXIII, будет способствовать всеобщему братству в экуменических, межконфессиональных и социальных отношениях, сохраняя при этом католическое единство.
Перемены, которые принес Франциск, не способствовали «евангельскому» движению в Римской церкви. Он сделал свою церковь более «католической» и менее римской, но не более библейской. Независимо от того, кто станет следующим Папой, необходимость библейской реформации будет актуальна как никогда.
Автор — Леонардо де Кирико / thegospelcoalition.org
Перевод — Алекс Фишман для ieshua.org
Последнее: 3.12. Спасибо!





К сожалению, после прочтения этой статьи возникают вопросы: а чем она отличается от публикаций в светских СМИ? что в ней христианского?..
Дабы прояснить, что я имею в виду, приведу место из Библии:
Но духовный судит о всем...
(1Кор.2:15)
Когда христианин может судить о всем? Когда он духовный. А когда он духовный? Когда он судит духовно. Что же мы видим здесь? Мы видим весь мирской мусор с его «консерваторами» и «либералами». Но даже если в нем попробовать покапаться... Франциск, оказывается был «недипломатичный и прямой» — это с его высказываниями, что евреи для спасения не нуждаются в вере в Иешуа? что все религии ведут к Богу? Оказывается, для него была свойственна «пастырская открытость» — так охарактеризовано потворствование греху гомосексуализма.
Единственная духовная мысль в статье — это последнее предложение. Но как это наивно!.. Дабы протрезвить верующих приведу две цитаты.
Прежде всего следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века (В.Путин. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 2005г.)
Реформация — это величайшая катастрофа, которая постигла Церковь за всю ее историю вплоть до наших дней. (Лортц Й. «История Церкви рассмотренная в связи с историей идей». 1964г.)
Если мне не изменяет память, Лортц был иезуитом, а они умеют завернуть свои помыслы. Возможно, я не прав, т.к. в Википедии об этом не сказано. И, пожалуйста, не вкладывайте в слова Лортца тот смысл, который бы вам хотелось вложить; или как вам объяснят католики: миру понадобились годы, чтобы понять, что Путин имел в виду, хотя тот же А.А.Пионтковский еще в начале века предупреждал. Папство не изменяет себе уже на протяжении веков. В 1864г. Пий IX издал т.н. «Силлабус», в котором анафемствовались, среди прочих, библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства, выступающих против Церковного государства. А.Гарнак писал о Первом Ватиканском соборе: «Римская церковь уже вполне проявила себя как автократическое господство великого понтифика...» И далее он риторически-пророчески вопрошает: «Или же из папской непогрешимости в отдаленные времена разовьется противоположный результат, который предпишет сам непогрешимый?»
Кто-то возразит: когда это было. Такого отсылаю к интервью бывшего иезуита Альберто Риверо, который в нем раскрывает, что на Втором Ватиканском соборе провозглашалось о начале Контрреформации 2.0 под названием «Возрождение»...
Духовное суждение рожденных свыше детей Божьих возможно, если мы на все глобальные процессы будет смотреть через призму двух ключевых событий библейской эсхатологии: возвращения Господа Иешуа и явления Антихриста. И не давая себя отвлечть на мирской информационный щум.
Рассматривая под таким углом события последних лет, мы увидим очень интересную картину. Первое событие, на которое я хотел бы отватить внимание — ковид. Еще тогда некоторые аналитики видели в проводимой тогда политике замыслы глобалистов. Я тогда отнесся к этому скептически. Сейчас я это допускаю, потому что последующие события вкладываются в единую логику: я бы ее назвал «глобальным тестированием». В чем смысл этого тестирования? Отвечу: при каких условиях мир готов уступить глобальной злой воле. И если в случае с ковидом для меня лично это под большим вопросом, то в случае с войной России против Украины — вопроса нет. По крайнем мере большого. Путин начал тестировать мир угрозой применения ядерного оружия. Мир не поддался на ядерный шантаж. В случае же с Трампом — вопроса нет вообще. Этот начал тестировать мир угрозой применения «ядерных» пошлин. Поскольку «Пекин за три дня» не получилось, перспективы лично Трампа выглядят аналогичными путинских.
Анализируя планы глобальных «тестировщиков», я не уверен, что Трамп — это финальная версия. Если же это финальная версия, то похоже ее цель создать управляемый хаос путем ломки современного мирового порядка с ее демократией, капитализмом т.д. И здесь основная задача — развал США (или низведение их на маргинальный уровень). Почему? Потому что США — оплот протестантизма. Именно живые церкви представляют для сил тьмы опасность и препятствие. Именно таких церквей не оказалось в Германии в 30-х годах прошлого века. О проблемах Протестантской церкви Германии проницательно писал еще А.Гарнак. Он писал, что со временем протестантизм вступил в период средневековья и до сих пор (т.е. до 19 века) не решается окончательно порвать с ним. На его взгляд, протестантизм в Германии 19 в. — это одна из разновидностей католицизма...
Если же Трамп — это не финальная версия... Тогда смысл этого тестирования я вижу в том, чтобы «тестировщики» окончательно убедились, что без установления единого мирового правительства мир не удастся подчинить глобальной злой воле: не получится это «через колено», надо будет убедить мировое сообщество по-хорошему. И вот здесь на сцену выходит римский понтифик с его «Все дороги ведут в Рим»... ой... «Все религии ведут к Богу» (но по пути обязательно через Рим).