Откуда взялся Папа Римский?

Откуда взялся Папа Римский?

Многие католики утверждают, что Пётр был первым папой. Тем не менее, никаких библейских или даже исторических подтверждений этой идеи не существует. Иосиф Флавий никогда не упоминал папу, и, конечно же, Новый Завет не упоминает его. Даже католические историки должны признать, что идея о том, что центральная власть принадлежит одному единственному человеку, чужда Новому Завету и последующему за ним столетию.

«Большинство христианских учёных по обе стороны этого разделения согласны с тем, что трёхгранная структура служения с одним епископом, и рядом пресвитеров и диаконов в каждой поместной церкви не появляется в Новом Завете. Среди учёных существует консенсус в том, что исторический епископат развился в постновозаветний период. Едва ли [есть] сомнения в том, что римская церковь [первоначально] управлялась группой пресвитеров как минимум в течение части второго века» (Фрэнсис Салливан) [1].

Книга Деяний ясно показывает, что делами собрания управляли несколько старейшин (Деяния 2:41; 15; 21:20; 1 Тимофея 5:17).

Даже идея первенства Петра, взятая из 16 главы Евангелия от Матфея, где Иешуа говорит, что Он построит Свою Церковь «на сем камне» — под которым подразумевают Петра — не воспроизводится в книге Деяний. Пётр был великим апостолом-евангелистом (Деяния 2), но наиболее видную роль в руководстве играл Иаков. Иаков руководил собором в 15 главе Деяний (а Пётр подчинялся ему), и именно его приветствует Павел в Деяниях 21:18. Если кто-то из апостолов и был первым папой, то это Иаков, а не Пётр (Галатам 1:19).

Несмотря на ясное библейское повествование, Лев I Великий (около 400-461 гг) утверждал, что «епископ Рима был преемником Петра, который принял мученическую смерть в этом городе, из чего следует, что папа является фундаментальным основанием Церкви» [2]. Но почему Рима? Первые верующие надеялись, что воскресший Мессия низвергнет Рим (Деяния 1:6). Библия очень ясно говорит о возвращении Иисуса в Иерусалим (Захария 14; Деяния 1:9-11), а не в Рим. Но каким-то образом Рим стал известен как «“вечный город”, столица Римской Империи» [3]. Августин исправил это в своём труде «Два города», где он ясно говорит, что:

«Наш мир был создан вначале, отпал от Бога, а затем был искуплен Христом; таким образом Августин видит мир, в котором мы живём, как смесь двух городов. Но временный город этого мира однажды погибнет, уступив место вечному городу» [4].

Мы можем проследить историю употребления слова «папа» по отношению к епископу Церкви в Риме до средины 300-х годов.

«Сириций, который был епископом Рима в 384-399 годах, сделал эту практику официальной и установил, что титул “папа” теперь должен использоваться только по отношению к нему и его преемникам. Первый известный папский “декреталий”, то есть письмо, содержащее окончательные решения по спорным вопросам в Церкви, датируется его правлением» [5].

Идея централизованной римской церкви во главе с Папой, имеющим всеобъемлющую власть, уходящую корнями к первому веку, является фикцией. Это не просто выдумка, это неблиблейская идея. Ясная картина, которую мы видим из книги Деяний, — это несколько лидеров, руководящих совместно. Именно «апостолы и старейшины» вместе решили судьбу верующих из язычников в Деяниях 15. Ранее Павел и Варнава были посланы командой старейшин (Деяния 13:1). Библейская модель команды лидеров, управляющих вместе и несущих ответственность, — это самая здоровая система управления общиной.

[1] Francis Sullivan, From Apostles to Bishops: The Development of the Episcopacy in the Early Church, (Mahwah: Paulist Press, 2001) 217.
[2] McGrath, Alister E... Christian History (p. 74). Wiley. Kindle Edition
[3] McGrath, Alister E... Christian History (p. 73).
[4] Paul Brians, “St. Augustine: The Two Cities The City of God, XIV, 1,” Washington State University, brians.wsu.edu/2016/11/14/st-augustine-the-two-cities-the-city-of-god-xiv-1/#:~:text=Our%20world%20was%20created%20in,way%20to%20the%20eternal%20city.
[5] McGrath, Alister E., Christian History (p. 73).

Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!