Совсем скоро еврейский мир будет праздновать Хануку, праздник очищения и обновления. А праздновал ли Иисус праздник Хануки? Какое значение имел этот праздник для него?
«Праздник обновления», или Ханука (חֲנֻכָּה — «освящение; обновление»), был установлен Иудой Маккавеем в межзаветный период, в 165 году до н.э., в память возобновления, очищения и освящения Иерусалимского храма, оскверненного сирийским царем Антиохом IV Епифаном. С тех пор, праздник Хануки совершается ежегодно в продолжение восьми дней от 25 числа месяца Кислева (около половины декабря) до 2 или 3 числа месяца Тевета (в зависимости от продолжительности месяца Кислев). Во время празднования зажигаются ханукальные светильники, как символ победы света над тьмой.
Иисус, как истинный сын своего народа, конечно же праздновал все праздники Иудаизма. Ханука не была для него исключением. Евангелист Иоанн, поставивший себе целью показать в своем Евангелии как в Иисусе Христе пришли к своему исполнению все институции и праздники Иудаизма Второго храма, обращает внимание и на праздник Хануки.
В своем Евангелии Иоанн упоминает о том, что Иисус был в Иерусалиме на праздник Хануки: «Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» (Ин. 10:22-23). В это время в Иерусалиме было уже не так тепло, а потому Иисус ходил в притворе Соломоновом, представлявшем собою крытую галерею. Согласно Иосифу Флавию, притвор Соломона служил убежищем от солнечной жары летом и от холодных дождей зимой. Иисус был на празднике в Иерусалиме и использовал притвор Соломона для своей проповеди.
Для Иисуса Христа праздник Хануки был очень важен. Он, так же как и праздник Пасхи и праздник Кущей, указывал на Его мессианство. И совсем не случайно, что в контексте этого праздника Иисус Христос рассказал притчу о добром пастыре (Ин. 10:1-18).
Обычно, во время празднования Хануки, в синагогах читалась 34-я глава книги пророка Иезекииля, где звучала критика лжепастырей Израиля:
«…так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому» (Иез. 34:2-5).
Данная критика Иезекииля напоминала Израильтянам о недостойных лидерах Божьего народа времен Маккавейского восстания. Тогда религиозные лидеры Израиля, такие как первосвященники Иасон и Менелай (2 Мак. 4-5), привели жизнь храма в такое запустение, что позволили Антиоху IV Епифану принести в жертву свинью в честь греческого бога Зевса. Из-за их лжепастырства духовная жизнь Израиля была в упадке и их отступление побудило Маттафию, священника из рода Хасмонеев, вместе с сыновьями поднять восстание против этой «мерзости запустения». Третий сын Маттафии, Иуда Маккавей, возглавивший восстание после смерти отца, принес Израилю окончательную победу над сирийской армией. Тогда был освящен храм и восстановлена храмовая жизнь. Каждый раз на праздник Хануки иудеи вспоминали этих лжепастырей и подвиг Маккавеев, вернувших им храм и независимость.
Почему именно на праздник Хануки Иисус Христос рассказал притчу о добром пастыре? Иисус Христос этой притчей пытался указать на свой статус Мессии Израиля. Он этой притчей противопоставил себя лжепастырям Израиля:
«Я есмь пастырь добрый… А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый…» (Ин. 10:12-14).
Иисус, обращаясь к Израильскому народу, как бы говорил: Вы вспоминаете сегодня ту боль и страдание, которое принесли народу плохие пастыри, лжепастыри, которые не пасли народ Божий, а думали только о себе и своих нуждах. Я не такой пастырь, как они. Я не наемник, а настоящий пастырь, о котором пророчествовал Иезекииль:
«И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида; он будет пасти их и он будет у них пастырем. И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это» (Иез. 34:23-24).
Иисус не просто противопоставляет себя лжепастырям Израиля. Он раскрывает природу настоящего лидера Божьего народа. Этот лидер – не наемник, выполняющий определенную работу за вознаграждение. Он — такой пастырь, который любит своих овец, заботится о своих овцах, и защищает их ценою своей жизни.
Иисус сравнивает себя с «дверью», ведущей в овечий двор (Ин. 10:7-10). В пустыне, по ночам, овец часто загоняли в обнесенные стеной загоны, которые примыкали к скале. Такие ограждения (до сих пор используемые палестинскими пастухами в Иудейской пустыне) имели каменные стены высотой по пояс, увенчанные колючими ветвями. Такой загон предназначался исключительно для безопасности, чтобы овцы не стали добычей диких зверей. Одна небольшая дверь или проем в стене служили единственным входом и выходом. Иисус, называя себя «дверью», как бы давал понять, что Он стоит на страже своего стада и никому не позволит нанести своим овцам вред. Он преграждает путь для каждого, кто намеревается нанести вред Его овцам.
Показательно и то, что Иисус не только является защитой и охраной для своих овец, но и их гидом, их предводителем (Ин. 10:3-4). Когда ведёт своих овец, Он идет не за ними, а перед ними. Он идёт впереди их, направляя их в дороге. Здесь аллюзия на Божье водительство в пустыне, когда Господь в столпе облачном вёл Израиль днем, а в столпе огненном ночью.
Но это еще не все. Иисус не только обеспечивает защиту стаду, Он лелеет свое стадо (Ин. 10:3). Каждого знает по имени и с каждым разговаривает. Для каждого имеет время и к каждому имеет свой подход. Ближневосточные пастухи хорошо известны преданностью своим овцам. Они разговаривают с ними. Иногда даже поют им. Часто пастухи носят с собой маленькую флейту и играют в течение дня одинаковую мелодию, чтобы стадо знало направление их пути. Овцы привыкают к его музыке и всегда узнают ее в любое время дня. Именно таким пастором является для всех верующих Иисус Христос: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин.10:27). Он знает нас по имени, Он знает в чем наша нужда.
Но самое главное, Иисус, противопоставляя себя лжепастырям Израиля, говорит, что Он – жертвенный пастырь:
«Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… Я есмь пастырь добрый… и жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:11, 14-15).
Он говорит о готовности страдать за своих овец. Он говорит о готовности отдать свою жизнь ради своего стада. Этими словами Иисус Христос предсказывал свои Голгофские страдания, где Он в действительности стал кровным жертвоприношением ради своего стада, ради нового народа Божьего.
Таким образом, Иисус Христос понимал свою миссию искупления человечества в контексте праздника Хануки. Он видел себя не просто пастырем, а настоящим Искупителем, избавляющим и освящающим лидером Божьего народа.
В эти предпраздничные дни, когда я вижу менору или звезду Давида в нашем супермаркете Walmart (их обычно выставляют на продажу где-то в середине ноября), я еще раз напоминаю себе о подвиге и победе Иисуса Христа. Он действительно является настоящим добрым пастырем, который заботится о всех наших нуждах. Более того, Он не только добрый пастырь, но и настоящий лидер, подаривший нам свободу от рабства греха. Благодаря Его победе на Голгофском кресте, мы очищены и освящены для Бога, как когда-то был очищен и освящен Иерусалимский храм. Победа Маккавеев была временной, а победа Иисуса — вечна!
Я праздную Хануку не столько чрез призму Маккавейского восстания, сколько во свете победы Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому для меня Ханука – это Иисус Христос!
автор — Павел Несмиянов, магистр богословия (MDiv, Gateway Seminary).
Служитель церкви «Возрождение» (г. Ванкувер, США).
Последнее: 26.07. Спасибо!