Воспитание детей может быстро превратиться в реакционное занятие. С самых ранних дней дети зовут нас как мамочек и папочек пронзительными криками, требующими еды и внимания. Другие призвания в жизни регулярно прерываются и затрудняются нашей новой ролью и её ответственностями, и мы по-прежнему учимся тому, как двигаться в этом. Всё это продолжается, когда наши дети растут и становятся более зрелыми. Они находят более утончённые методы того, как призывать нас, чтобы мы питали их и заботились о них.
Учитывая огромные количества времени и энергии, которые требуются для того, чтобы просто реагировать на нужды наших детей и на их растущие проявления греха, мы слишком легко можем сосредоточиться лишь на дисциплине и наказании и пренебречь призваниями действовать на упреждение и получать и иметь видение при воспитании детей.
Два похожих отрывка о воспитании детей в Новом Завете (Ефесянам, 6:4 и Колоссянам, 3:21) начинаются с проверки на наш собственный грех, но на этом оба эти отрывка не останавливаются. Оба места Писания направляют наш взгляд на полностью Христианское позитивное видение для воспитания детей.
Питайте их в Иисусе
В Послании к Ефесянам, 6:4 нам сказано в позитивном ключе «воспитывать их в учении и наставлении Господнем», слово «учение» также можно перевести как «дисциплина». Наша задача в том, чтобы питать наших детей тем, что Бог открыл нам в Писаниях о Себе, о человечестве, о нашем грехе, о нашем мире и о Своём Сыне. Мы должны растить наших детей, помогая им стать взрослыми в тех самых вещах, которым мы учим, и которые мы, с Божьей помощью, ожидаем от взрослых Христиан.
Я говорю «питайте», потому что слово «воспитывать» в Послании к Ефесянам, 4:6 — это то же самое слово, которое переведено как «питать» несколькими стихами ранее, в Послании к Ефесянам, 5:29: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь». Такое упреждающее питание, а не просто реагирование, относится и к роли мужа, и к роли отца, хотя и выражено по-разному в этих ролях.
В основном, Христианское воспитание детей заключается не в «выбивании» дьявола дисциплиной из детей, но в соединении их с Богом через питание Его творческой и искупительной благости, действующей в наших детях, а затем в полном благодати исправлении вмешательств мира, плоти и дьявола, направленных против их роста. И это, как никогда, требует самоотверженной инициативы и сил.
В то время, когда родительское дисциплинирование во многих его формах находится под атакой со стороны общества, для Христиан по-прежнему важно настаивать на том, что самым важным инструментом в воспитании детей является не ремень, но Библия. Мы должны в первую очередь протягивать свою руку не за розгой дисциплины, но за Божественным откровением. С другой стороны мы обнаруживаем, что наших детей питает не мягкость, но самоотверженная любовь, которая неустанно проявляет инициативу и отдаёт свои лучшие силы для того, чтобы вкладывать их в долгосрочные блага для наших детей.
Мы живём в тяжёлое для родителей время. Голоса общества давят на нас, чтобы мы потакали нашим детям на каждом шагу. Церкви легко отреагировать на это слишком резко и сделать необдуманно большое ударение на дисциплине, основанной скорее на реакции, чем на упреждающем наставлении. Но похожие места Писания о воспитании детей напоминают нам не позволять нашему обществу смягчать дисциплину, провоцируя нас отказаться от нашего призвания быть «мягкими, терпеливыми наставниками [наших] детей, главным „оружием“ которых является Христианское наставление, сосредоточенное на преданности Христу как Господу» (из комментариев к Посланию к Ефесянам).
Вдохновляйте их в благодати
Заключительная часть 21-го стиха 3-й главы Послания к Колоссянам проливает для нас свет на то, как нам думать о сердцах детей. Фраза «дабы они не унывали» предостерегает нас против негатива и указывает на положительное стремление в воспитании детей: чтобы они становились вдохновлёнными. Вместо того, чтобы вести себя с нашими детьми так, что они унывают, наша задача в том, чтобы искать, как взращивать и развивать сердце, которое Бог дал им.
Как родители, мы не должны подавлять интересы наших детей или душить в них их дух, но нам заповедано культивировать их сердца и направлять их на пути, которые истинны, красивы и хороши. Конечно, это включает в себя «подрезку ветвей» дисциплиной, однако наше главное стремление не в том, чтобы охотиться на зло в них и атаковать его, но в том, чтобы искать благо и наставлять их. Слишком легко скатиться к какой-то просто реагирующей на события «дисциплине», агрессивно рубя сердцевину растения. Но истинная дисциплина тщательно определяет, где находятся луковица хорошего растения и мягко удаляет сорняки греха, стараясь не повредить сердцевину развивающегося растения и не лишить его возможности расцвести.
Под поверхностью каждого проявления греха и бунта в наших детях есть какое-то сотворённое Богом благо, нуждающееся в одобрении. Это значит, что выделенные моменты дисциплины являются не только возможностью исправить наших детей, но и возможностью установить с ними контакт. Для нас как для родителей самые сложные моменты настают не тогда, когда нужно определить и наказать испорченность в наших детях, но тогда, когда у нас есть возможности определить и вдохновить их достоинство, чтобы мы воспитывали их сердца, а не только их поведение.
Трудясь для радости наших детей
Раздражение гнева в наших детях и подталкивание их к унынию является полной противоположностью призвания Христианского воспитания детей. Если выразить это в позитивном ключе, наше призвание в том, чтобы быть Божьей улыбкой для наших детей, с радостью тратя наши средства, истощая себя (2-е к Коринфянам, 12:15) ради глубочайшей и самой длительной радости наших детей. Наше призвание на языке 2-го Послания к Коринфянам, 1:24 — трудиться вместе с нашими детьми для их же радости (Перевод Российского Библейского Общества). И, говоря о радости, мы подразумеваем радость на многих различных уровнях.
В сердце Христианского воспитания детей — помощь нашим детям в том, чтобы научиться, к какой радости стремиться и когда. Любящее сердце родителей иногда будет стремиться к мгновенным и физическим радостям, таким как мороженое или новые игрушки, или некоторое небольшое потакание. И часто, стремясь к более значительным и насыщенным радостям, мы послужим примером для наших детей, когда мы отказываемся от таких простых физических и мгновенных радостей ради более глубоких и продолжительных радостей.
Затем, и это наиболее важно, кроме краткосрочных и долгосрочных физических, земных радостей наших детей, мы, как родители, будем трудиться ради их самой глубокой и самой продолжительной радости — радости, которая не может быть отделена от самого Бога, радости превосходящей всё ценности познания Христа Иисуса, нашего Господа (Послание к Филиппийцам, 3:8). Эта радость является величайшей целью нашего ободрения и питания их в дисциплине и наставлении Христа.
Мы не просто те, кто исправляет поведение, но мы являемся теми, кто развивает сердце. Мы не просто те, кто дисциплинирует, реагируя на поступки, но мы те, кто наставляет заранее и с упреждением. Наша задача не в том, чтобы разочаровать их, но в том, чтобы с самопожертвованием вкладывать наши лучшие силы и инициативы в их ободрение.
Мы не те, кто раздражает в них гнев, но мы трудимся ради радости наших детей.
Автор — Дэйвид Мэтис / By John Piper. © 2016 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Дэйвид Мэтис (@davidcmathis) является выпускающим редактором веб-сайта desiringGod.org, пастором в церкви Cities Church в Миннеаполисе / Сент-Поле и внештатным преподавателем (адъюнкт-профессором) в Bethlehem College & Seminary. Он также написал книгу «Привычки благодати: Наслаждаясь Иисусом через духовные дисциплины».
Последнее: 26.07. Спасибо!