Несколько лет назад я прочитал книгу о неудачной миссии Эрнеста Шеклтона, желающего быть первым исследователем, пересекшим Антарктику. Его план состоял в том, чтобы плыть как можно дальше на юг, а затем пройти приблизительно сотню миль через Южный полюс. Но наступило раннее оледенение, и судно было зажато и раздавлено полярным льдом в нескольких сотнях миль от места назначения. Больше года группа Шеклтона боролась за выживание при минусовой температуре. Но наихудшим для этих людей был не мороз, а темнота. Дело в том, что на Южном полюсе солнце заходит в середине мая и не появляется до августа. Те, кто испытал это, говорят, что нет опустошения столь разрушительного, как полярная ночь — постоянная тьма. Неделя за неделей без света.
Пророк Иеремия писал, что он чувствовал, как будто его ведут к месту «беспросветной тьмы»:
Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его. Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою; измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои; огородил меня и обложил горечью и тяготою; посадил меня в темное место, как давно умерших; окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои, и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою. (Плач Иеремии 3:1-8)
Нет света. Нет надежды. Так чувствовал себя Иеремия, и, возможно, вы можете сказать то же самое и о себе. «Он», о котором говорит Иеремия, — это Бог. Возможно, вы тоже чувствовали, что Бог не слушает вас, — или, что еще хуже, вы задаетесь вопросом: «Боже, неужели это Ты стоишь за этими ужасными обстоятельствами? По крайней мере, Ты ничего не делаешь, чтобы остановить это».
Далее Иеремия говорит: «И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии, и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа… Твердо помнит это душа моя и падает во мне» (стих 17-20).
Читая эти стихи, можно подумать: «Это реально написано в Библии? Разве редактор не должен был убрать это? В конце концов, это же Иеремия, пророк Божий! Иеремия, ты точно не в лучшем состоянии. Почему бы тебе не поспать, не принять душ, а завтра попробовать писать еще разок, на свежую голову?»
Иеремия, возможно, вырезал бы это. Слава Богу, он этого не сделал.
Понимаете, легко думать, что нам нужны более позитивные и вдохновляющие псалмы, такие как те, которые Давид писал о Господе, что Он наш Пастырь, о тихих водах и переполненных чашах, о львах, лежащих рядом с ягнятами и тому подобное. Да, людям такие вещи нравятся. Это то, что хорошо продается.
Но Бог поместил книгу Плач Иеремии в Библию (хотя она угнетает, и большинство людей никогда ее не учат наизусть) потому, что Он хочет, чтобы те из вас, кто страдает во тьме, осознали, что Он знает, что вы переживаете и как вы себя чувствуете. И, как и в случае с Иеремией, это нормально — выражать свои эмоции перед Богом.
Видите ли, этот плач честен, хотя он и незавершённый. Это честное отражение того, как чувствует себя Иеремия, даже если он и не полностью объясняет все, что делал Бог. Когда вы не видите или не понимаете, как Бог работает в вашей жизни — даже через вашу боль – это нормально быть честным с Ним.
Иногда я думаю, что мы слишком спешим с нашими ответами в церкви: «Тебе грустно? Жизнь тебя подвела? Ну, это точно не от Бога! Просто включи хорошее христианское радио, потому что все и всегда в христианской жизни должно быть позитивным и ободряющим».
Но когда вы страдаете от депрессии, вам не нужно быстрое ободрение. Вам нужен Бог, который проходит через эту боль вместе с вами.
Один из основателей нашей церкви рассказал историю о том, как он впервые почувствовал себя призванным к служению. Он уволился с основной работы в штате Теннесси и переехал с семьей в Северную Каролину, чтобы учиться в семинарии, и в это время все в его жизни начало разваливаться. Его брак был на грани развода; он пережил банкротство. Но хуже всего был тот момент, когда он держал на руках своего умершего новорожденного сына. Этот брат сказал: «У меня не было слов. Все, что я мог спросить у Бога в это тяжелое время, было: «Почему?» Я не хотел говорить о Боге или проповедовать слово Бога. Во мне поднималась ярость против Бога. Вся моя жизнь, всё, что я делал – была попытка следовать за Ним, и вот так Он обращался со мной?»
Многие верующие переживали темные страницы в своей жизни и думали то же, что и Иеремия, но они подавили эти эмоции, говоря себе: «Настоящие христиане никогда себя так не чувствуют».
Пророк Иеремия был настоящим христианином, и он сказал, что душа его подавлена.
Чарльз Сперджен был настоящим христианином, и он сказал своей общине: «Я провел больше дней в депрессии, чем, вероятно, кто-либо из присутствующих здесь». Многие говорили, что он был величайшим проповедником из когда-либо живших, и он часто думал о том, чтобы бросить служение по причине депрессии.
Мартин Лютер был настоящим христианином, и он проходил настолько тяжелые времена, что его жена прятала все ножи в доме, опасаясь, что он убьет себя. «Больше недели я был близок к воротам смерти и ада», — писал он. «Я постоянно дрожал. Я не мог даже думать о Христе, в моих мыслях было только отчаяние и богохульство».
Видите ли вы, что не одиноки в своих мыслях? Величайшими в истории христианами были не те, кого Бог избавил от всякой боли и горя, но те, кого Он провел через боль и страдания. Он готов пройти с вами сквозь тьму и сделать то же самое и для вас.
Автор — Дж. Д. Гриар / jdgreear.com
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!