Это поистине замечательная находка — был обнаружен древний сосуд возрастом более 3000 лет с надписью на иврите... содержащей имя, которое очень радует тех, кто любит Библию!
По оценкам экспертов эта находка датируется временем библейских судей, приблизительно 1100 годом до н.э.
Это был сосуд объёмом около одного литра, и он был найден при раскопках возле Хурват аль-Рэи, недалеко от Кирьят-Гата, с написанным на нём чернилами прозвищем, данным Гедеону — Иероваал.
Сражение с идолами
Гедеон впервые был прозван Иероваалом после того, как он ночью смело разрушил жертвенник Ваалу. Жители города пришли в ярость и потребовали, чтобы отец Гедеона выдал его, но отец Гедеона, Иоас, защитил его:
«И сказали жители города Иоасу: выведи сына твоего; он должен умереть за то, что разрушил жертвенник Ваала и срубил дерево, которое было при нем. Иоас сказал всем приступившим к нему: вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник. И стал звать его с того дня Иероваалом, потому что сказал: пусть Ваал сам судится с ним за то, что он разрушил жертвенник его» (Судей 6:30-32).
То есть, слово Иероваал по сути означает «тот, кто сражается против Ваала», и оно стало прозвищем Гедеона. Но действительно ли это был его кувшин?
Волнующие вопросы — и ответы
Конечно, невозможно точно узнать, действительно ли этот кувшин принадлежал Гедеону, которого мы знаем и любим, который поразил мадианитян, несмотря на нулевые шансы на победу, но датировка совпадает. Это само по себе примечательно, поскольку найти экспонат данной эпохи — большая редкость.
Профессор Йосеф Гарфинкель и Саар Ганор руководили раскопками в рамках проекта Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме, Управления древностей Израиля и Университета Маккуори (Сидней, Австралия). Они предполагают, что «из-за значительного расстояния между Иудейской Шефелой (низменностью) и Изреельской долиной эта надпись может относиться к другому Иероваалу, а не к библейскому Гедеону», но не исключают возможности того, что речь идёт именно о Гедеоне, сыне Иоаса. Кроме того, эксперты говорят, что эта надпись помогает нам лучше понять, как распространялось алфавитное письмо во время перехода от ханаанского к израильскому периоду. Этот сосуд является интересной находкой не только потому, что он мог принадлежать Гедеону, но также и потому что он содержит полное имя, а не отдельные буквы, как несколько раз обнаруживали ранее. Согласно Иерусалимскому журналу археологии:
«Эта надпись вместе с подобными надписями из Бейт-Шемеша и Хирбет-Кейафа способствуют лучшему пониманию распространения теофорических имён с элементом “баал” в 11-10 века до н.э. в Иудее» [1].
Издание Times of Israel сообщает, что надпись была сделана «ранним алфавитным/ханаанским письмом, свидетельства которого находят по всему Египту и Леванту. Первые находки палео-еврейского письма относятся к более позднему периоду и датируются 9-м веком до н.э». По словам археологов, обнаруженная недавно надпись «служит текстуальным мостом для перехода от ханаанской культуры к израильской и иудейской». «Некоторые даже утверждают, что в этом регионе алфавит был неизвестен, что там не было писцов, и потому Библия, должно быть, была написана намного позже», — объясняет независимый специалист и историк Майкл Ланглуа [2]. Теперь у нас есть доказательство обратного.
Гедеон: виновник торжества
Это открытие убеждает нас в том, что имя Иероваал действительно использовалось во времена Гедеона, и что библейский текст действительно был написан именно в то время, когда мы думаем. Кто бы мог подумать, что какой-то человек, написавший что-то чернилами на каком-то горшке 3000 лет назад, вызовет столько ажиотажа спустя такое время?
И как это часто бывает, это открытие произошло в очень подходящий момент, потому что эта история имеет большое значение. Личности Гедеона есть что сказать нам прямо сейчас!
Настоящее имя Иероваала, Гедеон, означает «Молотящий». Его имя имело значение в этой истории, потому что Ангел Господень явился ему, когда он молотил пшеницу, отделяя пшеницу от мякины... но прячась в точиле для вина, чтобы его не поймали мадианитяне. Разве не замечательно то, что он совершил вместе с Богом? Как Бог заставил его отделить «пшеницу» от «мякины» в своей армии с помощью различных испытаний в 8-й главе книги Судей, а затем с помощью Гедеона поразил врагов Израиля. Это время просеивания и отделения, нахождения этого верного остатка и возрастания в смелости перед грядущими событиями. Наши шансы могу казаться невысокими, но истинные последователи Иисуса всё больше становятся меньшинством по мере просеивания, и мы знаем конец истории.
«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?» (Римлянам 8:31)
- Jerusalem Journal of Archaeology, The Jerubba‘al Inscription from Khirbet al-Ra‘i:A Proto-Canaanite (Early Alphabetic) Inscription
- Times of Israel, Five-letter inscription inked 3,100 years ago may be name of biblical judge,
Источник — oneforisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!