— Ребе Андрей, сколько уже лет вы в Санкт-Петербурге?
Пять с половиной лет. Община движется, развивается.
— Как вообще в Питере ситуация с евреями?
Наверное, в одном Питере евреев больше, чем во всей России, вместе взятой. Официально где-то 90 тысяч, но неофициально, говорят, до 150 тысяч евреев в Петербурге.
Конечно, евреи бывают разные — желтые, белые, красные :) потихоньку приходят к Богу, с Божьей помощью
— Какие наиболее крупные еврейские организации в Питере?
О, их немало. Ну, конечно, Хесед, Сохнут, синагоги есть, и не одна.
— Отношение к евреям у остального питерского населения — какое оно?
В Санкт-Петербурге — хорошо. Есть, конечно, какие-то проблески антисемитизма, национализма и т.д. Но если сравнить Питер с Москвой — в Москве намного все сложнее.
Если брать события ноября и декабря, недавние — слава Богу за правоохранительные органы Петербурга, которые под корень пресекли эти вещи, потому что то, что было в Москве — могло бы быть и в Питере. Было, но на таком уровне, что даже не успело развиться. Сразу это дело остановили.
— Как христианские церкви относятся к евреям и к мессианскому служению, в частности?
На самом деле — очень хорошо. Раньше было хуже, сейчас все намного лучше, намного легче, церкви открыты для помощи, для каких-то совместных проектов. Причем, разные церкви — даже те, что друг с другом не общаются — с нами общаются. Сейчас все намного лучше, чем было например пять лет назад.
— А отношение неверующих евреев к мессианским общинам?
Разное. К примеру, ряд евреев приходят к нам на концерты, на какие-то наши акции. Они знают, что мы — мессианские, но делать дальнейшие шаги они не хотят. Просто дружат, общаются. Ясно, что ряд людей, конечно же, кается.
Если брать наше ортодоксальное еврейское сообщество — они настраивают по-разному людей против мессианского служения. Эти вещи тоже достаточно актуальны. И даже один человек, который приходит на один из наших еврейских клубов — он даже написал статью о том, почему о нас так говорят ортодоксальные раввины.
Идет противостояние. Но, хочу сказать, большой плюс, что далеко не все евреи ортодоксальны. Очень много есть светских. Для них, конечно, Иисус Христос — это что-то не близкое им, но все равно, когда им открывается постепенно, по Писанию, от пророчеств, и постепенно когда люди приходят к Новому Завету, когда они по Библии, по Торе, видеть, что Иешуа — это таки Царь Израиля, который был обещан, то многие люди открываются. Реально открываются.
И я думаю, предвкушаю, что в скором времени будет волна покаяния еврейского народа.
— Есть ли сотрудничество с другими христианскими церквями у общины? В чем оно выражается?
Конечно есть. Оно выражается в разных сферах — совместные молитвы. Какие-то люди из церквей хотят участвовать в спасении евреев — совместное посещение неверующих евреев. Совместные праздники еврейские библейские. В ряде случаев — это социальная работа, мы сейчас занимаемся еще с разного рода наркоманами, алкоголиками, и переплетены с целым рядом церквей, дружим. Опять таки, приглашаем на конференции. Когда приезжал Борис Саулович Грисенко — участвовало более 50 церквей и около 40 пасторов на этой конференции, это о чем-то говорит. Вообще, для Питера — это начало прорыва.
Отношения уже налажены и налаживаются, я думаю, что постепенно люди будут приезжать и на ретриты.
— Каким вам видится ближайшее будущее мессианского служения в России?
Думаю, что прорывным. К сожалению, львиная доля мессианских служений в России — они как-то отделены, я бы сказал, от совместного движения с церквями. Причем, с моей точки зрения, многие из них находятся в законничестве. Некоторые люди, которые раньше были живые и радостные служители — сейчас стали воинствующие законники. К сожалению, это факт. Я думаю, нужно следить за собой, чтобы не впасть в эту крайность, в законничество.
А так, в общем, будем ждать прорыва!
Интервьюер — Алекс Фишман
Последнее: 26.07. Спасибо!