Почти половина американцев считает, что Иоанн Креститель был одним из двенадцати учеников Иисуса.
Евангельский автор Эрик Метаксас как-то сказал, что если бы американцам пришлось сдавать богословский экзамен, единственной надеждой его пройти было бы лишь “радикальное снижение (Богом) требований”.
И он прав. Если говорить о знании Библии и доктринальных основ христианства, то мы, американцы, не просто находимся на начальном уровне. Мы – как доказывает Росс Даутэт в своей книге “Плохая Религия” – являемся нацией еретиков.
Опрос 3000 человек, проведенный исследовательским центром “LifeWayResearch” (по инициативе организации “LigonierMinistries”), выявил, что хотя американцы в своем большинстве называют себя христианами, пугающий процент населения США усвоил древние ереси, давно осужденные главными христианских традициях. И речь идет не о каких-то второстепенных аспектах христианского учения, но о ключевых идеях, определяющих само христианство – например, божественность Иисуса Христа. Если говорить о теологии, то многие “христиане” (судя по их рассуждениям) разбираются в ней не лучше рэперов и певцов в стиле кантри.
Семь из десяти респондентов (во время опросов “LifeWay”) признали доктрину Троицы – что Отец, Сын и Святой Дух является тремя Лицами единого Бога; шесть из десяти согласились, что Иисус имеет одновременно человеческую и божественную природу. Но на этом их ортодоксия (и логика) окончилась. Больше половины затем сказали, что Иисус является “первым и самым великим Божьим творением” – т.е. провозгласили ересь, известную как арианство, осужденную Никейским собором в 325 году.
Разумеется, эти «нечаянные богохульники» не собираются пересматривать Никейский символ веры и проповедовать «сотворенного» Христа. Скорее, такие казусные противоречия ярко иллюстрируют тот факт, что очень многие американцы не понимают сути учения о Троице и даже не особо этим интересуются (по словам многих респондентов, они верят в Троицу только «по привычке», потому как с детства ходили в церковь).
Ответы на другие вопросы оказались не менее еретичными и «убийственными». Семьдесят процентов респондентов – из разных социоэкономических и этнических контекстов – согласились с тем, что есть только один истинный Бог. Однако шестьдесят четыре процента при этом добавили, что Бог принимает поклонение от представителей всех религий, включая и язычников, верящих во многих богов.
Две-трети респондентов согласились, что каждый “грешит понемногу”, но при этом настаивали, что все люди по своей природе добры, что полностью противоречит Писанию (см. такие библейские выражения как “Все согрешили и лишены славы Божьей” и “Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено”). Только половина признала, что Бог справедлив, изливая Свой гнев на грех (и грешников), но, кажется, колебались касательно того, какие конкретно грехи заслуживают такого гнева (уж точно не их собственные!). Семьдесят четыре процента заявили, что “наименьшие грехи” не являются основанием для вечного наказания – что противоречит богодухновенным словам Иакова, брата Христа, что нарушение даже одной заповеди может отправить человека в ад. Впрочем, “откуда Иакову это знать”?
Шестьдесят процентов согласны с идеей, что “в конечном итоге все попадут на небеса”, но в то же время половина этих же людей поставила галочку в квадратике, где написано, что спасутся только верующие в Иисуса. Таким образом, или эти люди верят, что в итоге все уверуют в Иисуса, или “наняли обезьянку”, чтобы она вместо них заполняла опросник.
Не удивительно, однако, что у среднего американца есть недостаток богословских знаний. В конце концов, 75 процентов тех, кто называют себя христианами, не слишком серьезно относятся к своей вере, в то время как остальные 25 процентов придерживаются нехристианских религий или отвергают всякую религию. Но как обстоит дело в среде тех, кто подчеркивает важность христианства для своей жизни и “афиширует” его? Опрос евангельских верующих наверняка дал бы лучше результаты, разве не так?
Так думали и сотрудники LifeWay. Два года тому назад они провели подобный опрос, спрашивая респондентов, принадлежат ли они к группе христиан с евангельскими взглядами. Не удивительно, что среди них оказалось много “рождественских” и “пасхальных” евангельских верующих, напичканных самыми разнообразными неортодоксальными идеями.
Поэтому в этом году исследовательский центр “LifeWay” использовал более строгие критерии оценки уровня христианской веры, позаимствованные у Национальной Ассоциации Евангельских верующих. В число «евангельских верующих» вошли только те, кто считали Библию наивысшим авторитетом, согласились с важностью личного евангелизма и подтвердили, что смерть Иисуса на кресте – единственный путь спасения. Таковых из всех опрошенных набралось 586 человек.
Все, разумеется, ожидали, что ответы такой “избранной категории” покажут более высокий уровень библейской ортодоксии. Ни у кого и мысли не было, что их ответы окажутся хуже среднестатистических американских христиан. Однако они жестоко ошиблись. Семь из десяти таких евангельских верующих (т.е. больший процент чем в категории “среднестатистический американец”) сказали, что Иисус был первым творением Бога. Пятьдесят шесть процентов согласились с тем, что Дух Святой – это “божественная сила, а не личность”. Также обнаружилось пугающее увеличение количества (с 9% до 28%) тех, кто не считают Третье Лицо Троицы равным Богу-Отцу и Сыну – что прямо противоречит ортодоксальному христианству. Уже не удивляет, что тема о Святом Духе часто игнорируется. Но подобные результаты опросов, несомненно, огорчают Святого Духа.
Как мы уже отмечали выше, эти внутренне противоречивые ответы – не сознательная ересь. Все опрошенные из категории “серьезные евангельские верующие” утверждают, что только те, кто веруют в Иисуса Христа как своего Спасителя, имеют дар вечной жизни. Однако почти половина из них же согласилась с тем, что “Бог принимает поклонение всех религий, включая (помимо христианства) иудаизм и ислам”.
Две трети “серьезных евангельских верующих” (т.е. больше, чем “американцы вообще”) считает, что на небе в конечном итоге воссоединятся все близкие люди. Поражает даже не столько то, что такой высокий процент людей из “лагеря Билли Грэма” верит в универсализм, а то, что они не видят никакого противоречия между универсализмом и евангельским учением, что спасение возможно только через веру в Христа.
“Многие моменты в этом опросе показывают, что у респондентов просто богословская путаница”, – сказал Тимоти Ларсон, профессор из колледжа Уитон. Он подозревает, что сама формулировка вопросов сбивала их с толку.
Но может ли также быть причиной “такой путаницы” и тот факт, что двое из пяти “серьезных евангельских верующих” согласились с утверждением, что “поклонение Богу дома, с семьей, может вполне заменить регулярное посещение церкви”? Подумайте, стоит ли удивляться такому большому количеству игнорирующих церковь христиан, если так мало есть общин, в которых предлагаются фундаментальные доктрины веры и достаточно глубоко вникают в Книгу, из которой эти доктрины почерпнуты?
Бывший “религиозный” репортер для газеты Newsday Кеннет Бриггс недавно “обнаружил”, что в мегацерквях предлагается “слабо-библейская” альтернатива христианства. По его мнению, Писание в этих церквях стало “музейным экспонатом, которое почитают как реликвию, но считают “таинственной, недоступной” книгой.
В своей книге “Невидимый Бестселлер: поиски Библии в Америке” Бриггс описывает свое двухлетнее путешествие по стране с посещением сотен церквей в поисках тех христиан, которые еще знают священные тексты Писания.
Конечно же, Библия остается феноменально популярной Книгой. Она есть практически у каждого – иногда даже по четыре-пять экземпляров. Но, как выражается Бриггс, наше отношение к ней часто напоминает любовь к “артефакту, памятному подарку или кроличьей лапке (талисману)”. Этот “талисман веры” большую часть времени пылится на полке или красуется возле урночки с пеплом драгоценного дедушки.
По свидетельству Бриггса, именно в тюрьмах, а не в церквях, он увидел наиболее живое, личное знакомство с Божьим Словом. Вне тюремных стен почти везде он сталкивался с ситуацией, подтверждающий недавний опрос “Barna”, проведенный по заказу Американского Библейского Общества, согласно которому только меньше половины американцев могут перечислить первые пять книг Ветхого Завета и почти половина считает Иоанна Крестителя одним из 12 учеников Иисуса.
Какое значение имеет тот факт, что мы превратились в нацию доктринальных невежд? Какой вред может нанести полный провал в воображаемом богословском экзамене? Для христиан ответ на этот вопрос очевиден. Если мы действительно верим в то, что провозглашаем – что воплощение, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа являются главнейшими историческими фактами и имеют исключительно важное значение для вечности, – тогда нам лучше “повысить свою успеваемость”. Если мы хотим, чтобы этот мир серьёзно воспринимал нас как последователей Иисуса, мы больше не можем ставить на третье место познание Бога, Которому мы, как утверждаем, поклоняемся.
Вспомните также слова Иисуса, что познание истины сделает нас свободными. Вера лжи порабощает людей. Для нас должно стать приоритетным постоянное познание истины, а не гонка за комфортом. Христос также сказал, что наибольшая заповедь любви к Богу включает и “разумение”. Это означает, что пора вытереть пыль с Библии своего дедушки и вернуться к изучению главнейших доктринальных истин.
Тем, кто не исповедует христианство, знакомство с главными доктринами Писания, с учением религии, ставшей основной нашей цивилизации, также будет полезным. Как пишет индийский христианский философ Вишал Манголуэди, Библия создала современный мир, сделав Запад читающей и думающей цивилизацией – и посредством этого чтения и мышления вложив идею, что истина познаваема.
В субдукционной зоне, где номинальная христианская культура соприкасается с постхристианской, “искры летят” – в университетах, законодательных учреждениях, пекарнях и даже уборных. Те, кто хотят жить в мире с “христианским остатком”, у которого еще сохранились ясные богословские контуры, должны отказаться от подпитываемой ленью позиции “долой религиозный фанатизм!” и выяснить, почему христианство пришло к тем заключениям, которые оно провозглашает на протяжении уже 2000 лет.
А что касается приведенных результатов опроса, они должны смутить нас всех. И также послужить хорошим пенделем, стимулом снова “познакомиться” со своей собственной религией – хотя бы со своей собственной историей. Нет никакого извинения нации еретиков. Или еще хуже – нации полных невежд.
Голос Истины по материалам The Federalist
Последнее: 01.01. Спасибо!
Нет ничего плохого в гипотетическом универсализме, такая точка зрения появилась еще в 17 веке у Моиза Амиро. А вообще, для всех думающих христиан уже давно ясно, что спасутся в конечном итоге все, только познать свое спасение смогут лишь избранники Божьи. Только здесь, на земле, есть место для ада и для мучений, которые могут казаться нам вечными. Здесь же, на земле и идет вечный суд, начинающийся с дома Божьего и со всех тех, кто считает себя христианами. За гробом же ничего, кроме вечного покоя для всех.
Приятно осознавать, что ты будешь спасён вне зависимости от обстоятельств своей прожитой жизни и в кого ты веришь, или — веришь ли ты вообще! Правда заключается в том, что на небесах действует Союз Божьих творений и всякий взошедший на небо присоединяется к этому Союзу! Нужно также понимать, что невозрождённая душа, как на земле, так и на небе будет вести привычный для себя образ жизни, а проще говоря, поступать по своим прихотям!, то есть вор будет воровать, насильник будет насильничать, а богохульник станет и на небе хулить и порочить Бога! Поэтому суд Бога неизбежен! А ВЫБОР между добром и злом — необходим!! Аминь и аминь.
Знание о том, что в конечном счете все будет едино в Боге, что нет никакого загробного суда, ада и вечных мучений, что после смерти есть лишь новая жизнь или «сон без сновидений», скорее заставляет нас полюбить Бога и отдать Ему наш долг благодарности.