Из Суккота в Хануку, из Хануки в Суккот

Для начала немного истории.

В 333 г. до н. э. Александр Македонский, покорив Иудею, учредил греческое правление на территории Иудеи и Израиля. Александр позволил евреям сохранить свои традиции и предоставил им как религиозную, так и национальную автономию.

После смерти Александра его царство было разделено между Птолемеем, которому достался Египет, и Селевком, который стал править в Сирии. Оба царства вели войну за власть над Иудеей. В 198 г. до н.э. Антиох III, царствовавший в Сирии, завоевал Иудею и подтвердил право евреев на национальную и религиозную автономию.

Ситуация, однако, изменилась с приходом к власти в 175 г. до н.э. Антиоха IV, взявшего себе титул «Эпифан» («Богоявленный»). Антиох Эпифан полагал себя представителем греческой (эллинистической) культуры и считал своей миссией распространение этой культуры на всей территории своей империи.

В эпоху царствования потомков Селевка народ Иудеи разделился на эллинистов и хасидеев (благочестивых). В процессе эллинизации религиозные вожди тоже стали продуктом эллинистической мысли.

«Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1 книга Маккавеев 1:13-15). Для Антиоха это было своего рода сигналом, чтобы продолжать. Он хотел превратить Иерусалим в греческий полис, запретил под угрозой смертной казни исполнение законов Торы, в частности, совершение обрезания и соблюдение субботы. Иерусалимский храм был осквернен и превращен в святилище Зевса Олимпийского. «Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью. И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; И было это постоянною засадою для святилища и злым диаволом для Израиля. Они проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище. Жители же Иерусалима разбежались из-за них, и он сделался жилищем чужих и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его» (1-я книга Маккавеев 1:33-38).

Народ Израиля родился отделенным, поэтому у нас свой путь. И, значит, нам нужно входить в этот путь, а не пытаться смешаться с окружающей средой.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Нехемия восстановил стену Иерушалаима, закон Торы смог заработать в Израиле в полную силу, хотя до этого были попытки восстановления народа в законе, но они не увенчивались успехом. Когда же враги обнесли Иерушалаим стеной и построили башню, то это дало им возможность утвердить свой закон по всему царству – «Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон. И согласились все народы по слову царя. И многие из Израиля приняли идолослужение его и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. Царь послал через вестников грамоты в Иерусалим и в города Иудейские, чтобы они следовали узаконениям, чужим для сей земли» (1-я Маккавеев 1:41-44)

Антиох Эпифан принуждал евреев приносить жертвы греческим богам. Жертвенники, посвященные греческим богам, были установлены и на иерусалимских улицах.

Возмущение в народе становилось все сильнее и достигло своего пика в 167 г. до н.э., когда вспыхнуло восстание против греческого правления в Иудее.

Восстание, начавшееся в селении Модиин, расположенном неподалеку от Иерусалима, возглавил Матитьяhу, старый священник из рода Хасмонеев. Многие жители Иудеи последовали за Матитьяhу и его сыновьями и вступили в вооруженную борьбу с греками. Когда отец умер, отряды повстанцев возглавил сын Матитьяhу, Иеhуда Хасмоней. Евреи сражались героически, хотя борьба была неравной: им противостояла хорошо обученная регулярная армия.

Если анализировать войны Исраэля, то хасмонейская война – это единственная война, которую возглавляли священники, и она велась за восстановление жертвенника, права совершать Богослужение и приносить жертвы Господу, и возвратить народ к своему изначальному призванию. Все остальные войны, которые  были по воле Бога, преследовали другие цели.

Иеhуда Маккавей нанес поражение армии Антиоха и в 165 г. до н.э. освободил Иерусалим, заново освятил Храм и возобновил храмовую службу. Освящение Храма произошло 25 числа месяца Кислев. В этот день наш народ торжественно совершил первое жертвоприношение Господу своему. Празднество освящения Храма длилось 8 дней.

Мидраш (размышление) рассказывает о еще одном чуде – когда храм был заново освящен, священники должны были зажечь огни Меноры (храмового светильника).  Но во всем Храме не осталось ни одного запечатанного сосуда с ритуально чистым елеем, оливковым маслом. После долгих поисков был найден маленький кувшинчик с нетронутой печатью первосвященника. Масла в нем могло хватить не больше, чем на одни сутки. Для того же, чтобы приготовить новое, требовалось восемь дней. И все же было решено зажечь менору, не дожидаясь новой порции масла. И случилось чудо: огонь горел все необходимые восемь дней. Но это всего лишь мидраш, а не исторический факт, хотя есть большая вероятность того, что это событие имело место.

Все же почему именно восемь дней было установлено праздновать Хануку? Во 2-й книге Макковеев 1:18 написано — «Итак, намереваясь в двадцать пятый день Хаслева праздновать очищение храма, мы почли нужным известить вас, чтобы и вы совершили праздник кущей и огня, подобно тому, как Нехемия, построив храм и жертвенник, принес жертву». Оказывается, как Израиль в дни  Нехемии после восстановления стены Иерушалаима впервые со времен Иегошуа бен Нуна отпраздновал Суккот, так и после обновления жертвенника в восстановленном Иерушалаиме и в Израиле праздновали Суккот.

Суккот – это состояние Израиля, к которому мы стремимся, когда мы (весь Израиль), приходим к Царю, понимая, осознавая полную зависимость от Него. Не всегда это было возможным, но периодически Всевышний восстанавливал этот праздник.

То, что было начато в пустыне при выходе из Мицраим, должно становиться реальным в наши дни. На пути из Мицраим в Иерушалаим в наших умах и сердцах происходят изменения (должны происходить), приводящие народ к единой цели. И каждый год, начиная с Песаха, мы совершаем это восхождение в Божью кущу. У нас есть начало пути и есть цель, в которую мы приходим с измененным сознанием, если совершаем этот путь сердцем. Есть смысл проходить этот путь вместе.  Суккот – это цель нашего пути на земле, это будущее Израиля. Суккот – праздник будущего, праздник восстановленного Иерушалаима, цель, которую необходимо обновлять.

Так, все-таки, что же такое Ханука? Мы живем в мире, где господствует эллинистическая культура, культура смешения (как ложное ведение), которая уводит нас от цели, поставленной Господом.

Ханукальная победа – это победа над ложным ведением, над ложными целями. Ханука – это праздник обновления Божьей цели нашего пути (Суккот) и обновления нас в призвании.

Продолжаем праздновать Хануку ВМЕСТЕ!

 Клуб Геула

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!