Израиль: христианский взгляд

Израиль: христианский взгляд

Когда христианин слышит слово «Израиль», он обычно думает либо о народе Израиля ветхозаветных времен, либо о современном Государстве Израиль.

Для многих христиан «Израиль» — синоним слова «евреи», то есть еврейский народ, исторический народ времен Иисуса. Имя «Израиль» с первоначальным значением «Бог борется» или «Бог силен» появляется в первый раз в paccказе о борьбе Иакова с Богом (Быт 32:29), позднее оно становится именем племени, священным именем. Колена Израиля ля были названы по именам двенадцати сыновей Иакова, и они очень сильно ощущали свой завет с Богом.

В еврейских Писаниях встречаются такие синонимы понятия «народ Израиля»: народ Яхве (Ис 1:3), Божий служитель (раб) (Ис 44:21), избранник Бога (Ис 45:4), Божья паства (Пс 96[95]:7 Божий виноградник (Ис 5:7), Божья жена (Ос 2:4). С возвышением Южного царства Иуды язычники стали называть евреев «иудеями», однако священным названием, использовавшимся в молитве, было имя «израильтянин». Оно стало центром пророчеств Иеремии о восстановлении Израиля (30:10; 31:2, 31 и т. д.).

Во времена Иисуса Израиль отождествлялся с оккупированной еврейской нацией. Христиане видели в Иисусе Божий дар Израилю, славу Израиля (Лк 2:32), царя Израиля (Мф 27:42), Спасителя Израиля (Деян 13:23). Священное название  еврейского народа — Израиль — сохранилось во многих местах Нового Завета (например, Рим 9:6), но вскоре христиане стали понимать пророчества Иеремии об обновленном Израиле, применяя их к себе, поскольку двенадцать апостолов были явной параллелью двенадцати сыновьям Иакова. Таким образом, сохранив название «Израиль» для обозначения еврейского народа до времен Иисуса, ранняя Церковь была склонна называть себя «Новым Израилем», новым священным народом. Такое обозначение имеет привкус христианского суперсессионализма [теории замещения] — теории, согласно которой христиане присваивают себе священное имя Израиля как «нового народа Божьего», «нового Израиля», истинного объекта Божьей любви и т. д.

В современном обозначении еврейского народа как «Израиля» на первый план выходит связь между народом и землей. Для многих христиан остается загадкой, почему евреи так тесно связывают свою национальную идентичность с землей. Христианство считает себя универсальной религией, не сводимой к какой-либо конкретной географической области. Поэтому из-за столь тесных отношений между землей и народом Государство Израиль становится важнейшей областью диалога, в которой христиане могут понять связь традиции и земли у своих еврейских братьев и сестер.

Христианам следует не только понять, почему евреи так привязаны к своей земле, но и узнать страницы собственной истории, разлучившей еврейский народ со своей родиной. Согласно некоторым христианским объяснениям, после смерти Иисуса изгнание из Палестины стало наказанием евреев за соучастие в Его казни. Христиане веками запрещали евреям возвращаться на родину, что служит необходимым историческим фоном для мифа о Вечном Жиде [скитающемся еврее]. Христиане не поддержали сионизм в конце XIX и начале XX веков. Например, в ответ на обращенную к Ватикану просьбу поддержать возвращение евреев в Израиль папа Пий X заметил, что поскольку еврейский народ не признал посещение Господа, Ватикан не может признать еврейский народ, а тем более его притязания на землю.

Сегодня многие христиане поддерживают требования евреев на обладание землей Израиля. Хотя эти христиане часто называют ее «Святой землей» из-за того, что она была родиной Иисуса, они надеются, что евреи сохранят доступ к святым местам для паломничества и свободу вероисповедания христианам, живущим в Израиле. Последнее время Ватикан сохранял устойчивый нейтралитет по отношению к Государству Израиль. Однако в декабре 1993 и январе 1994 гг. папа Иоанн Павел II осуществил серию шагов, приведших к признанию Ватиканом Государства Израиль. Это признание долго сохранялось в тайне из-за продолжающихся споров о границах, а также из-за опасения ответных мер по отношению к христианам со стороны арабов в случае, если Ватикан признает Израиль. Однако ситуация изменилась благодаря явному прогрессу в разрешении этих проблем в «Мирном процессе», в течение нескольких лет проходившем между Израилем, Иорданией, палестинцами и Организацией ocвобождения Палестины.

В своем заявлении от 1982 г. Всемирный совет церквей отметил, что для евреев Государство Израиль «составляет часть долгих исканий и борьбы за выживание, которые, протяжении веков были важнейшей задачей иудаизма».

Поддержка Израиля Соединенными Штатами имеет различные основания. Некоторые, особенно евангелики и фундаменталисты, видят в возвращении евреев в Израиль исполнение некоторых пророчеств о конце времен. Другие вид в возникновении Государства Израиль справедливый ответ мира на то, что произошло с евреями во время Холокоста. Есть и те, кто начинает понимать центральное значение израильской земли в жизни евреев, поддерживая их устремления как религиозную и политическую задачу своей веры Бога, который не отказывается от Своих обетований.

Национальная конференция католических епископов США в своем заявлении 1975 г. отметила: «Какие бы трудности ни приходилось испытывать христианам… они должны стараться понять эту связь между землей и народом, которую евреи выражали в своих писаниях и богослужении на протяжении тысячелетий как тоску по своей родине, святому Сиону. Внимание к этой связи не означает пристрастие к той или иной религиозной интерпретации этого единства. Так же это утверждение не должно привести к попранию законных прав других групп этого региона или занятию политической позиции в противостоянии на Ближнем Востоке, которое лежит в основе этого заявления».

Таким образом, среди христиан можно увидеть смесь разнообразных богословских, политических, моральных и культурных оснований для поддержки Государства Израиль. Некоторые христиане отказываются от полной поддержки Израиля, поскольку считают, что это было бы равносильно поддержке той или иной израильской политики и/или гражданского правительства. Многих христиан (не обладающих достаточными историческими познаниями) вводят в смущение палестинские притязания на эту же землю, особенно когда такие притязания выражены в терминах движения освобождения.

Вряд ли можно преувеличить важность Израиля в иудейско-христианском диалоге. Здесь христиане, позволив евреям определиться в собственных терминах, смогут узнать нечто о связи между народом и принадлежащей ему землей. Земля тесно связана со стремлением евреев сохраниться как нации. Христиане, долго путешествовавшие по дорогам межрелигиозных диалогов, полагают, что восстановление богословия земли может стать наиболее важным результатом иудео-христианского диалога.

Наконец, Израиль важен для иудео-христианского диалога тем, что может повлиять на решение проблемы антисемитизма. Взаимосвязь антисионизма и антисемитизма имеет сложный и неоднозначный характер: можно придерживаться первой из этих позиций, не придерживаясь второй. Однако подозрение антисионистов в антисемитизме очень велико. Его можно снять только в процессе диалога. Как сказал Эдвард Фланнери, «трудность заключается в бессознательном характере современного антисемитизма. Поскольку он бессознателен, его неизбежно отрицают даже антисионисты, которые обычно проявляют больше его характерных признаков, чем обыкновенные антисемиты».

 Майкл Мак Гэрри

Мак Герри (McGarry) Майкл, C.S.P., священник в приходе Ньюмен-Холл/Святого Духа при Калифорнийском университете (Беркли). Семь лет был ректором Колледжа св. Павла при Паулинистской семинарии в Вашингтоне. Служит в Консультативном совете Секретариата по католическо-иудейским отношениям при Национальной конференции католических епископов США. Автор книги Christology After Auschwitz, а также многих статей по иудейско-христианским отношениям и христианской реакции на Холокост.

Иудейско-христианский диалог. Под ред. Л.Кленицкого и  Д. Вайгодера. -  Библейско-богословский институт  св. апостола Андрея М.: 1995г.

tureligious.com.ua

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!