Йом Труа: Какой смысл заключен в разных звуках шофара?

Йом Труа: Какой смысл заключен в разных звуках шофара?

photo — slgckgc, Flickr. CC 2.0

Праздник Труб или Йом Труа — это замечательный праздник, который побуждает нас вспоминать и думать о вечности, размышлять над теми событиями, которым ещё предстоит быть. Этот праздник напоминает нам о грядущем приходе Машиаха и о том, «какими должно быть в святой жизни и благочестии» нам, желающим приблизить день Господень (2 Пет. 3:11). В Писании трубный звук говорит, прежде всего, о послушании. Заповедано, чтобы раз в год во время наступления этих дней мы трубили в трубы:

«И сказал Господь Моисею, говоря: сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтобы они служили тебе для созывания общества и для снятия станов... и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш» (Числа 10:1-2,10).

В этих первых десяти стихах 10-й главы перечислено много функций трубы, и в конце написано, что «это будет напоминанием о вас пред Богом вашим». В оригинале сказано, что вы как бы напомните и себе о Господе, о том, что вы Божьи (וְהָיוּ לָכֶם לְזִכָּרוֹן לִפְנֵי אֱלֹהֵיכֶם / вэ-hаю лэхем лизикарон липней элоhейхем — дословно: «и будет вам в память пред лицом вашего Господа» — прим. ред.). Когда мы читаем в Писании, что это будет напоминанием Богу о нас, это никоим образом не значит, что Господь нас забыл. Это прежде всего говорит о том, что когда мы сами в послушании будем это делать, это будет напоминанием и нам о том, кем являемся мы в Боге и Кто есть наш Господь.

На Рош аШана (так этот праздник стал называться после вавилонского плена) появилась традиция трубить в шофар определённым образом. Различают несколько звуков шофара.

Ткия: вспомни о Божьем призыве

Первый звук — ткия (текия), что значит «трубление». Он начинается на нижней ноте и переходит к верхней с нарастанием звучности. Этот звук является напоминаем нам о том, что происходило с нашим народом у горы Синай:

«Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее...» (Исход 19:18-19)

Поэтому, прежде всего, заповедь о трублении в шофар раз в году в определённое время должна напоминать и нашим предкам, и нам о том, что мы — Божий народ. Сам Всевышний вывел нас из дома рабства и подвёл к горе, на которой желал и продолжает желать встретиться с каждым из нас лично. С нами как со всем народом, но также с каждым из нас лично.

Это Он принёс победу в нашу жизнь, это Он поразил врага в нашей жизни, это Он призвал нас к Себе, это Его желание, чтобы мы были в завете, в союзе с Ним. Как написано:

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою...» (1 Ин. 3:16)

Это Его инициатива. И первый вид трубления в шофар, прежде всего, должен напоминать о невероятной Божьей любви к каждому из нас, о Его призыве.

photo — chandelierswing, Flickr. CC 2.0

Шварим: обратись на Божий путь

Следующий вид звука шофара — это шварим (шеварим) или тремоло, быстрое чередование нижней и верхней ноты — три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок. Давайте обратимся к книге пророка Аггея. Это очень радикальная книга, она мне нравится. В этой книге описано состояние Израиля, когда они вышли из Вавилона и начали восстанавливать Храм, но доносы соседних народов остановили работу, и народ начал обустраивать свою жизнь. И Господь говорил к ним:

«А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьёте, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь» (Аггея 1:4-8).

«Обратите сердце ваше, совершите тшуву, вернитесь. Вы побежали не туда. Вы вышли, пришли ко Мне, мы с вами начали делать что-то важное, а потом, когда наступили трудности, вы решили (не Я решил!), что не время». Когда в нашей жизни тупики, какие-то нестыковки, часто в таких случаях стоит задуматься о том, что, может быть, это не испытание от Господа, а просто потому, что мы сами себе решили, что нам нужно делать. Но и это не беда. Потому что мы можем совершить покаяние. Мы можем обратить сердце наше на путь Божий. «Обратите сердце ваше на пути ваши». А наши пути как детей Божьих — они не такие пути, как детей этого мира. Наши пути ведут к Богу. Еврейский народ послушался, они стали производить работы, и Божье благословение вернулось.

И этот второй тип звука шофара, шварим — это как тшува: «Я каюсь, Боже! Я осуетился. Я что-то где-то потерял». Возможно, не всем надо каяться. Я помню, как пришёл к Богу и каялся за всё, что надо и что не надо. Это было желание максимально привести свою жизнь в состояние святости и чистоты перед Богом. Может, кто-то и так усердно трудится на ниве Божьей.

Но представьте, что, когда священники и левиты трубили в шофары, и во время трубления чередовались эти виды звуков, в каждом звуке каждый из среды народа Израиля переживал что-то для себя. Большинство, наверное, вспоминали о призыве. Кто-то переживал обличение в грехе, о том, что он осуетился и давно не останавливался для отношений с Богом, для восстановления в своём духовном состоянии. Каждый что-то слышал для себя. И это приводило народ в единство. Разве это не благословение для всех нас, которые могут и сегодня праздновать Божьи праздники и, я уверен, переживать такое же Божье действие по отношению к нам, как изначально было определено и заложено Богом через празднование праздников для всего Израиля?

Труа: прими боль Божьего сердца

Следующий звук, труа (тэруа) или «тревога» — это серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней. Это девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску. В Евангелии от Луки есть такие слова Иешуа:

«Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне!» (Луки 13:34-35)

Мне лично, когда я читал и размышлял об этих звуках, звук труа напомнил именно это место Писания. Представьте боль нашего Господа, Который смотрел на Иерусалим, на Свой народ, и Который любит и желает восстановления Своего народа, и о той тоске и той боли, которые в Его сердце! Да, мы ищем умиротворения, тишины, покоя, мы не ищем боли. Но когда ты задумываешься об этой боли в сердце Господа, узнав о ней не просто где-то из личного откровения, а через Слово, то, если в отношении людей нам заповедано плакать с плачущими, проникаться их болью, их горем, я думаю, тем более это правило должно работать в отношении Господа. Если мы знаем о боли в сердце Господа, то и мы сами должны проникаться тем, за что болит у Господа.

Конечно мы должны радоваться, веселиться, исповедовать, в хорошем смысле, воинственный и победоносный настрой. Но во время трубления в шофар в еврейский праздник Рош аШана кому, как не нам, нужно задуматься о покаянии еврейского народа и в очередной раз помолиться и подумать о том, что я могу сделать, как я могу послужить, чтобы разделить с Господом Его тревогу, Его боль и Его желание вернуть Своих детей в Свой дом. Мы точно можем принять в этом участие.

Эти слова Иешуа — это призыв. Да, должно прийти это время, но мы не должны сидеть сложа руки и просто ждать, когда оно придёт. Нам надо быть желающими и торопящими, как написано во 2 Пет. 3:11-12, приближающими это время. Я хочу быть приближающим это время. И я хочу, чтобы не было боли в сердце моего Господа, Который так сильно любит меня и Который спас меня.

photo — slgckgc, Flickr. CC 2.0

Ткия гдола: а если Господь придёт в этом году?

И ещё один звук — это ткия гдола или «большое трубление». Оно длится дольше на верхней ноте, и это финальное трубление, которое символизирует призыв к пробуждению совести и возвращению к Богу. Мы читаем в Писании:

«И будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (Исаия 27:13).

«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фессалоникийцам 4:16-18).

Как-то я услышал от ребе Родиона Самойловича мысль о том, что мы привыкли готовиться формально к осенним праздникам и каждый год готовимся только потому, что нужно готовиться, но что если Он и впрямь придёт? Как бы мы готовились тогда? Ведь Он придёт! И раби Шауль (апостол Павел) напоминает нам утешать друг друга этими словами. Наша совесть должна пробудиться, наше сознание должно поднять нас к Господу с новой силой. И дай Бог каждому из нас пережить обновление и подъём желания, жажды по Богу во время наступления этих осенних праздников. Желание подняться самим. Желание поднять наших братьев и сестёр, наших близких туда, к Господу. Чтобы, когда затрубит великая труба, никто не остался здесь.

Стоит задуматься над тем, а что, если Божья труба протрубит сейчас? Хорошо, если мы уверены о себе. А что будет с теми, кто не успеет, но в жизни которых мы могли бы поучаствовать и помочь им восстановить отношения с Богом и быть готовыми к Его приходу?

Автор — Руслан Романюк, раввин Винницкой еврейской мессианской общины / ШомерТВ

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!