4 совета по работе с «никакими».
Когда я признался своей подруге, что теперь верю в Бога, она посмотрела на меня в таком шоке, как будто узнала, что Ричард Докинз стал баптистским пастором. Я был одним из тех атеистов, которые по любому поводу и вопросу, связанным с христианством, с чувством собственного достоинства отвечал 1) цитатой из Ницше, 2) цитатой из Маркса, 3) где найти песню Летающего Макаронного Монстра, или 4) все вышеперечисленное. Мягко говоря, я был враждебно настроен по отношению к религии.
Я был частью той самой прослойки населения, которая активно растет численно и становится все более заметной на фоне общества последние 10 лет. Это люди «ни-во-что-не-верующие» — атеисты, агностики и прочие, не принимающие ни одну из существующих форм религии. Им даже присвоили имя – «nones» или «никакие» (от англ. none, что значит «ничего, нет, ни одного»). Именно эти люди стали новой проблемой для христиан, которые привыкли общаться с мусульманами, иудеями и приверженцами иных вероисповеданий.
Кто-то считает, что ввиду такой тенденции среди населения, христиане должны подстроиться, и внести изменения в ход богослужений и вероисповеданий, чтобы людям мирским стало проще настраиваться на религиозный лад. Но как человек, побывавший и на той, и на другой стороне светско-религиозного перевала, могу сказать совершенно точно, что тренды имеют привычку меняться; а даже самые ярые противники всех и вся могут поверить в Бога, и для этого не требуется приносить в жертву ортодоксальный взгляд на Писания.
Истина не нуждается в том, чтобы ее доказывали; но стоит знать, как ее доказать, если начнут докапываться.
Зная по опыту, что думают люди по обе стороны баррикад, могу сказать с уверенностью, что многие христиане с таким рвением пытаются завоевать умы и сердца непокоренных, что добиваются лишь обратного эффекта – люди начинают их сторониться. В процессе уговоров они еще забывают о некоторых основополагающих христианских мудрых правилах – именно тех, которые так убедительно действуют на «неверующих ни во что».
Вот несколько предложений о том, как привлечь к вере «никаких»:
Ваша речь должна быть, прежде всего, разумной, а не просто эмоциональной.
Среди отвергающих всякую веру людей бытует мнение, что вера основана исключительно на эмоциях, и лишена разумного контента. В разговоре с агностиком или атеистом христиане слишком часто переходят на эмоциональный язык: «Когда я доверился Господу...», «Бог был так благ ко мне...» и т.д.
Ничего неправильного в этом нет – мы призваны к тому, чтобы рассказывать о своей вере. Но атеистам и агностикам совершенно чужд язык веры, или же они находят его неудобным и раздражающим. Все равно, что вам пришлось бы выслушать целую тираду о каком-то друге вашего друга, которого вы и в глаза не видели.
Кроме того, полагаясь лишь на эмоциональную доказательную сторону вашей беседы, вы лишаете своего собеседника возможности узнать о глубокой богатой истории христианской мысли – начиная с Павла, Августина и Аквинского, Кьеркегарда и Шлейермахера, Нибура и Тиллиха, и заканчивая Н. Т. Райтом, Алвином Плантинга и Денисом Тернером, работающих по сей день.
Учения Самого Иисуса – пример потрясающей логики. Если мы хотим подражать Ему, то надо заставлять себя говорить не только с убежденностью, но и с разумными доводами.
Помните, сама истина, может, и не нуждается в доказательстве, но если начнут расспрашивать что отчего, то надо суметь дать разумный ответ. Необходимо «быть в теме по полной» — прокачать себя по истории и христианской философии, а также истории атеизма и диамата, чтобы и самим еще больше укрепиться в вере, и найти общие для разговоров темы с нашими соседями. Это несомненно сблизит нас с ними.
Ищите общий язык в неземной сфере
Самое удивительное, что по данным опроса Пью 68% не признающих никакую религию американцев все равно верят в Бога, и хотят получать хоть какой-то духовный опыт. Даже самые бескомпромиссные атеисты проявили осознанное стремление к чему-то сверхъестественному, другими словами, они хотят не просто знать что-то о Боге, а ощущать Его на глубоком духовном, неземном уровне, выходя за рамки материального мира.
Самое лучшее свидетельство о христианстве – это жизнь в радости, благодати, смирении, воздержании и любви, несмотря на трудности и неудачи.
Проще говоря, как бы ни старались нам в нашей культуре навязать мнение о том, что в жизни реально лишь то, что можно измерить, отследить и сканировать, где-то в подсознании все равно сидит мысль о том, что, по выражению Дениса Тернера, «в любом языке есть та другая сторона, на которой находится нечто, поддерживающее его, но не вмещающееся в него... это нечто мы и зовем Богом».
И даже если вы будете супер убедительно говорить своим друзьям-атеистам, что умиротворение, которое они чувствуют в природе, или прилив энергии во время прослушивания музыки есть ни что иное как конкретный результат жизнедеятельности конкретного Бога, вам вряд ли удастся убедить их этим, но, по крайней мере, они поймут, что между вами есть хоть что-то общее. Мы можем напомнить себе о том, как щедро Бог одарил нас способностью ощущать все, что есть в этом мире, и делиться этими ощущениями с другими людьми, рассказывая им о наших личных переживаниях в общении с Богом.
Не отказывайтесь от трудных вопросов
«Если Бог такой хороший, почему в мире столько зла?» «Если единственный путь ко спасению – вера в Христа, что будет с теми, кто родился и вырос в не христианской семье?» «Откуда мне знать, что Бог есть, если я никак не могу это проверить опытным путем?»
Ответы на подобные вопросы часто бывают решающими для неверующих (и, по правде сказать, для многих верующих). И не то что бы христианство за 2000 лет так и не смогло найти достойные ответы. Дело в том, что ответы на трудные вопросы подчас не очень красивы и приятны.
Поэтому, когда вы, в очередной раз будете пролистывать Псалтирь в поисках слов утешения, не забудьте, что Писание в качестве лекарства может предложить и горькую пилюлю (взять хотя бы отрывок о распятии). Мы как христиане обязаны, особенно во время разговора о вере с неверующими, не обходить стороной трудные моменты истины, а, наоборот, смело говорить о них, как бы тяжело это ни было для нас и наших собеседников.
Лучшее свидетельство – ваша жизнь
Конечно, уступая только Писаниям, самым лучшим свидетельством о христианстве является жизнь в радости, благодати, смирении, воздержании и любви, несмотря на трудности и неудачи. И если в моем случае узнать Бога ближе мне помогли разумные доводы, ощущения, что Бог реален на каком-то неземном космическом уровне, и дотошное копание в самых сложных вопросах о вере, то мое первое обращение к Нему произошло именно благодаря тому, что я заметил, как Христос действует в жизни других верующих, и понял, как Он действовал в моей даже, когда я еще совсем не хотел искать Его.
Мы легко расстраиваемся, когда не видим результатов наших усилий в общении с «никакими». Рассказав о вере одному из них, понимаешь, сколько еще осталось. К тому же, у всех нас есть свои духовные сады, за которыми надо ухаживать, и времени на заботу о других просто не хватает. Но растущее число людей, которые отдаляются от Бога, должно по-новому всколыхнуть сердца христиан для активных действий. Я, хоть и небольшое, но все-таки доказательство, что ваши усилия вполне могут увенчаться успехом.
Виктор Ле Светман / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!