Как избежать политической тревожности в 2024 году? Рецепт апостола Павла

Как избежать политической тревожности в 2024 году? Рецепт апостола Павла

До выборов 2024 года в США осталось меньше года, и мы готовимся к потоку отчаянных призывов и заявлений, грозных предупреждений и заманчивых слухов. На фоне захватывающего дух хвастовства и дешевой клеветы чувство паники еще больше усилится, когда нам в очередной раз скажут, что это самые важные выборы в жизни. Результатом станет общенациональное чувство политического беспокойства и тревоги.

Беспокойство в церквях отчасти подпитывается снижением влияния христианства в Америке. Церковь в Филиппах знала, что живет в духовно враждебной среде. Однако послание Павла к ним было оптимистичным и радостным, в нем содержатся некоторые из наших любимых стихов, например, Филиппийцам 4:6: «Ни о чем не заботьтесь».

Ни о чем. Даже о политике.

Ответом на политическое беспокойство является не политическая капитуляция. Христиане должны участвовать в политических процессах ради всеобщего блага, но с условием, указанным в непосредственно предшествующем (и менее известном) стихе: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (стих 5). Политическая тревога в церкви снижается в ответ на рост разумности. Больше кротости и разумности — меньше беспокойства.

«Разумность» — это справедливое, равноправное и беспристрастное мышление, необходимое хорошему и мудрому судье. Изначально это выражение означало «уравновешенное, разумное, достойное мировоззрение... внимательное, вдумчивое отношение к правовым отношениям». Разумный человек рассудителен — он не склонен к крайним мнениям, не увлекается страстями, не злоупотребляет руководством, не резок в речи и не реагирует на личные оскорбления. Если беспокойство — это болезнь, то кротость — это лекарство.

Эта черта необходима для единства церкви (ст. 2), но она также важна для того, чтобы справиться с горами политических посланий, вызывающих разногласия, которые обрушиваются на нас каждый избирательный цикл. Вот четыре признака кротости и благоразумия из Послания к Филиппийцам.

1. Разумные люди поступают правильно и доверяют Богу результат

В Послании к Филиппийцам Павел увещевает верующих жить «достойно благовествования [politeuesthe]», поскольку «наше гражданство [politeuma] на небесах» (1:27; 3:20). Эти слова, уникальные в посланиях Павла, несут в себе политический подтекст. Кесарь — господин, но Иисус — Господь господствующих. Кесарь скоро будет судить Павла, а Иисус скоро будет судить кесаря. Сейчас многие преклоняют колени перед кесарем, но наступит время, когда каждое колено преклонится перед Иисусом. Знание того, что он разделит будущую победу Христа, побуждает Павла разделить нынешние страдания Христа (3:10).

Согласно Писанию успех заключается в том, чтобы делать правильные вещи и доверять Богу результат. Он может не впечатлить мир: Иосиф попал в тюрьму, Даниил оказался в яме со львами, Седрах — в печи, а Стефан принял смерть за то, что поступал правильно. Павел тоже делал правильные вещи и в результате стал политическим заключенным без гроша в кармане. На то время все они были неудачниками по меркам мира.

Политические потрясения в стране сегодня могут искушать нас поступиться этикой ради победы. Если «они» лгут, оскорбляют, клевещут, хвастаются, нарушают клятвы и обманывают, то и мы будем лгать. Вместо того чтобы доверять Богу, мы будем уповать на политическую целесообразность. Раз обстоятельства столь плачевны — разве добрая цель не оправдывает низкие и порочные средства? Когда на карту поставлено так много, разве мы не можем хотя бы на время применить принцип последовательности?

Нас манит доктринальный компромисс. Пасторов, чье главное призвание состоит в служении Словом, могут убедить вступить в политический союз с лжепророками, чтобы облегчить доступ к политической власти. Разумно ли нарушать заповеди Христа с целью сформировать правительство, которому будет легче их исполнять?

Августин, писавший в период сильной политической турбулентности и беспокойства 1600 лет назад, задавался вопросом:

Предположим, есть какой-то плохой человек, который вам не нравится. Не допускайте, чтобы их стало двое. Вы критикуете его и тем самым становитесь подобным ему. Вы пополняете ряды тех, кого осуждаете. Вы пытаетесь победить зло злом? Победить ненависть ненавистью? Разве вы не слышите совет, который Господь дал апостолу Павлу? «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»?

2. Разумные люди принимают результат как Божий суверенный план

Разъяренная толпа, напавшая на Павла в Филиппах с разрешения властей, является примером того, чего пытались избежать основатели нашей страны (Деяния 16:22). Сиюминутные страсти, такие как гнев, страх, жадность и похоть, заставляют нас оправдывать действия, которым мы отдаем предпочтение — даже если они противоречат разуму, справедливости и истине. Джеймс Мэдисон понимал опасность политики, основанной на страстях, утверждая, что Конституция призвана оградить граждан от «тирании их собственных страстей». Неразумные люди, управляемые эмоциями, смотрят на вещи недальновидно.

Павел предостерегает от моральных рассуждений людей, для которых «бог — чрево» (Фил. 3:19). Разумные люди не будут доверять своему чутью в любом вопросе — этическом, богословском или политическом. Напротив, они позволяют учению апостолов стать основой их нравственного выбора, принимая во внимание долгосрочную перспективу.

Вот почему разумные люди видят в бедах руку Божью. Он ежедневно допускает то, что Ему не нравится, даже грех наших политических противников, движимых страстями. Он делает так, что наши нынешние потери способствуют нашей конечной радости. Да, поступив правильно, Павел оказался в тюрьме. Но поскольку тогда в тюрьмах не разрешали личные посещения, сейчас у нас есть книга «Послание Филиппийцам». А то, что он стал неудачником в глазах мира, «послужило на пользу Евангелию», когда он делился благой вестью с домочадцами кесаря (1:12; 4:22). Люди попадали на небеса, потому что Павел попал в тюрьму.

Возможно, предстоящие выборы пройдут так, как вы хотите. Но даже если нет, «Бог наш на небесах; Он делает все, что Ему угодно» (Пс. 113:11). Это не значит, что мы отказываемся от участия в политическом процессе. Но это значит, что мы играем по правилам, даже если при этом теряем голоса. Независимо от результата, мы «всегда радуемся о Господе» (Фил. 4:4) — и тем самым показываем нашим соседям истинный объект нашего поклонения.

3. Разумные люди проверяют факты

Мир Павла был пронизан политической пропагандой. Заказные памятники служили рекламными щитами. Пьесы, гладиаторские бои, монеты, культ императора и поэзия несли одно и то же послание: «благодаря руководству императора мы все можем спокойно заниматься своими делами и процветать». Римские дороги были информационными магистралями, и, контролируя cursus publicus («общественный путь» — государственная транспортная система в Римской, а позднее Византийской империях), Цезарь придавал свою окраску новостям, поступавшим к гражданам.

Письмо Павла путешествовало по тем же дорогам с другим посланием. При скорости 80 км в день, средней для cursus publicus, письму Павла потребовалось бы более 16 дней, чтобы добраться из Рима в Филиппы по Игнатианскому пути. Но как они могли узнать, что письмо подлинное? В имперском Интернете были тролли и мошенники. Многие «враги креста», курьеры ереси, путешествовали по этим дорогам, клевеща на Бога, подделывая письма от имени Павла и запугивая верующих (Фил. 1:28; 3:18; 2 Фес. 2:2). В фальшивых новостях нет ничего нового.

Поэтому Павел предупредил их о необходимости проверять факты, когда они получают новости. Со времен Эдема ложь усиливает беспокойство, внося раздор. Чтобы ощутить мир Божий, мы должны постоянно думать о том, «что истинно» (Фил. 4:8), а это предполагает, что мы работаем над распознаванием истины.

Например, чтобы проверить подлинность письма, филиппийцы могли задать два вопроса. Во-первых, так ли пишет Павел? Во-вторых, может ли доверенный источник подтвердить это письмо? У них был такой источник в лице Епафродита, одного из них, который сам доставил письмо (2 Фес. 3:17; Фил. 2:25). Сегодня свежие новости и политические объявления распространяются со скоростью 80 км в миллисекунду. Но обязанность проверять факты остается. Нам понадобится новый набор навыков. А разумные люди должны иметь мудрость, чтобы оценивать получаемую ими информацию.

4. Разумные люди молятся

Павел призывает нас заменить беспокойство молитвой (Фил. 4:6). Перед Божьим престолом мы должны ходатайствовать «за царей и всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и бесмятежную» (1 Тим. 2:1-2). По сути, эта жизнь описывает религиозную свободу, защищенную Первой поправкой, и мы молимся о том, чтобы наши свободы сохранились.

Но вспомните апостолов, получивших от Господа последние указания нести Его весть из Иерусалима до краев земли (Деян. 1:8). Здесь происходит грандиозный переворот информационной магистрали Римской империи. В течение многих лет курьеры доставляли указы правителя Рима в Иерусалим. Теперь посланники будут доставлять указы от Господа в Иерусалиме в Рим. Римские дороги гордых цезарей подвластны смиренному Христу.

Чтобы сохранить информационную магистраль открытой для Евангелия, Бог может решить действовать через наши принципиальные политические убеждения, благородный ненасильственный протест и аргументированные споры на общественной площадке (Деян. 16:37). Но в конечном итоге мирная жизнь, которой мы справедливо желаем, станет возможной только благодаря силе милостивого Бога.

Да, Павел увещевает вас прославиться на земле своей разумностью. Но на небесах вы должны быть известны своими просьбами. Тогда «мир Божий, превосходящий всякое разумение, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:7).

Автор — Стив Бейтман / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!