Перед моими глазами разворачивалась ужасная сцена, и мои худшие кошмары угрожали стать реальностью, когда я держал на руках своего мальчика, родившегося всего за несколько секунд до этих событий, и молча задавался вопросом, как я смогу растить трех маленьких детей без матери.
Полдюжины врачей и медсестер ворвались в палату. Сразу после родов у жены открылось кровотечение, и я видел, как ее кровь течет, образуя лужицы. Мрачное, серьезное и решительное настроение медперсонала подсказало мне, насколько серьезным было положение. Одна из медсестер настоятельно попросила жену разрешить переливание крови, если потребуются меры по спасению жизни. Врачи приступили к работе, опустив всякие любезности и не обращая внимания на деликатность. По их лицам и движениям я понял, насколько тяжелым и опасным внезапно стало состояния моей жены.
Огромные волны пугающих и тревожных мыслей затопили моё сердце и разум. Как мне преодолеть горе? Что сказать детям, которым только исполнилось четыре и два года? Как решиться поговорить с родственниками? Что Бог делает в этой ситуации и через эту ситуацию? Но самый главный вопрос, который меня беспокоил, звучал так: смогу ли я доверять Богу, если моя жена умрет?
Наш беспокойный век
По Своей милости Бог услышал мои отчаянные молитвы и сохранил жизнь жены. Врачи и медсестры сделали все возможное и невозможное, состояние жены стабилизировалось, и она выздоровела. Но страх, который я испытал в те моменты, был реальным и ярким примером страхов, которые мы регулярно переживаем на протяжении жизни. Подавляющее большинство нашего беспокойства может быть не таким серьезным, но симптомы являются общими и знакомы всем. Что-то в груди сжимается. Чувство беспокойства охватывает тело. Тревожные мысли не дают уснуть по ночам. Панические атаки могут вызвать кратковременный паралич. Повышение артериального давления обнажает наше беспокойство.
Усиливая и обостряя наши обычные страхи, мы живем в эпоху тревог, когда кажется, что беспокойство таится за каждым углом. Волны тревожных заголовков, сообщений в социальных сетях, обновлений по электронной почте и случайных мыслей грозят бросить нас в штопор тревог и смятения. «Что, если…» бесконечны: перестрелки в школе, рак, необъяснимые болезни, заражение плотоядными бактериями, потеря близких, смерть в результате пандемии, финансовый крах, насилие и беспорядки, бушующие лесные пожары, разрушения и волнения, зараженная питьевая вода, разорванные цепочки поставок продуктов питания, ядерная война, глобальные кризисы, коллапс экономики и тысяча других «худших сценариев».
Более чем когда-либо нас наводняет информация, и большая часть этой информации играет на наших нечестивых страхах и тревогах. Они могут стать площадкой для целенаправленных атак сатаны на нас.
Итак, как мы можем подготовиться к тому, чтобы противостоять худшим из наших страхов? Как нам вести войну с тревогой и беспокойством?
Не беспокойтесь ни о чём
В Послании Филиппийцам 4:6–7 говорится: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Но как молитва, прошение и благодарение искореняют сорняки беспокойства в нашей жизни? Или, если обратиться к аналогии, если страх и тревога подобны индикаторам на приборной панели нашей души, как нам определить и решить основные проблемы?
Истина, заложенная в Филиппийцам 4:6–7, это не мантра, которая волшебным образом устраняет беспокойство. Молитва (или тревога) работает не так. Если вы просто попросите Бога избавить вас от беспокойства, это не обязательно означает, что зловещий туман рассеется немедленно. В дополнение к своим духовным корням тревога также может частично возникать из-за биологических или неврологических факторов, находящихся вне нашего сознательного контроля. Хотя битва может быть более сложной, часто тревоги раскрывают нашу душу и разрыв между нашими заявленными убеждениями и состоянием наших сердец.
Таким образом, прежде, чем мы сможем стать менее тревожными, нам сначала нужно признать, что мы нуждаемся в помощи Бога. Мы не можем сражаться в одиночку и собственными силами. Корни беспокойства уходят слишком глубоко, чтобы их можно было вытащить без посторонней помощи. Нам нужна помощь Господа, чтобы Он диагностировал наши сердца и выявил причины беспокойства.
Смиренное признание беспокойства
Апостол Петр четко связывает смирение и отказ от беспокойства:
«Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:6–7)
По словам Петра, чтобы отпустить тревожные мысли и страхи, требуется многоступенчатый процесс признания того, что (1) я напуган и тревожусь, (2) я не доверяю некоторым аспектам характера и добродетели Бога и (3) мне нужна Его помощь, чтобы возложить мои тревоги на Него.
Например, в тринадцатой главе книги Чисел двенадцать соглядатаев рассказывают об Обетованной земле, которую Бог дал Израилю. Это была земля, где текли молоко и мед, но они испугались силы жителей той земли. Израильтяне начали сомневаться в силе Бога и обещании дать им землю. Страх перед врагами заслонил видение Божьего обещания, силы и плана сделать то, что Он обещал сделать.
В тот момент им нужно было признать, что они боятся поражения от более сильных армий с укрепленными городами. Им нужно было заново вспомнить обещание Бога дать им землю. А также возложить свои заботы на Господа, поверив Его слову, несмотря на страх, который казался более реальным.
Вера проявляется в том, что мы верим тому, что говорит Бог, даже если кажется, что обстоятельства говорят об обратном. Вера состоит в том, чтобы видеть невидимую милость Бога, когда вы сталкиваетесь с реальной и настоящей опасностью. Борьба за веру в то, что все обернется во благо для тех, кто призван в соответствии с Божьим замыслом (Римлянам 8:28) — это ежедневная битва, чтобы помнить, что Бог мудр, благ, суверенен и действует даже посреди наших страхов и тревог.
Глубоко зависимая битва
Когда мы смиряем себя перед Богом, осознавая свои слабости, страхи и тревоги, мы можем начать излагать эти беспокойства перед Господом в молитве, прошении и благодарении (Филиппийцам 4:6-7). На каждом этапе этого процесса мы вспоминаем характер Бога и Его обетования в молитвах к Нему. Наши молитвы меняются. Вместо «Забери это, Боже!» мы смиренно подчиняемся и с молитвой размышляем над характером Бога.
«Отец Небесный, помоги мне доверять Тебе в неопределенности этой ситуации. Ты напоминаешь мне, что Ты не забыл меня, что Ты посчитал волосы на моей голове и мне нечего бояться (Луки 12:6–7). Помоги мне поверить в то, что все в Твоих руках, что Ты со мной в предстоящие дни, которые кажутся мне такими неясными, и что Ты знаешь, что мне нужно, еще до того, как я начну просить (Матфея 6:8)».
Наши просьбы не являются непосильными для милостивого и щедрого Отца. На самом деле, часто, когда страхи и тревоги загораются на нашей приборной панели, это необходимое напоминание о необходимости размышлять над Его Словом, признавать свои страхи, делиться с близкими друзьями и наставниками, рыться в Священных Писаниях в поисках Божьих обетований и приближаться в молитве.
Мы не созданы для того, чтобы быть самодостаточными людьми. Мы — нуждающиеся люди, которые в борьбе с беспокойством зависят от Бога, Его слова и Его народа.
Бог никогда не раздражается и не беспокоится
Насколько это зависит от вас, ведите войну с тревогой, нацелившись на корень. Опытные садоводы скажут вам, что лучшая защита от сорняков — это нападение. Сильные пышно растущие многолетние растения, хорошо удобренные растения на огородах или даже густая зеленая трава впитывают питательные вещества и вытесняют сорняки. Точно так же, искореняя беспокойство и страх, мы должны заменить их упованием, доверием, верой и близостью с Иисусом.
В основе борьбы с тревогой лежит открытие более глубокой радости и удовлетворения в Боге. Он не только заслуживает доверия, является суверенным, благим и держит все под контролем, но Он также и источник нашей жизни. Смерть и воскресение Иисуса — это не просто пластырь, наложенный на сломанную кость, но это шина и гипс, которые удерживают нас среди страха или боли. И в процессе молитвы, прошения и благодарения мы не бездумно повторяем мантры, а приближаемся к Нему. У нас нет быстрых решений для избавления от беспокойства, но мы все глубже погружаемся в отношения с Господом неба и земли, Который держит все в своих суверенных руках.
Мы ведем войну с беспокойством и тревогой, помня, что вступили в союз с триединым Богом — Отцом, Сыном и Святым Духом. И что удивительно, Бог никогда не беспокоится. Он ничего не боится, никогда не тревожится и никогда не бывает подавлен. В Своем совершенном мире Он также обещает нам — Его детям — совершенный мир. В Исаии 26:3 говорится: «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он». Мы ведем войну с тревогой, привязывая свое сердце и разум ко Христу.
Автор — Стивен Ли / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!