Я знаю, что сплетни греховны, и не хочу впадать в них или поощрять других к этому. Но иногда у меня возникает ситуация с коллегой, когда я чувствую, что мне нужно второе мнение. Иногда коллега обращается со мной как-то странно или просит меня сделать что-то, что кажется неразумным, и я не уверена, что правильно понимаю ситуацию.
Было бы полезно обратиться к третьей стороне, чтобы узнать другую точку зрения, но я боюсь сплетничать. Как узнать, можно ли узнать чужое мнение о межличностной ситуации на работе?
Давайте начнем с небольшой истории. Каждый год я провожу лето в христианском лагере, которым руководит мой муж. То, что я нахожусь в лагере, но не работаю в штате, дает мне возможность взглянуть на командную динамику и организационное лидерство другими глазами. В один из дней этого лета я выглянула из окна столовой и увидела то, от чего у меня сжалось сердце: рыдающего вожатую.
Я поспешила выяснить причину расстройства, молясь о том, чтобы это не был медицинский кризис или раскрытие факта насилия со стороны участника лагеря. Задыхаясь, вожатая рассказала мне, что слухи о ней распространились среди летнего персонала как лесной пожар. Она была опустошена ложью и убита горем, из-за того, что ее друзья и коллеги свободно передавали сплетни другим.
Выслушав и утешив ее, я направила вожатую к сотрудникам, которые могли бы помочь разрешить ситуацию богоугодным способом, но мое разочарование никуда не делось. Неосторожные сплетни разрушили отношения, подорвали доверие и отвлекли время и ресурсы от евангельского служения.
Но ситуация, которую я наблюдал в летнем лагере, не является, как мне кажется, результатом того разговора, который вы предлагаете. Желание жить на работе без повода для упреков мудро и похвально, а перспектива, которую вы ищете у сослуживца, может помочь вам жить в мире со всеми. Но ваши вопросы справедливы. Является ли сплетней разговор о человеке или ситуации с незаинтересованной третьей стороной? Бывают ли случаи, когда такой разговор может помочь?
Для ясности я буду называть человека, с которым вы разговариваете, «коллегой», а человека, чьи мотивы вы пытаетесь разгадать, — «сослуживцем».
Доверенный, мудрый коллега может помочь вам разобраться в ситуации, которая кажется запутанной. Если в прошлом у вас были напряженные отношения с сослуживцем, и вам кажется, что этот человек относится к вам странно или обращается к вам с необоснованными просьбами, попросите кого-нибудь, кто был свидетелем ситуации, высказать свое мнение, это поможет вам понять, не вводит ли вас в заблуждение ваше восприятие.
Вот несколько моментов, о которых следует помнить, прежде чем обратиться к третьему лицу.
Начните с молитвы.
Молитесь за сослуживца, чтобы Господь благословил его работу. Молитесь за коллегу, чтобы тот высказал мудрость, согласующуюся с Библией. Молитесь за себя, чтобы Святой Дух проверил ваше сердце, выявил все нечистые мотивы и дал вам сердце, сострадательное к сослуживцу и открытое для исправления.
Решите, кого вы хотите привлечь к этой ситуации.
Если вы решили, что вам поможет второе мнение, убедитесь, что вы привлекаете к этому делу соответствующих людей. Есть ли в вашей компании политика, согласно которой сотрудники должны поднимать вопросы, касающиеся других сотрудников? Есть ли в отделе кадров человек, который мог бы помочь вам разобраться в ситуации? Может быть, лучше обратиться к своему руководителю или незаинтересованному третьему лицу, знающему сослуживца? Если ваши отношения с ним чреваты напряженностью из-за предыдущих конфликтов, возможно, стоит обсудить ситуацию с кем-то, кто знаком с историей ваших отношений.
Решите, что сказать.
Сформулируйте разговор с точки зрения того, что вы можете сделать для улучшения ситуации с вашим сослуживцем, а не просите коллегу высказать свое мнение о том, как ваш сослуживец относится к вам. Подход к разговору с позиции «Что я могу сделать, чтобы улучшить отношения?» будет более продуктивным, чем «Как вы думаете, со мной плохо обращаются?».
Работайте над сохранением доброго имени вашего сослуживца.
Насколько это зависит от вас, работайте над сохранением доброго имени и репутации вашего сослуживца. Вы сделаете это, решив проконсультироваться только с одним коллегой, справедливо описав действия коллеги («у нас были разногласия в прошлом месяце» вместо «она набросилась на меня без причины») и не поддаваясь искушению перевести обсуждение в плоскость жалоб или выплеска информации. Представьте, что ваш сослуживец узнает об этом разговоре позже, и говорите обо всем так, чтобы вам не было стыдно за свои слова.
Помните о рисках.
Эта стратегия не лишена риска. Как члены церкви могут распространять сплетни под видом обмена «молитвенными просьбами», так и коллеги могут перейти к жалобам на кого-то, кто усложняет их жизнь. Хотя просьба о совете не является сплетней по своей сути, вам нужно убедиться, что обсуждение ситуации с коллегой не перерастет в сплетни о сослуживце, и что ваш коллега сохранит конфиденциальность разговора.
Также не поддавайтесь желанию создать ощущение близости с коллегой за счет своего сослуживца. Может быть заманчиво «сблизиться» с коллегой из-за общей борьбы с третьим лицом, но такая манипуляция не способствует здоровой рабочей обстановке.
После того, как вы выслушали мнение коллеги, почему бы не поговорить с сослуживцем, чтобы прояснить ситуацию? Спросите, не разочаровали ли вы его чем-нибудь, или может быть, есть какой-то аспект вашей работы, который необходимо улучшить.
Библия часто говорит об укрощении языка (Иак. 3), об опасности сплетен (Пр. 11:13, 26:20) и о глупости излишней болтовни (Пр. 10:19, 20:19). Ваша забота о том, чтобы избежать сплетен, разумна, особенно в рабочих ситуациях, где кажущиеся обиды и безответственные разговоры могут посеять раздор, создать нездоровую атмосферу и повредить отношениям. Мой опыт с разбитым сердцем вожатой в лагере показывает, сколько горя может произойти из-за неосторожных слов.
Смиренно ища точку зрения другого, позаботьтесь о защите репутации и доброго имени вашего сослуживца. Пусть Господь будет в чести, когда вы служите Ему на рабочем месте.
автор — Меган Фоулер / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 01.01. Спасибо!