После каждого теракта миллионы израильтян садятся у телевизора, чтобы без конца смотреть одни и те же кадры с места событий. Они не осознают, что это может представлять опасность для их душевного здоровья, а тем более – для психологии их детей, которые становятся свидетелями трагедии.
О том, как объяснить детям, что происходит, и о том, как реагируют на теракты русскоязычные израильтяне, NEWSru.co.il узнал у социального работника Анны Розе, сотрудницы амуты НАТАЛЬ, которая оказывает психологическую поддержку израильтянам, пострадавшим в войнах и терактах.
Стоит ли ограждать детей от новостей, рассказывающих о терактах?
В значительной степени стоит. Этому есть несколько объяснений. Но самое главное — когда происходит чрезвычайное происшествие, то постоянный поток одних и тех же новостей, одни и те же кадры по телевидению влияют намного сильнее. Для психологического состояния ребенка нет ничего хорошего в том, чтобы снова и снова смотреть на сожженные автобусы, кровь на асфальте и бегущих испуганных взрослых. Поэтому сообщать о новостях необходимо – скрывать их не надо, но необходимо и дозировать их просмотр.
Как объяснить детям, что происходит, если герметично их оградить невозможно?
Более того, герметично ограждать их неправильно, ведь любое утаивание или обман вызывают только новые страхи. Нужно говорить правду, но на доступном для ребенка языке. Если это дошкольный возраст – можно сказать, что произошло такое-то происшествие, что там сейчас опасно, что мы туда не едем, что нужно соблюдать правила безопасности. Если ваш ребенок постарше, можно рассказать поподробнее — и о том, что пострадали люди, и о том, как это отразится на вашей семье. То есть нужно учитывать, что ребенок может понять, а что – нет.
Какими терминами пользоваться в каждом конкретном случае?
Самое важное в такой ситуации – реагировать на поведение ребенка. Если ему что-то непонятно, он на это обращать внимание не станет. Так что нет смысла пускаться в какие-то технические подробности, если ребенок сам не спрашивает.
Но допустим, ребенок живет в населенном пункте, который подвергся ракетному обстрелу. Он слышит сирену, вся семья бежит в убежище. Как объяснить ребенку эту ситуацию?
Нужно рассказать, что наш город обстреливают враги, что нужно выполнять правила, которыми нас снабдило государство, что мы знаем, что делать. Если по какой-то причине мы не можем действовать согласно правилам – например, нет комнаты-убежища, но есть укрепленная лестничная клетка, это тоже надо объяснить.
Ребенку нужно рассказать, что он может сделать в такой ситуации, что он должен приготовить для себя, прежде чем семья пойдет в убежище. Он должен знать, что ему нужно взять с собой, чем он может помочь и чем будет заниматься там.
Это все надо продумать и объяснить ребенку как можно раньше, ведь у нас есть населенные пункты, для которых обстрелы – повседневная реальность. Я работала с детьми, живущими в населенных пунктах, граничащих с сектором Газы. Там первоклашки родились уже после начала обстрелов, они не знают, что бывает иначе.
Так что делать вид, что ничего не происходит – это пустая трата энергии. Дети должны ощущать себя частью семьи, участвовать в принятии решений. Для них важно чувствовать, что родители знают, что делать, и делают все возможное, по мере своих сил.
Если пострадал кто-то из членов семьи, как объяснить это ребенку?
Прежде всего, нужно рассказать, что произошло. Скажем, брат был ранен во время военной службы или кто-то из членов семьи получил осколочное ранение, когда шел по улице. Нужно сказать, что он в больнице и пробудет там столько-то времени. Ребенок должен знать, поедет ли он навестить пострадавшего. Нужно рассказать, когда раненый вернется домой, и каковы будут последствия ранения. Если он физически ограничен – объяснить, как именно, если изменилось его психическое состояние – нужно рассказать, что после того, что произошло, у него плохое настроение, что он не хочет играть или ходить в места больших скоплений людей.
А если пострадали сами дети, как объяснить им, что произошло с ними?
В отличие от взрослых, дети выражают свою реакцию не словами, а поведением. Поэтому они очень нуждаются в рациональном объяснении того, что с ними произошло. Детям трудно понять, что они не могут заснуть ночью из-за того, что в нескольких метрах от них взорвалась ракета. Им надо объяснить эту связь, рассказать, что испугались не только они, но и взрослые, и что этот страх не всегда проходит сразу.
Тем более, что причиной страха может стать и неожиданная сирена…
Безусловно. Нужно описать их чувства словами. К сожалению, многие русскоязычные граждане испытывают с этим сложности, ведь русский язык не слишком к этому приспособлен, а мы, в силу советского воспитания, не больно умеем это делать. В такой ситуации есть смысл с кем-то проконсультироваться. Могут помочь школьные консультанты или психологи городской психологической службы, прикрепленные к каждой школе. Всегда можно проконсультироваться с нами – телефон нашей горячей линии 1-800-363-363. Она работает и на русском языке.
Какие еще особенности у выходцев из бывшего СССР?
Очень часто я сталкиваюсь с желанием сделать вид, что ничего не происходит. Русскоязычные израильтяне не обсуждают происходящее между собой. Муж и жена могут сидеть в убежище, заниматься своими делами и не говорить. Это несколько экзотический способ справляться с трудностями. Наши ивритоговорящие сограждане действуют совсем иначе.
Кроме выходцев из «горячих точек» бывшие жители СССР не имеют опыта проживания в опасных с военной точки зрения районах – ведь Великая отечественная была очень давно, а афганская война шла очень далеко. А здесь мы живем в достаточно опасной обстановке. Отправляясь в армию, израильтяне понимают, что могут и не вернуться.
Так что нужно менять свое поведение. Важно говорить друг с другом, спрашивать о самочувствии, интересоваться, чем можно помочь и чем хотелось бы заняться. Такие вещи помогут разрядить обстановку, создать ощущение психологически безопасного пространства.
Что еще нужно делать?
Самый эффективный способ предотвратить посттравматическую реакцию – продолжать нормально функционировать и в состоянии опасности. По возможности нужно соблюдать рутину. Даже если мы живем в убежище, нужно вставать в привычное время, одеваться, чистить зубы, готовить завтрак. Если школа закрыта – значит, садимся заниматься с детьми. Они особенно чувствительны к четкому распорядку дня, но он поможет и взрослым.
Как я уже говорила, просмотр новостей не способствует душевному покою. Люди без конца смотрят одно и то же в надежде узнать что-то новое, а это происходит достаточно редко. Достаточно раз в час посмотреть краткий выпуск. Сидение у телевизора просто парализует, ведь кроме этого вы ничего не можете делать. Гораздо важнее приготовить обед, убрать квартиру, поиграть с детьми.
Есть другие способы снизить психологический ущерб?
Очень важно помнить, что нет никакой необходимости оставаться в одиночестве. Нужно говорить с родными, с соседями, с профессионалами – психологами, школьными консультантами, семейным врачом. И конечно, звоните нам, мы предоставим необходимую поддержку, обеспечим информацией, расскажем, как действовать в такой ситуации. Напоминаю наш телефон: 1-800-363-363.
Источник — newsru.co.il
Последнее: 01.01. Спасибо!