«Да будет твое имя записано в книгу жизни!» – так мы, евреи, обычно поздравляем друг друга с еврейским Новым годом.
Еще во времена Моисея запись в книгу спасенных была тесно связана с искуплением – восстановлением отношений с Богом. Книга жизни имела большое значение и в языческих религиях. Вера в подобную книгу известна еще со времен Месопотамии. Вавилонские религиозные письмена говорили о «скрижалях грехов» и «скрижалях судьбы», на которых была записана участь людей. Если чье-то имя записывалось на скрижалях грехов, оно вычеркивалось со скрижалей судьбы. Согласно этой легенде, каждый год все боги собирались в специальном месте на небесах – «комнате судьбы». Проводил это собрание Мардук, главенствующее божество. Набу, бог мудрости и литературы, делал пометки, записывая имя каждого человека на эти скрижали. Концепция «книги жизни» встречается и на табличках новоассирийского периода, есть намеки на подобное и в древней шумерской поэзии.
На основании этих текстов некоторые современные еврейские «ученые» считают, что сефер хаим (ספר החיים), книга жизни, появилась в еврейской традиции в результате вавилонского влияния. И тем не менее, кто скажет, что сами вавилоняне не находились под влиянием древних еврейских откровений еще до того, как они были записаны авторами Библии?
Выдвигались и другие теории о происхождении концепции «книги жизни». Некоторые говорят, что она относится к спискам или к регистрации населения в древней Иудее, когда записывались имена действительно местных жителей. Они заявляют, что идея небесного списка могла появиться по примеру земного – запись в книге жизни означала бы принадлежность к Божьему сообществу. В Мишне сказано, что в книге жизни записаны все человеческие деяния: «Знай, что над тобой – око зоркое и ухо чуткое, а все поступки твои записываются в книгу» (Авот 2.1). В Поучениях отцов книга жизни уподобляется магазинной книге прихода и расхода средств. Исходя из выводов, к которым приходит эта концепция, наши хорошие поступки перекрывают плохие поступки, или же наоборот. Или, как сказал р. Шимон Бар Иохай, «даже если некто, совершенно праведный всю свою жизнь, бунтует в ее конце, он уничтожает свои прежние добрые дела, ибо сказано: “Праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность” (Иезекииль 33:12). И даже если некто, совершенно нечестивый всю свою жизнь, раскаивается в конце ее, не будет ему упрека за его беззакония, ибо сказано: “…И что касается бесчестья нечестивых, он не преткнется об него в тот день, когда отвратится от бесчестья” (Киддушин 40 а-б)».
Одна из наиболее распространенных интерпретаций суда и прощения находится в трактате Рош ха-Шана 16б:
«Три книги открываются на Рош ха-Шана: одна для абсолютных праведников, одна для абсолютных нечестивцев и одна для тех, кто находится между ними. Абсолютные праведники сразу записываются в книгу жизни, абсолютные нечестивцы сразу записываются в книгу смерти, а судьбу тех, кто между ними, рассматривают в период от Рош ха-Шана до Йом-Киппура. Если эти люди окажутся достойными, их запишут на жизнь, если недостойными – их запишут на смерть».
В иудейских литургических текстах сефер хаим, книга жизни, тоже упоминается. «Захрену лехаим» (זכרנו לחיים) («Вспомни нас к жизни» – то есть, определи нас на жизнь, продли нам жизнь) – молитва, которую произносят на ежедневных служениях от Рош ха-Шана до Йом-Киппура, Судного дня. В ней говорится: «Вспомни нас к жизни, о Царь, наполняющий жизнь, и впиши нас в книгу жизни ради Себя Самого, о Господь жизни» (זכרנו לחיים מלך חפץ בחיים וכתבנו בספר החיים למענך אלקים חיים).
«Унетане токеф» (ונתנה תוקף) – самая острая и волнующая часть литургии, описывающая Судный день:
«Давайте провозгласим могущественную святость дня, ибо он торжественен и удивителен». В молитве раскрывается, что «поистине, Ты осуждаешь и укоряешь, Ты различаешь и свидетельствуешь, Ты записываешь и запечатываешь, Ты излагаешь и измеряешь, Ты помнишь забытое. Ты раскрываешь памятную книгу, и она сама за себя говорит, за каждого запечатленного человека, который в ней».
До этого момента молитва звучит предельно сурово, давая человеку лишь небольшую надежду на оправдательный приговор Бога. Но завершается она тремя путями исправления этого приговора. Первый путь – тшува. Обычно это переводится как «покаяние», однако буквальный перевод звучит более точно – «возвращение». Человек должен не измениться, но вернуться к «доброму началу», присущему нам, согласно учению раввинов. Тфила – это второй путь исправления приговора. Обычно это слово переводится как «молитва» и подразумевает «присоединение». Человек должен укрепить свою связь с Богом. Цдака, последний путь к прощению, происходит от ивритского понятия «правосудие, справедливость» и сегодня означает давать милостыню. Правосудие и справедливость требуют, чтобы человек делал подаяния другим.
Согласно раввинистической традиции, эти три шага – тшува, тфила и цдака – обеспечивают человеку запись в книге жизни. В Хагига 27а мы читаем: «Во времена Храма жертвенник приносил человеку искупление, теперь стол человека приносит ему искупление (через гостеприимство, оказанное бедному гостю)». Другими словами, оставшись без храмовых жертв за наши грехи, теперь мы можем полагаться на свои добрые деяния, чтобы заслужить запись в Божьей книге жизни.
И все же в Библии мы видим несколько иное понимание книги жизни, ее происхождения и содержания.
Моисей знал, кто создал книгу жизни. Когда он умолял Бога на горе Хориве после совершения сынами Израилевыми тяжкого греха золотого тельца, он воскликнул: «О, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исход 32:31,32). Значит, Сам Бог является автором и хранителем книги жизни.
Что записано в этой книге? Согласно Библии – все! Царь Давид говорит, что даже его слезы внесены в этот громоздкий том (Пс. 55:9). Псалмопевец также говорит о том, что еще до его рождения в Божьей книге были записаны все дни, назначенные ему (Пс. 138:16).
А кто будет вычеркнут из книги жизни? Божий ответ Моисеевому прошению за сынов Израилевых был таким: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исход 32:33).
Но перед Всемогущим согрешил каждый человек. Означает ли это, что, согласно Библии, из книги жизни будут вычеркнуты все люди? Нет. Господь справедлив, но Он также и милостив. В Своей милости Он всегда был путем к искуплению, чтобы мы могли избрать жизнь.
Судный день (Йом-Киппур) впервые упоминается в книге Левит. Это святой день, отмеченный постом и молитвой к Богу о прощении грехов, совершенных против Него. Во дни Храма первосвященник был главным посредником между людьми и Богом. В этот единственный день в году он входил во Святое Святых. В этот день он брал живого козла, возлагал руки на его голову и исповедовал «все беззакония сынов Израилевых, все преступления их и все грехи их» (Левит 16:21). Так он символически перекладывал грехи людей на невинное животное. Этот козел отпущения уносил с собой все беззакония грешных людей. Другого козла, на которого выпадал жребий для Господа, Аарон приносил в жертву за грех (Левит 16:15). Принимая смерть этой заместительной жертвы, Господь вписывал Свой народ в книгу жизни. И в этом смысл литургии Судного дня, завершающейся молитвой о записи в книге жизни, чтобы она была запечатана.
С разрушением Храма, прекращением жертвоприношений и отменой института священства раввины осознали, что им нужны усовершенствования. Они пришли к следующим выводам: «Покаяние и дела милосердия являются заступниками человека перед престолом Господа» (Шаббат 32а). «Искреннее раскаяние равносильно возобновлению Храма, восстановлению жертвенника и приношению жертв» (Песахим, ред. Бубера 24.158; Лев. Р. 7; Санхедрин 43б).
Однако Библия не говорит, что эти действия являются путями, дарующими запись в книге жизни, – поскольку без посредника, без ходатая возможности получить прощение не существует. Моисей выполнял эту роль, когда молил Бога не вычеркивать сынов Израилевых из Его книги. То же самое делали и первосвященники.
Кто же сегодня может просить за нас? Только Сам Бог. И Он сделал это лично через Иисуса. Когда Иисус начал свое земное служение, пророк Иоанн назвал Его «Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира», т.е. Божьим жертвенным ягненком. Иисус послужил заместительной жертвой, «Агнцем закланным».
В Махзоре (מחזור), молитвеннике к Судному дню, читаем:
«Наш праведный помазанник отдален от нас – ужас охватил нас, и нет у нас никого, кто бы мог оправдать нас. Он нес иго беззаконий и преступлений наших и был поражен за наши беззакония. Он возлагает грехи наши на плечи свои, чтобы преступления наши получили прощение. Мы исцелимся Его ранами, когда Вечный создаст Его (Машиаха) новым творением». (Из «Молитв к Судному дню», исправленное издание, стр. 287-288. Розенбаум и Вербеловский, Нью-Йорк, 1890).
Когда наши грехи возложены на праведного Божьего помазанника, Мессию Йешуа (Иисуса), Он может смотреть на нас как на праведников, достойных включения в книгу жизни.
Иисус сказал верующим в Него как в Божьего помазанника: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Луки 10:20). Разве это странно – связывать мысль о радости записи в книге жизни с личностью Йешуа (Иисуса)? Еврейское новогоднее выражение «Ле шана това тикатев ветэхатэм» (לשנה סובה תכתב ותחתם) – это куда больше, чем красивая традиция. Это выражение надежды на Божье принятие и прощение.
Во времена Христа древний библейский обычай искупления кровью животных потерял силу. Было ли это случайностью? Каппара (כפרה) – жертвенное животное для совершения искупления – в современном иудаизме уже не появляется, но изначально искупление через жертву было неотъемлемой частью иудаизма: «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Левит 17:11).
Чтобы полностью понять смысл записи Богом вечной участи человека, нельзя останавливаться на чтении ветхозаветной части Библии. Также нельзя позволить себе заблудиться в гуще противоречивых изречений Талмуда. Для понимания нужно читать продолжение Библии – то, что обычно называют Новым Заветом, – тогда мы увидим истинный смысл книги жизни и узнаем, как определяется место человека в вечности: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откровение 3:5).
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откровение 21:1, 2, 27).
Если бы иудаизм не поменял Божий способ искупления грехов через жертву, тогда личность и искупление Иисуса Христа не стали бы для него чуждыми. Разве не это искупление наполняет Божий план гуманизмом, человеколюбием? Разве не обретает тогда смысл Господнее решение отдать Иисуса как «Агнца на заклание»?
Современный еврей стоит, как на распутье. Но если он хочет быть евреем, верным Библии, а не просто человеческим традициям, если он хочет быть таким евреем, каким его хочет видеть Бог, – тогда ему необходимо быть записанным в книгу жизни Агнца, а это означает стать последователем Иисуса Мессии.
Метт Зигер / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!