«Я знаю, что вы мне не поверите, но мне не нужно христианство для того, чтобы быть счастливым. Я счастливее большинства своих знакомых христиан». Глядя на меня поверх чашки с кофе, он улыбнулся и заверил: «я рад, что вы нашли счастье в Иисусе, но я сам вполне доволен жизнью и без Него. Я нашёл свой путь к счастью и рад, что вы нашли свой, отличный от моего. Похоже, что цель у нас одна».
И я не знал, что сказать на это.
Я знал, как делиться всемирной радостью с неудовлетворёнными, с несчастными, с удручёнными. Но перед этим человеком, недвусмысленно заявившим: «мне не нужен Христос, чтобы быть счастливым» я стоял в недоумении. Неужели сердце этого человека не было лишено покоя до тех пор, пока не обрело его в Боге? Он уверял, что нет. Неужели в его сердце не было пустоты в форме Бога? Он клялся, что не было. Более того, он действительно казался счастливым, насколько я мог сказать.
Я знал, что Иисус является утешением для сетующих, светом для находящихся во тьме, путеводной звездой для тех, кто блуждает по миру без надежды. Но я не знал, кем Он был для тех, кто, по-своему, были достаточно счастливы.
Могут ли неверующие быть по-настоящему счастливыми?
Если бы я только мог вернуться назад и поговорить с этим человеком. Если бы, вместо того, чтобы часы напролёт пытаться убедить его в том, что он несчастен, для того лишь, чтобы потом поделиться с ним словом о Христе, я говорил с ним так, как это сделал Павел, обращаясь к людям из Листры.
[Бог] не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши (Деян. 14:17).
Павел здесь обращался не к угнетённым, не к подавленным, не к нищим духом. Он говорил с теми, кто ели, пили и, когда наступало завтра, умирали. У этих людей было достаточно еды и счастья, чтобы их не насторожил собственный духовный голод. И, начиная разговор с этими людьми, Павел не стал предлагать им рекомендации по обретению счастья, которые, как им казалось, не были им нужны. Ведь он знал, что говорит со счастливыми язычниками – людьми, с которыми я знаком не был.
Павел говорит, что Бог исполнял их сердца «пищею и весельем». Веселие (или радость – прим. пер.). В Новом Завете есть ещё только одно место, где появляется это слово. Это приводимая Лукой цитата другого известного стиха: «Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим» (Деян. 2:28; цитата из Пс. 15:11). В Псалме 15 сказано, что присутствие Бога как Отца даёт Его детям определённого рода сердечную радость: полную, вечную, неизменную. Другой же сорт радости дарят подаваемая Им пища и благость, обращённая ко всем. И обе эти радости реальны.
Бог наделил Своих врагов способностью улыбаться
Бог позволяет улыбаться своим врагам. Разве это вас не удивляет?
Бог позволяет людям, игнорирующим и отвергающим Его, презирающим Его славу и принижающим Его имя дышать Его воздухом, наслаждаться Его пищей, плавать в Его водах, бродить по Его лесам, ходить на лыжах по Его горам, смеяться, петь и танцевать на Его земле. Он их ещё не выселил. Он ещё не забрал у них Своё дыхание и не лишил их лёгкие Своего воздуха. Напротив (и в этом, заметьте, проявляется щедрость Бога всего мироздания), Он «даёт всему жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17:25).
Только из Его руки, и не из чьей другой, исходит всякое даяние благое и всякий дар совершенный (Иак. 1:17). Он Бог обильного милосердия, даже по отношению к Его врагам. Бог, над Которым постоянно насмехаются, и Которого постоянно игнорируют, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми». Всемогущий Бог «посылает дождь на… неправедных», пренебрегающих Его славой (Мф. 5:45). И эта благость побуждает ангелов воспевать Его милосердие и долготерпение.
Дары, за которые не благодарят
Человек, с которым я говорил, принимал от Бога эти дары и наслаждался ими, но отказывался благодарить.
Не считая падших ангелов, человек единственный из всего творения, отплачивающий Богу такой подлостью. Бог открывает Свою руку и удовлетворяет желания всех живых существ (Пс. 144:16). Он открывает Свою руку для орлов, живущих на верхушках деревьев, для антилоп на равнинах, для рыбы в морях и для цветов на поле. И они возвещают Его славу и стенают в ожидании Его возвращения (Рим. 8:19-23).
Но не так поступают люди и бесы. Видя, что Бог возвращается, бесы говорят: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). А люди, глядя в глаза своим соплеменникам, говорят, что им не нужен Христос. Действительно, Кто Такой Христос, чтобы Ему повиноваться? Бог открывает Свою руку этому созданию (чьё положение более всего подходит для того, чтобы отплатить Богу благодарностью и любовью), а оно даже не удосужится поднять голову. Человек не чтит Бога и не воздаёт Ему благодарность (Рим. 1:21).
Если бы я только сообщил этому человеку, что имеющиеся у него поводы для счастья – семья, друзья, здоровье, хорошая пища и напитки, приятные занятия спортом – всё это не просто «естественный порядок вещей». Если бы я только показал ему, как Бог изо дня в день наблюдает за ним, выставляющим напоказ Божьи дары, и при этом, обесценивающим Бога как личность.
О чём свидетельствует всё, чем мы наслаждаемся
Мне не следовало говорить ему о своей уверенности в том, что на самом деле он несчастен где-то в глубине души. Не следовало также и пытаться спорить с ним о том, ощущает ли он в себе пустоту в форме Бога (а она у него в любом случае есть). Но что же я должен был бы ему сказать?
Мне стоило бы исследовать все его поводы для счастья, а затем прямо сказать ему, что всё это были Божьи дары, данные с целью привести его к Богу. И, более того, то, что он к Богу не шёл, уже было серьёзным проступком, за которым должна последовать расплата. Так что, ему нужно идти ко Христу, ставшему величайшим Божьим подарком для мира. Грех, а не простое психологическое переживание радости, делал Христа актуальным для него. Если у него не было проблем с ощущением радости, то оставалась проблема греха. Он был не просто веткой, увядающей без связи с лозой, но веткой, которую ожидал огонь (Ин. 15:6).
Павел сказал счастливым язычникам, что Бог оставил доказательства, как Своего существования, так и Своей благости. И о чём же свидетельствуют эти доказательства? О покаянии. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведёт тебя к покаянию?» (Рим. 2:4). «Покайся», — шепчут прекрасные семьи. «Покайся», — настойчиво призывает радость от карьерного роста. «Покайся», — взывают закаты, запечатлённые на селфи во время отпуска. Все они провозглашают, что Бог благ, щедр и долготерпелив к Своим врагам, и что Он призывает их обратиться от греха и обрести прощение во Христе.
Слово к счастливым язычникам
Если бы я мог вернуться к разговору с тем человеком, то сказал бы ему нечто вроде этого:
В христианской вере речь идёт не просто о человеческом счастье, хотя Бог и даёт больше радости, чем вы сейчас можете себе представить. Христианство говорит о том, как грешные мужчины, женщины и дети могут примириться со своим Создателем и счастливо жить для Его славы. Бог преподнёс вам прекрасные дары для того, чтобы они побудили вас увидеть Его величайший дар: Его Сына Иисуса Христа. Он пришёл, чтобы спасти людей, которых Он не должен был спасать. Чтобы прожить жизнь, которой мы не смогли бы прожить. Чтобы умереть смертью, которой заслуживали мы. И чтобы воскреснуть, призывая всех повсюду отвернуться от греха и поверить в то, что Он совершил на кресте ради грешников.
К этому Богу имеет отношение смартфон в вашем кармане. И музыка, ласкающая ваш слух, и цвета, бросающиеся вам в глаза, сердечная радость и любовь, которую вы ощущаете, — всё это Божьи благодеяния, говорящие лишь одно: «покайся и веруй».
Итак, вместо того, чтобы оправдывать свою жизнь без Бога, подменяя Дарителя Его дарами, подумаем о том, что дары великой радости даны для того, чтобы вести нас к Дарителю. Его многообразные милости, Его потрясающее терпение, Его снисходительность создают условия для зарождения веры. Он и сейчас зовёт. Он и сейчас приглашает. Придите, внемлите посланию, звучащему в каждом из прекрасных даров, источником которых является абсолютный Божий Дар – Иисус Христос, — и живите.
Автор — Грег Морзе / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Ещё один тезис: Христос здесь на земле нужен не для счастья, в смысле наслаждений, гедонизма и т.п. Христос нужен для избавления от греха и страстей, то есть тех вложенных природных сил души, но искаженных непослушанием Богу, и которые в свою очередь и влекут человеческий чувствительный и волевой аппарат к греха через ложные, мнимые или сиюминутных наслаждения.
Потому что если ты ищешь Христа для счастья, особенно в этом мире то ты ещё иудей и ещё в ветхом завете, даже и в него не попадаешь... а не христианин. Какое счастье в ограничении, какое счастье в гонениях и позорной смерти за имя Христова?
Но для свободы от греха.
А если ты счастлив без Христа, то ты счастлив с грехом, смертью, символом и грехом и ни как иначе быть и не может. Значит тебя осчатливливают пороки, лесть, самомнение, лицемерие и прочие.
Христос и не говорил что пришёл счастье принести, но свет, а те кто удалились от Света, потому что возлюбили тьму.
Аминь!