По поводу образования государства Израиль существуют различные мнения. Некоторые считают, что это от Бога. Другие говорят, что Израиль не мог быть восстановлен по Божьей воле путем захвата. Но если рассматривать алию в землю Израиля, начиная с середины 19 века, то на протяжении всей истории восстановления Израиля были моменты, которые явно свидетельствовали о вмешательстве Бога в этот процесс. Ни одно другое государство не смогло возродиться после такого длительного забвения.
Восстановление Израиля Бог предоставил совершать светским евреям. И часто они и их методы оставались непонятыми представителям других государств, потому что то, о чем они говорили, было только в их вере. Те, кто участвовал в восстановлении Израиля, были готовы положить свои жизни во имя общей цели, осознавая, что она может быть не достигнута при их жизни. Они жертвовали собой ради будущего. И поэтому нам полезно рассматривать историю восстановления Израиля, извлекать из нее уроки и на основании опыта предыдущих поколений нашего народа формировать мессианский взгляд на сионизм.
Почти 2 тысячи лет народ не имел своей земли и зависел от прихоти и настроения тех народов, среди которых жил: были времена благоприятные, когда евреев с радостью принимали и предоставляли возможность участвовать в создании, экономическом развитии государств (к примеру, Польша, Испания и др.); а были царства, куда изначально нас не хотели пускать, но в результате военных захватов евреи поневоле становились частью этих государств. Но как бы хорошо или плохо к евреям не относились в этих землях, им не давали забыть, что они всего лишь пришельцы. И благоприятные периоды сменялись гонениями, а подчас и изгнанием. Но вопрос о возможности восстановления государства Израиля на своей земле не возникал до 19 века.
В первой половине 19 века еврейское общество, особенно Западной Европы, стало испытывать на себе влияние Хаскалы (просвещения). Законы западноевропейских стран давали евреям возможность участвовать во всех сферах жизни государства. В иудаизме возникли прогрессивные течения. Народ стал выходить из-под раввинистического контроля. Многие видели в Хаскале решение вопроса антисемитизма. Но чем большее число евреев оказывалось в различных сферах общества, тем более усиливались антисемитские настроения. Судебный процесс по делу офицера французской армии Дрейфусом стал показателем отношения европейских стран к евреям, проживающим среди них, потому что Дрейфус был обвинен в шпионаже без особых разбирательств из-за того, что он еврей, не смотря на то, что законы Франции провозглашали равноправие всех народов. И после этого процесса многие приверженцы Хаскалы стали на сторону сионизма. Они начали осознавать, что даже в просвещенной Европе евреям рано или поздно не будет места. Одним из тех, кто присутствовал на процессе по делу Дрейфуса, был Теодор Герцль. Будучи журналистом, он освещал эти события. То, что происходило на его глазах, произвело на Герцля сильное впечатление и стало отправной точкой в его биографии.
Теодор Герцль считается одним из основателей современного сионизма. Под его руководством отдельные сионистские группы оформились в целенаправленное движение. Он впервые заявил во всеуслышание о перспективе создания государства Израиль. В 1897 году был созван первый всемирный сионистский конгресс, где Герцль был председателем.
В России была несколько иная ситуация. Евреи в большинстве своем жили изолированно в черте оседлости. Антисемитизм был на государственном уровне. Начиная со второй половины 19 века, погромы периодически прокатывались по еврейским местечкам. Ничего не оставалось делать, как спасаться бегством. И первая большая волна алии, спонтанная и неорганизованная, как раз началась с территории царской России. До этого времени евреи небольшими группами проникали на территорию Палестины. Но такая масштабная алия была впервые.
В еврейской среде усиливалось недовольство, как существующей царской властью, так и контролем со стороны раввинов. Поэтому часть народа видела выход из ситуации в революции, которая провозглашала равноправие всех народов России, другая часть – в сионизме. Те евреи, которые пошли в революцию, чувствовали себя свободными, но они были частью общего бунта, а через сионистское движение евреи оживали как евреи, обретали силу, у них появилась цель и смысл существования народа, а не просто борьба за выживание. В отношении той части, которая оказалась в сионизме, нееврейские авторы (в частности, газета черносотенцев) отмечали, что в этих людях поднимается еврейский дух, хотя они еще находятся в чужой земле.
На протяжении многих веков земля Израиля находилась в запустении, но по мере массового возвращения туда евреев, она постепенно стала возрождаться: в пустыне появились сады и виноградники, с полей стали собирать урожай, осушались малярийные болота, появлялись дороги, строились поселения и города. Христиане видели в этом исполнение пророчеств:
«…И опустошенная земля будет возделываема, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего. Тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась как сад Эдемский; и эти развалившиеся и опустелые и разоренные города укреплены и населены». И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое.»(Иез.36:34-36).
И те из христиан, которые видели в начавшемся восстановлении Израиля Божью руку, принимали в этом процессе активное участие, содействуя сионистскому движению. Одним из таких ярких представителей был Дж.Г.Паттерсон.
«Дж.Г.Паттерсон, протестант, ирландец по происхождению. До начала военной карьеры был инженером. Во время англо-бурской войны поступил подпоручиком в английскую армию. Вышел в отставку в чине подполковника. А в конце этой красочной карьеры во время Первой мировой войны он стал предводителем еврейского Корпуса погонщиков мулов в Галлиполи, потом командиром одного из еврейских батальонов в Палестине. У него было потрясающее знание Ветхого завета. Гидеон и Самсон для него — живые образы. Паттерсон видел в своих солдатах наследников библейских героев.
— Что слышно в Галлиполи?
— Провал.
— А наши еврейские солдаты?
— Великолепны. Первый сорт.
— Трумпельдор?
— Храбрейший человек, какого я в жизни видел. Он теперь командир нашего отряда. (Из воспоминаний З.Жаботинского «Слово о полке».
Этот библейский пророческий взгляд Паттерсона на евреев поднимал в его солдатах дух и менял самооценку, притом, что сами евреи относились к себе и друг к другу как к тем, кто не способен на большие дела. Разве что быть портными. И не более.
От момента зарождения современного сионистского движения до официального провозглашения государства Израиль прошло более ста лет. Сионизм переживал разные этапы в своем становлении и развитии: были и периоды подъема, единства и единомыслия; были и периоды разногласий, раскола и спада. Но как бы там ни было, это движение продолжало существовать, и цель, которую они перед собой поставили, была достигнута. Потому что это время было выбрано не просто по человеческому желанию, но оно было определено Богом.
Когда вышедшие из Вавилона по указу царя Кира потеряли фокус и начали уклоняться от цели, Бог поднял Эзру и Нехемию, которые, будучи в плену, были неравнодушны к судьбе своего народа, чтобы они завершили то дело, которое было начато, но зашло в тупик, из-за того, что была потеряна цель, и люди занялись суетными делами. И в современной истории сионизма в рассеянии поднимались евреи, которые впоследствии оказались в первых рядах тех, кто восстанавливал государство Израиль.
Что мы имеем на сегодняшний день? Вроде бы, цель достигнута. Есть государство Израиль на земле Израиля. Но в этом ли только состоит цель Бога? Современный политический сионизм постепенно зашел в тупик из-за того, что его целью была земля Израиля, создание государства, как страны-убежища. И не более того. Религиозные сионисты, такие, как рав Кук, пытались связать восстановление Израиля как государства с восстановлением Израиля как народа Божьего. Но эти попытки не нашли своего продолжения. Политический сионизм взял верх.
Если рассматривать Писания, то сионизм в своей сути библейская тема. Когда Бог вывел народ Израиля из Египта, они шли не просто в никуда. Но они шли в землю, которую Господь определил, чтобы там быть Его народом и совершать служение Богу. Цель – собрать семью на Сионе. Но для этого есть определенные условия и пути, о которых Господь четко и ясно говорит в Своем Слове. Речь идет о восстановлении Израиля как народа Божьего.
Провозглашение независимости Израиля – неоспоримый факт. Но это не конечная цель. Если получилось участвовать в рождении государства у светских евреев, которые попали в Божью волну, то почему у нас не должно получиться, если мы войдем в свое призвание.
Возрастание мессианской общины, укрепление ее в еврейском самосознании и осознании себя как части народа, осознание своей цели – спасение народа – это то, что помогает нам входить в это призвание.
Если сто с лишним лет назад сионистское движение начиналось с освоения земли, люди жертвовали своими жизнями для восстановления Израиля как страны-убежища и каждый готов был бороться за жизнь каждого еврея, то почему бы нам, рассматривая эту жертву, не внести свой вклад в восстановление Израиля, участвуя в спасении своего народа.
Клуб Геула
Последнее: 01.01. Спасибо!