Совершенно понятно, что уничтожение нечестивых является поводом для радости. Свобода пришла. Тирания свергнута. Пленники освобождены. Злу нанесён сокрушительный удар. Конечно, это хорошая новость.
Вот почему в Псалмах часто встречаются подобные провозглашения:
«Да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей» (Псалом 95:12-13).
Божий суд над нечестивыми означает благословение, спасение и избавление для Его страдающего народа. Почему бы им/нам не порадоваться?
Разве не правильно было радоваться, когда были разгромлены нацисты? Или когда было свергнуто правление ИГИЛ? Чем это не хорошие новости?
Именно поэтому Притчи учат:
«При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество» (Притчи 11:10).
Когда нечестивцы получают наказание за свои грехи, уместно сказать «Аминь».
Возгласы хвалы при уничтожении зла
Как говорит книга Откровение, описывая разрушение грешного Вавилона (символизирующего воплощение человеческого высокомерия и нечестия):
«Горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! Веселись о сём, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним» (Откровение 18:19–20).
По сути, после более подробного описания окончательного разрушения Вавилона в тексте говорится:
«После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки её» (Откровение 19:1-2).
Это повод для хвалы и радости. Одним словом, Аллилуйя!
Однако есть еще один аспект, который следует учитывать, и он находится в раввинском мидраше (то есть уникальном раввинском стиле гомилетического комментария).
Еврейское учение говорит, что Бога не радует падение нечестивцев
Приведу полный текст из Талмуда, используя расширенный перевод раввина Адина Штейнзальца. (Жирным шрифтом отмечен текст Талмуда, который сформулирован очень кратко; остальное — пояснительный комментарий.)
«Гемара [имеется в виду Талмуд] спрашивает: Но радуется ли Святой, благословен Он, падению нечестивцев? Разве не написано в стихе, описывающем победу еврейского народа в битве: “И поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооружённых, славословили и говорили: славьте Господа, ибо вовек милость Его!” (2 Паралипоменон 20:21). И раби Йонатан говорит: По какой причине в этой хвале не сказано: “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его”, как сказано в другом месте, например, в Псалме 117:1? Это потому, что Святой, благословен Он, не радуется падению нечестивцев».
Итак, основываясь на несколько иной формулировке знакомого предложения в Танахе, раввины Талмуда задаются вопросом, почему отсутствует фраза «Он благ». Они делают вывод (опять же, в уникальной гомилетической форме, а не путем простого прочтения текста), что это потому, что Господь «не радуется падению нечестивых».
В конце концов, они тоже являются частью Его творения. Как сказал Господь через пророка Иезекииля:
«Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите!» (Иезекииль 18:32)
Талмуд далее продолжает этот увлекательный (и весьма образный) рассказ, проливающий дополнительный свет на то, почему Господь не радуется падению нечестивцев:
«Гемара [Талмуд] комментирует: Как говорит рабби Шмуэль бар Нахман, что раби Йонатан сказал: Что означает то, что написано в отрывке, описывающем разделение Красного моря: “И не сблизились одни с другими во всю ночь” (Исход 14:20)? В это время ангелы-служители пожелали пропеть песню перед Святым, благословен Он. Святой, благословен Он, сказал им: Дело рук Моих, то есть египтяне, тонут в море, а вы поёте предо Мною песнь? Судя по всему, Бог не рад падению нечестивцев».
Итак, Господь, Творец каждого из нас, который называет человека «делом рук» Своих, не был рад, когда ангелы хотели петь друг другу, пока египтяне тонули в море, — хотя египтяне жестоко угнетали израильтян в течение многих лет, хотя они хотели ещё раз поработить их, и хотя это Господь сделал так, чтобы они утонули.
Нам следует радоваться и скорбеть
Более того, в 15 главе книги Исход описано, как Моисей и его сестра Мириам возглавили народ Израиля в песне ликования в честь этого самого события, провозглашая:
«Пою Господу, ибо Он высоко превознёсся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его» (Исход 15:1–2).
Слава Богу! Он избавил нас от наших смертельных врагов! Он спас наши жизни от тех, кто хотел нас убить или поработить! Он могущественный Бог!
Несомненно, это хорошие и праведные чувства, и мы, конечно же, можем отождествлять себя с ними. В конце концов, как бы мы поступили, если бы террористы-убийцы окружили школу наших детей, угрожая убить каждого из них. Затем, когда мы молились и взывали к Господу о помощи, из ниоткуда ударила молния и убила их всех. Разве мы не плакали бы от радости, не обнимали бы друг друга и не мчались бы к своим детям, славя Бога изо всех сил? Спасибо Тебе, Господь!
Опять же, это хорошие и праведные чувства. Нам следует радоваться в такие моменты. Плохие парни получили по заслугам. Хорошие парни были спасены.
В то же время этот образный раввинский комментарий заставляет нас поразмыслить ещё кое о чём: жизнь каждого человека является ценностью, и это настоящая печаль и настоящая потеря, когда люди восстают против плана своего Создателя и попадают под Его суд.
Мы можем радоваться праведности этого суда и в то же время скорбеть о потере человеческих жизней.
Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Где именно в Псалме 117:1 написано: " Это потому, что Святой, благословен Он, не радуется падению нечестивцев»? Не могу найти. Дайте ссылку.
Шаббат шалом! Фраза, которую вы привели, это толкование раввина Талмуда. А Пс.117:1 это “Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его”, как и написано в тесте. Вы просто были не внимательны.