«Что ж, вот и всё, Сэм Гэмджи», – сказал Фродо своему верному другу. Кольцо плавилось в огне Роковой Горы. Мордор вокруг рушился. Они были уверены – весь мир рассыпается на части. Лава хлынула вниз по склонам. Но цель, сверх всяких надежд, была достигнута. Хоббиты выполнили задуманное, но возвратиться домой уже не рассчитывали. Все свои силы и эмоции Фродо отдал до последней капли. И теперь он сидел и ждал конца. И весь мир, казалось, вместе с ним доживал свои последние мгновения.
В эти, казалось бы, убегающие минуты, единственным утешением Фродо была радость общения с другом. “Я рад, что ты здесь со мной, – сказал он, – здесь, когда всё подошло к концу, Сэм”. Снова эти слова пронзают мне сердце. Я вижу, как Сэм нежно держит раненую руку Фродо. “Да, я с вами, хозяин... и вы со мной. Вот и конец нашему путешествию” (“Властелин колец”, 950).
Огромное бремя спало с плеч, и мы можем вздохнуть. Но слёзы наворачиваются на глаза и сердце разрывается при виде отчаяния Фродо. Только близость Сэма даёт ему силы ощутить полную победу Средиземья в краткие мгновения перед финалом.
Когда занавес опускается
Мы вполне можем оказаться в обстоятельствах, когда кажется – всему конец. В молодости по глупости я решил поехать в снежную бурю на машине. Внезапно она вылетела с дороги. Время в полёте с пригорка для меня будто остановилось. В моём сердце звучали слова: “Я люблю Иисуса. Я люблю свою семью”. Удивительно, но в эти доли секунды я почувствовал, что я не один. Это был конец, но, как ни странно, вместе с адреналином я ощутил покой. Затем машина удивительный образом приземлилась на снег без малейших повреждений. В полном здравии, как ни в чем не бывало я продолжил свой путь. И этот случай изменил меня навсегда. Я понял, что могу умереть в любой момент. И я понял, что никогда не оставался один.
Но это был мой не последний шанс приготовиться к смерти. В Луизиане мы бурям не удивляемся. Ещё за несколько лет до урагана Ида нам уже приходилось серьёзно восстанавливать свой дом после того, как на него обрушились вырванные с корнем деревья. Поэтому, когда в 2021 году к нам с рёвом приближалась Ида, мы ждали худшего. Свет уже погас. Мы перешли в общую комнату, чтобы огромное дерево соседа не раздавило нас посреди ночи. Забравшись вместе с собаками в спальные мешки мы выключили радио и попытались заснуть в ожидании возможного приближения окончания всего – жизни, какой мы ее знаем. Хорошо, что мы были вместе!
Или возьмём прошлую зиму. Моя жена, не взирая на усталость, уехала в ночь к больному отцу, когда у него случился инсульт. Она успела провести с ним день в хосписе. Её молитвенное и любящее присутствие принесло мир в её семью. Более того – она ощутила тёплую близость с отцом, хотя он и был без сознания. “Хорошо, что здесь мы с тобой, папа, когда всё, что мы знали вместе в этом мире, подходит к концу. Всё изменится, но все эти моменты принадлежат нам”.
Наша жизнь всегда наполнена событиями, уходящими безвозвратно – как важными, так и мимолётными. Последний спектакль заканчивается, занавес опускается, и труппа в таком составе больше не соберётся. После выпускного домой с уроков тебе больше не прибегать. Приходит решение суда о разводе, и книга о вашей общей жизни прочитана. Семейный бизнес нескольких поколений закрывается. Всё это происходит на ваших глазах. Музыка замолкает, посуду убирают, и каждый день – хороший или плохой – исчезает в ночи.
Мир всегда в движении и изменяется, так что перемены и финалы не прекращаются. Мы озираемся вокруг в надежде увидеть того, кто останется рядом, когда всё пройдёт. Может быть, друг, сын, дочь, супруг. “Как хорошо быть с тобой вместе, дорогой, теперь, когда всё подходит к концу”.
Мир проходит
Собственные ощущения всего преходящего говорят нам, что наш мир, даже вся вселенная, прежними не останутся. И действительно, финальный этап этой эпохи уже начался. Петр пишет: “близок всему конец” (1 Петра 4:7). Завершение всего становится всё ближе. С воплощением Сына Божьего, Его искупительной смертью, воскресением и вознесением наступили последние дни этого мира. Конечно, “у Господа один день, как тысяча лет” (2 Петра 3:8), и знакомый нам мир может просуществовать ещё столетия. Но последний день, как мы о нём знаем, неизбежен. Иисус вернется.
Осознание этого меняет наш взгляд на мир. Будущее может порой приводить нас в отчаяние. Силы мира сего беснуются и грозят, утверждая, что всё идет по их плану. Мир настаивает, что всё что у нас есть – это здесь и сейчас. Нас убеждают, что так будет всегда. Мы склонны бросаться с головой в суету дней, наполненных безотчётной, непреходящей тревогой, вызванной безнадежностью. Мы стараемся отбросить мысли о конце. Но когда мы собираемся вместе с другими верующими в поклонении вокруг Слова, мы видим яснее. Новый век царствования Христа начался. Старый бунтующий мир проходит (Иоанна 2:17). Истинное назначение всего сотворённого станет ясным очень скоро.
Иисус заявляет: “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний” (Откровение 22:13). Сам Иисус есть суть, цель, завершение и осуществление всего. Вне Его и Его цели пред нами – лишь пустота и бездна небытия. И только вместе с Ним мы увидим, как всё обретёт свой окончательный смысл.
Что важно в итоге
Духовное понимание того, куда движется мир, даёт нам надежду. Но оно также требует от нас готовности к ответу. Каждый миг может оказаться для нас последним. Господь предостерёг нас об этом в притче о самодовольном богаче, который считал, что накопленное обеспечит ему благополучное будущее. “Покойся, ешь, пей, веселись” – твердил тот себе. Но Бог ему сказал: “Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя” (Лк. 12:19–20). Так и наша жизнь может завершиться в любую минуту. И за неё мы должны будем дать отчёт.
Поэтому Петр объясняет, что значит для нас “Близок всему конец”. Апостол пишет: “Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов” (1 Петра 4:7–8). Эта жизнь имеет значение. Эта жизнь может закончиться в одно мгновение. Поэтому живите, помня о сути, цели и предназначении всего сущего. Живите ради непреходящего.
В своей великой главе о любви Павел заключает: “А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше” (1 Коринфянам 13:13). Только движимое верой в Господа и милосердием к другим найдёт свое место в новом творении. Иисус одновременно вызывает страх и вселяет надежду, говоря: “Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Матфея 25:40). Зная конец всего сущего, мы понимаем, что на самом деле действительно важно. Каждое нынешнее мгновение устремлено к будущему окончанию этого мира. И наш личный конец может наступить в любую секунду.
Поэтому мы живем, помня о завершении.
Он с нами до конца
Мы бессильны остановить приближение конца этого мира или даже нашего собственного. Всё завершается потому, что изменяется. Но когда мы верим, что истинный конец этого мира – день Христов, то живём надеждой. Мы живем ради Его цели. И Он обещает, что мы не останемся одни: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа… и се, Я с вами во все дни до скончания века” (Матфея 28:19–20).
Мы не одни. Завершение всего преходящего, даже самой жизни, какой мы ее знаем, мы встречаем вместе с Тем, Кто преодолел смерть, быв отвержен Богом на кресте во тьме внешней, чтобы не оставить нас одних во мраке ночи ни перед каким концом. И всегда милосердно Он даёт нам в попутчики Сэма, товарища в вере, поддерживать нас в пути.
Об этом молитва шотландского пастора Алистера Маклина: “Ты предназначил перемены нам и всему, Тобой сотворённому. Но мы не боимся. Скорее – ликуем. Разве Ты не возлюбил нас прежде создания мира? Что же могут принести нам перемены, кроме лучшего?” (Гебридские алтари, 89).
Автор — Геррит Скотт Доусон / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!