Во время дружеской “духовной беседы” с другим верующим он сказал мне: “Я верю, что мы сможем достичь того состояния, когда мы больше не будем грешить.”
В то время, как некоторые из нас в современную эпоху привыкли думать о грехе как о плохих практиках или поступках, предпринятых против Божьего закона, понятие греха для меня гораздо глубже, чем просто неправильные поступки или добрые дела. Грех — это то, что воздействует и влияет намного сильнее, чем мы иногда поверхностно это понимаем.
Грех и грех
Когда вы внимательно читаете Библию, вы замечаете, что есть множество различных случаев, в которых авторы Библии используют термин грех. Например, под грехом может подразумеваться действие или практика, но также и состояние, положение или способность.
Ниже приведены несколько примеров стихов, касающихся греха не как действия, а как способности, состояния или положения:
“Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.” (Пс 50: 7)
“Вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. ”(Ин. 1:29)
“Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом.” (Рим. 3:9)
“Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными.” (Рим. 5:19)
“Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху.” (Рим. 6:6)
“Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.” (Рим. 7:8)
“Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.” (Рим. 7:14)
“Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть.” (Рим. 5:12)
Грех (хет/хата) на иврите = “пропустить, промахнуться”
В иврите слово חֶטְא (хет, “грех”) буквально означает “пропустить, промахнуться” [1]. Из этого говорящий на иврите понимает, что “грешить” означает “промахнуться, не достичь цели” в исполнении воли Бога.
В отличие от Завета Моисея, в котором избегать греха означает не нарушать заповеди (например, такие, как не причинять вреда вашему соседу), в Новом Завете этого уже недостаточно! Вы видели своего соседа в нужде и вы не помогли ему? Вы согрешили — упустили исполнение воли Божьей.
“Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.” (Иак. 4:17)
Для Израиля Завет Моисея был как получение первой медицинской помощи. Закон Моисея ограничивал проступки наших нечестивых сердец, на которые в значительной степени влияли грешные цивилизации вокруг нас. Однако Новый Завет поднимает планку намного выше, устанавливая стандарт, как во дни творения, — конечную, совершенную волю Бога.
Понятие не промахнуться в исполнении воли Бога (то есть не грешить), следовательно, простирается гораздо глубже и гораздо дальше, чем не убивать кого-то или не грабить банк. Мы промахиваемся с исполнением Божьей воли в большей степени, чем мы себе представляем, — мы упускаем Божью волю в нашем образе жизни, в наших традициях, в нашем способе мышления, в том, что мы говорим, в том, что мы едим, в том, что мы покупаем, и во многих других вещах. Мы промахиваемся в исполнении воли Бога в простых повседневных делах, о которых мы даже не задумываемся, например, в загрязнении окружающего нас Божьего творения из-за использования электричества или вождения автомобиля (загрязнение, которое ведет не только к болезням, но и к стихийным бедствиям [2]). Или, когда мы покупаем iPhone, не понимая, что мы поддерживаем современное рабство, поскольку дети в возрасте от 13 лет вынуждены работать на шахтах всего за 2 доллара в день [3]. Или когда мы даем нашим малышам газированные напитки, накачивая их тела сахаром и искусственными химическими веществами, которые вызывают ожирение и другие болезни. Или когда наша материалистическая культура побуждает нас покупать лодку для отдыха за 50 тысяч долларов, в то время, как в другой части города голодают дети.
Есть бесконечное множество и других примеров реалий, ситуаций и вещей, которые мы делаем, “промахиваясь с исполнением воли Бога”, просто потому, что мы живем в мире, который находится в греховном состоянии, во многих случаях даже поддерживая это состояние, не осознавая этого.
Все спуталось и смешалось, и мы практически не можем избежать бесконечной космической петли греха, в которой мы все застряли. Смысл вот в чём, нравится нам это или нет, — мы являемся неотъемлемой частью эффекта бабочки, вызванной греховным состоянием мира — и нас самих.
Мы — это то, что мы делаем
Грех, конечно, гораздо глубже, чем внешние поступки, которые мы делаем, поскольку источник того, что выходит наружу, заключается в том, кто мы внутри. Это связано с нашим внутренним существом, с нашей внутренней идентичностью — и с промахом в исполнении Божьей воли в том, кем мы были изначально созданы.
В своей книге “The Reason for God” (Аргумент существования Бога) д-р Келлер даёт такое определение греха:
“Грех — это отчаянный отказ найти нашу глубокую идентичность в наших отношениях с Богом и служении Ему. Грех — это стремление стать самим собой, получить идентичность отдельно от Бога... Итак, согласно Библии, основной способ определения греха — это не просто совершение плохих дел, но и совершение добрых дел в качестве окончательной цели.” [4]
Или, как просто и красиво сказал датский теолог XIX века Сёрен Кьеркегор:
“Грех строит вашу идентичность на чём угодно, кроме Бога.” [5]
Это означает, что даже любить наших близких (что само по себе является хорошим делом) больше, чем мы любим Бога, — это промахнуться в исполнении воли Бога, то есть — грех.
Болото греха
Состояние греха подобно болоту — чем больше мы пытаемся бороться с ним сами, тем глубже мы тонем. Космическое болото, которое влияет на все творение.
Из-за греховного состояния, в котором находится человечество, никто не может убежать от этого, мы все вовлечены в это. Никто не может стать перед святым Богом и сказать: “Я не имел к этому никакого отношения.”
И точно так же, как и когда мы застреваем в болоте, мы ничего не можем сделать, кроме как надеяться, что кто-то извне протянет руку, чтобы спасти и вытащить нас — нам нужно, чтобы сам Бог обеспечил нам способ оправдания. Если учесть тот факт, что грех является состоянием, а не только действием, то переход от состояния греха к состоянию праведности — это не то, что мы можем “сделать” самостоятельно. Это также и не процесс или процедура, совершая которую, мы медленно достигаем чего-то или зарабатываем что-то у Бога, и это не то, что мы можем совершить своими собственными силами, — это Бог вытаскивает нас из болота, а не мы, вылезающие из него, чтобы ухватиться за Господа. Либо мы соглашаемся, что Он вытащит нас, либо мы откажемся от Его предложения о спасении. Это просто замена состояния — или вы всё ещё находитесь в болоте, потому что отвергли помощь, или вы уже вне его, потому что позволили Богу позаботиться о вас.
Мир делится на два лагеря: тех, кто оправдан, и тех, кто нет. Между ними нет никакого промежуточного состояния, никакого прогресса, никакого процесса медленного выхода из болота, подобного гонке в компьютерной игре, которую нужно пройти, чтобы успешно завершить игру.
Другими словами, это не ваши грехи удерживают вас от спасения, это ваше намеренное отвержение (неверие) помощи Спасителя удаляет спасение от вас и удерживает вас в состоянии греха (в болоте).
Единственный способом для вас НЕ быть спасенным, — это намеренно отказаться от единственной предлагаемой вам линии жизни, которая может вытащить вас из болота. Как вам ухватиться за эту линию жизни? Просто скажите “ДА” спасению, которое Бог предлагает в Мессии Йешуа (знаменитое “сола фиде”, оправдание только верой и только благодатью) [6].
Спаси меня!
Неспособность понять грех, прежде всего, как состояние, по моему мнению, заставляет добросердечных верующих терпеть неудачу в понимании этой фундаментальной доктрины спасения. Хороший пример — пятидесятнический пастор и автор Дэвид Поусон, который считает, что спасение — это то, что вам необходимо получить и сохранить своими собственными силами, держась подальше от греха: “Таким образом, спасение — это процесс. И процесс, который ещё не завершен ни для кого из нас!” [7].
Утверждение Поусона основано на его недостатке понимания понятия греха, прежде всего, как состояния: “Грехи одинаковы как у верующих, так и у неверующих. Если “святые” думают, что это сойдёт им с рук, это — фатальная ошибка, потому что, на самом деле, они собирают себе гнев на свою голову.”
Благая весть заключается в том, что я в безопасности в новом состоянии, которое у меня есть в Иешуа Мессии, — состоянии оправдания. И при всём уважении к Дэвиду Поусону, я могу спокойно спать по ночам, зная, что не в моих силах поддерживать это состояние, но я имею это всё благодаря тому, что Иешуа сделал для меня на кресте!
“Cовершилось!” (Ин. 19:30)
[1] Словарь-симфония Стронга, 2398: хата: “пропустить, промахнуться” חָטָא
[2] Стихийные бедствия, связанные с неестественными причинами (Live Science, 5 апреля 2012 г.) Natural Disasters Tied to Unnatural Causes (Live Science, Apr 5, 2012)
[3] “Apple признает, что для создания iPod и iPhone на китайских заводах использовался детский труд” (Daily Mail, 27 февраля 2010 г., Apple admits child labour was used to build iPods and iPhones in Chinese factories) “Как iPhone помогает увековечить современное рабство” (Huffington Post, 10 ноября 2014 г., How the iPhone Helps Perpetuate Modern-Day Slavery)
[4] Timothy Keller, “The Reason for God: Belief in an Age of Skepticism” (Penguin Books; 2009), p. 162.
[5] Soren Kierkegaard, “Sickness unto Death”
[6] Одна из доктрин, которая наиболее отличает протестантские деноминации от католической и восточной православной церкви.
[7] David Pawson, “What We Believe About Salvation” (part of an 8-part series titled WHAT WE BELIEVE).
[8] David Pawson, “Once Saved, Always Saved?: A Study in Perseverance and Inheritance” (Hodder & Stoughton, 1996), page 8.
Автор — Эйтан Бар / oneforisrael.org
Перевод — Ирина Петра для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Вопрос поднимаемый в этой статье очень важен в наше время, потому что теологический подход на протяжении двух тысячелетий к религии и вероучениям, так и не дал ясного понимания в решении рассматриваемой задачи. Вряд ли ошибусь если скажу что призыв Учителя — «верьте и будете спасены» означал в те времена не просто слепую веру, но и понимание его слов и дел. Наивно думать что слепая вера может творить чудеса, тем более в наше время интеллектуально развитого авангарда человечества, во главе которого стоял и продолжает стоять Богом избранный еврейский народ. Сыны и дочери этого талантливого племени продолжают удивлять прекрасными достижениями во всех областях жизнедеятельности в т .ч. и в человеческих науках. Вопрос, так почему же такая пробуксовка в Божественной Науке?.
Зная первую заповедь, зная что Бог бесконечен и есть всё во всём, зная что Он есть само ДОБРО, где источник зла или т. н. греха? Ошибочное мнение, что мы спасены только верой в пострадавшего за наши грехи Мессии (Иисуса Христа) или мы можем быть «омыты Его кровью» и т. д. и есть одним из отростков корней греха. Непросвещённое понятыми духовными истинами СОЗНАНИЕ, не важно принадлежит оно верующему или атеисту, вот благоприятная почва для греха. Давно известно что сознание первично, оно всегда причина и никогда не следствие в проявлении. Вот почему так важно понимание и следование божественной Истине.
«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам СВЕТ и РАЗУМ, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе.» (Первое послание Иоанна 5: 20)
Тема и мысли весьма важны и понятным языком изложены, было приятно читать.
Но вот с последней частью, насчёт «я могу спокойно спать, зная, что не в моих силах поддерживать состояние» считаю неверным, на основании Священного Писания. Апостол Павел (да и другие апостолы) учат что нужно делать и как поступать, а так же приводит примеры, как некоторые поступая, уклонились от веры и другие отрицательные примеры. Это ли не значит, что мы ответственны за наше спасение, а не Бог. Бог со своей стороны всё сделал, а вот уже принять спасение, принять Христа и следовать за ним — это процесс и в нём мы принимаем непосредственное участие. Иначе можно уклониться в кальвинизм.
Павел ты мятежник , как ты смеешь быть не согласным , ты не больше учителя своего. Ты сказал : «Но вот с последней частью, насчёт “я могу спокойно спать, зная, что не в моих силах поддерживать состояние” считаю неверным» , в этих словах твоих проявился твой стах перед грехом а значит и твоё неверие в бога имеющего власть над всякой плотью. Нельзя бояться ничего в том числе и греха(господь говорил ни чего не бойтесь), но надо знать что ровно как не бояться смерти и желать умереть это не одно и тоже, так же и не бояться греха и желать греха это не одно и то же. Ты как человек в котором душа и дух не можешь желать греха, по этому не бойся погибнуть во грехе, даже если погибнешь во грехе грех ни когда не станет твоим, ибо ежели не имеешь страха не пед чем то на сколько сожмёшься во тьме и во грехе ровно на столько и распрямишься в свете и чистоте. Да не убоимся же ни чего как наказал нам господь.