Ты благочестив и принимаешь участие во всех Таинствах? Доброе дело ты делаешь, ибо Таинства — это славная честь! Но если кровь Христа не является корнем твоего благочестия, то оно завянет. Это подтвердит, что благочестие твое — лицемерие, пустая видимость, с которой ты уйдешь в ад.
Если в своем благочестии ты даешь место двум гадюкам — греху и самоправедности, — то они съедят его. С величайшей взыскательностью каждый день исследуй и испытывай, что является основанием твоего благочестия и надеждой славы твоей. Заложено ли сие основание Христом? Если нет, то благочестие твое никогда не устоит в шторме, а он непременно однажды начнется! Сатана разрушит все, и падение твоего благочестия будет великим (Матф. 7:27)!
Человек набожный, увитый лаврами людской славы! Ты будешь провеян и отделен. Каждое устремление твоего сердца будет взвешено и испытано. Ужасно, когда духовная жизнь разваливается, и нет уже опоры под ногами!
Человек набожный, парящий в небе! Пришла пора посмотреть на свои восковые крыла: они растают от жары искушений. Это же настоящая беда — торговал много, да в конце разорился. Твоя душа осталась без запасов и фундамента для вечности.
Человек набожный, имеющий дары от Бога! Смотри, нет ли червяка у корня, что может съесть тонкокорый плод души твоей! Из-за оного червя в день палящей жары погибнет все растение, душа твоя, — в день, когда Господь будет исследовать твою жизнь. Ежедневно наблюдай за своей душой и спрашивай себя: «Видна ли в моей душе кровь Христа? Что это за праведность, на которой стою ради спасения своего? Избавился ли я от самоправедности?». В конце жизни многие из выдающихся христиан видели крушение служения своего и кричали: «Погибло!.. Погибло для вечности!».
Подумай, под ширмой крупнейших служений и самых больших своих страхов люди могут скрывать самые великие грехи. Посмотри на рану, которую грех нанес твоей душе! Она не затянется из-за более усердного служения, смирения, увеличения приношений и проч.
Только кровь Христа полностью исцелит тебя! Начни прикладывать к ране все, что угодно, но не кровь Христа — и занесешь туда яд. Пойми, если ты не увидел Христа, за тебя истекающего кровью на кресте, значит, грех твой так и не был умерщвлен. Ничто не может убить твой грех, кроме праведности Христа: смотри на нее!
У плотской природы человека нет бальзама, который исцелил бы душу. Самая страшная болезнь — веровать, что исцеление мы получаем от дел нашего служения, а не от Христа.
Ветхая и неутомимая природа наша, с ее «высочайшими улучшениями», никогда не сможет соткать одеяние такого качества (без пятен), что покрыло бы наготу нашей души. Только совершенная праведность Христа способна её покрыть. Какие бы одежды самоправедности наша плоть ни напряла, распусти их — лишь тогда Господь закутает тебя в праведность Христа.
Сатана придет, сорвет и похитит все, что надела на нас старая наша природа, оставит душу голой и открытой для Божьего гнева. Во всем, что может сделать плотская природа, нет и самой крохотной капли благодати, что способна умертвить грех и помочь нам встретиться со Христом.
* * *
…Человек набожный! Ты постоянно слушаешь проповедь, совершаешь молитву и принимаешь Причастие, но, возможно, твои дела из рук вон плохи. Подумай о себе: видел ли ты Христа до сего дня? Увидел ли ты, чем отличается Иисус от всех преимуществ мира? Увидел ли разницу между Ним и своей плотской самоправедностью? Пало ли все это пред величием Его любви и благодати? «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Ис. 2:17).
Если ты действительно видел Христа, то в Нем ты узрел чистую благодать и непорочную праведность. В Иисусе эти дары неисчерпаемы! Они неизмеримо сильней всех наших грехов и несчастий! Если ты видел Христа, то можешь попрать всю людскую и ангельскую праведность, чтобы Бог через это принял тебя. Если ты видел Христа, то не станешь совершать свое служение без Него даже если тебе предложат взамен десять тысяч миров! «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор. 2:2).
Если ты видел Христа, то ты видел Скалу, что возвышается над твоей самоправедностью, сатаной и грехом! «От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую» (Пс. 60:3). И эта Скала следует за тобой: «И все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовной скалы, следующей за ними; скалой же был Христос» (1 Кор. 10:4). Эта Скала будет непрестанно источать мёд и благодать, чтобы ты насыщался: «Он питал бы их наилучшей пшеницей: и насыщал бы Я тебя мёдом из скалы» (Пс. 80:17).
Исследуй себя: смотрел ты когда-нибудь на Христа как на единородного Отчего Сына, полного благодати и истины (Иоан. 1:14, 16, 17)? Проверь, ко Христу ли ты пришел. Стоишь ли на Скале веков? Ответил ли на зов Иисуса, обращённый к твоей душе? Приблизился ли ты к Нему, чтобы принять Его оправдание?
Человек смело говорит о вере, когда он силен и благоденствует. Но на самом деле мало кто действительно знает, что такое вера. Христос — это тайна Писания, а благодать — тайна Христа. Из всего, что есть в мире, самое чудесное это вера. Добавь к ней что-то от себя — и ты испортишь ее. Ни на что так пристально не взирает Христос, как на веру.
Когда веришь и приходишь ко Христу, ты должен оставить самоправедность. Ничего Ему не неси — только свой грех! (Как это тяжело!) Ты должен оставить всю свою «святость», «освящение», служение, смирение и проч. Ничего не неси Иисусу, кроме своих нужд и невзгод, а иначе Христос не для тебя и ты не для Него. Христос желает стать Искупителем и Посредником всей твоей жизни, — без остатка; признай, что ты погибающий грешник и приди к Нему. Иначе Христос и ты никогда не придёте к согласию.
Самое сложное в мире — принять только Христа. (Так ты станешь праведным.) Это и есть по-настоящему признать Его Христом. Добавь к Нему что-то свое — и для тебя это уже не будет Христос.
Ты идешь ко Христу, чтобы Он принял тебя… Если появится на твоем пути все, что не является Христом, назови оное антихристом и прикажи всему этому убраться прочь! Сделай так, чтобы только Христова праведность победила! Все, что не Иисус, является Вавилоном, который должен пасть. Если в твоей жизни царит Христос, то ты возрадуешься в день падения Вавилона (Ис. 1:10-12). Иисус один работал в виноградной давильне — никого с Ним рядом не было. Если прибавишь что-то ко Христу, Он во гневе и ярости растопчет это и запятнает Свое одеяние кровью (Ис. 63:3).
Ты считаешь, что верить легко… А была ли вера твоя испытана в час искушений? Была ли испытана, когда ты видел свой грех? Пытался ли сатана взять корабль твоей веры на абордаж? Лежал ли гнев Божий на совести твоей? Явил ли Бог тебе Христа как выкуп за тебя, когда ты был в пасти ада и могилы? Явил ли Он тебе Христа как дар праведности? Сказал ли ты после этого: «Ах! Я вижу: во Христе достаточно благодати!»? Если да, то ты можешь смело произнести самые важные слова в мире — «я верю». А неиспытанная вера неустойчива.
Для того, чтобы верить, у тебя должно быть ясное представление о грехе, о заслугах крови Христа и желании Иисуса спасти тебя только потому, что ты грешник. Совершить это труднее, чем создать целый мир. Даже если наша ветхая натура напряжёт все силы, то на такую высоту, — высоту веры, — она взлететь не сможет. Не сможет она и посреди шторма греха и вины истинно уверовать в благодать и в то, что Христос готов спасти нас.
Когда сатана возлагает бремя греха на совесть, душе надлежит переложить сию тяжесть на Христа. Именно это и есть Евангелие, именно это и есть признать и принять Христа! Ради сего Он и служит нам. Вот суть Евангелия: для того, чтобы спастись, тебе нужно принять только праведность Христа и Его кровь!
Если в разгар всех дел служения и твоих терзаний душа говорит: «Не мое смирение, служение, дела милосердия и все прочее дают мне праведность, оправдание, освящение и искупление, а только Христос (1 Кор. 1:30)», то душа твоя в безопасности. Высокие волны шторма греха и вины ей не страшны.
* * *
Причина всех искушений, побед сатаны над нами и повод нашего ропота кроются в нашей самоправедности и самопревосходстве. Бог преследует эти два порока, направляя сатану на тебя: так Лаван гнался за Иаковом, чтобы вернуть себе своих идолов. Желаешь ли ты этого или нет, сии божества должны быть отняты у тебя. Эти идолы препятствуют Христу войти в твое сердце; пока Иисус не вселится в него, ты будешь жить с чувством вины. А где вина, там и черствое сердце. Поэтому когда на сердце много вины, то это означает, что в сердце мало чего от Христа или что Его там нет.
Когда вина дает о себе знать, даже не думай, что тебе удастся избавиться от нее плотскими путями! Только кровь Христа освобождает! Пути плотской природы приводят лишь к очерствению сердца. Не твои добрые дела, слезы и прочее принесут тебе мир, а лишь один Христос (Еф. 2:14). Позволь же Ему сделать это! Можно прогнать Христа из сердца не только своими грехами, но и добрыми поступками, на которые вдохновляет самоправедность. Взирай на Христа и поступай по твоим убеждениям. Твердо стой на праведности Сына Божьего. Остерегайся стоять одной ногой на самоправедности, а другой — на праведности Иисуса! Пока Спаситель не придет к тебе и не воссядет на троне благодати в совести твоей, в ней так и останутся только вина, ужасы и тайные подозрения. Твоя душа будет метаться между надеждой и страхом. Человеку, которого спасло Евангелие, все сии мучения не свойственны.
Кто страшится увидеть свой грех в его мерзейшем проявлении и дно ада в сердце своем, тот сомневается в заслугах Христа. Никогда не было такого великого грешника, которого не мог бы простить Отец (1 Ин. 2:1). Попроси Сына стать твоим защитником — и ты увидишь Иисуса Христа праведного. Какие бы сомнения, боязни и штормы ни поднимались в совести — всегда смотри на Христа. Не спорь об этом с сатаной — ничего хорошего он тебе не желает; прикажи ему идти к Иисусу, и Он даст ему ответ. Служение Сына — быть нашим Заступником (1 Ин. 2:1). Его служение — отвечать Закону Моисееву: Иисус наш Поручитель (Евр. 7:22). Его служение — отвечать правосудию: Иисус наш Посредник (Гал. 3:20, 1 Тим. 2:5). И Он дал клятву нести сие служение (Евр. 7:20, 21). Положись в этом деле на Христа. Если ты пытаешься собственными делами искупить свои грехи, тем самым отвергаешь ты Христа праведного, который стал грехом ради тебя: «Ибо Он ради нас сделал грехом Того, кто не знал греха, чтобы мы стали в Нем Божьей праведностью» (2 Кор. 5:21).
Сатана обманывает и извращает Писание, но ему нечего ответить тому, кто говорит ему Писание. Библия это — слова Христа, слова могучей власти! Иисус отразил нападки сатаны Писанием (Матф. 4:10). Против бедного грешника, который снял с себя всю самоправедность, в Библии нет ни единого слова! Она ясно указывает, что только таким людям предназначена благодать Евангелия. Верь лишь в то, что Христос готов спасти тебя — и тогда сам будешь готов принять спасение. Если обнаружил, что не можешь веровать, вспомни, что это дело Христа — сделать так, чтобы ты поверил. Веруй, что Господь может это сделать; Он производит и желание и действие по Своей благой воле (Фил. 2:13). Скорби из-за своего неверия, которое в совести твоей делает вину твою выше Христа, обесценивает заслуги Сына Божьего, представляя Его кровь так, будто она не святыня, а обыкновенная кровь, которая не удовлетворяет требования Отца.
Ты много жалуешься на свою жизнь. Заставляет ли твой грех смотреть тебя больше на Христа и меньше на себя?.. Твое сетование есть не что иное, как лицемерие. Именно так! Ты смотришь на собственные добрые поступки, дела милосердия, на свое развитие во внешнем благочестии… Разве не на Христа следует смотреть! Какое печальное зрелище! Ты глядишь на все это — и раздуваешься от гордости. Но если будешь созерцать благодать Христа, то станешь смиренным. «По благодати вы спасены» (Еф. 2:5,8).
Ты претерпеваешь всяческие искушения? Не отчаивайся! «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иакова 1:2). Эти волны не потопят тебя, а вытащат тебя из омута себялюбия, поднимут и вынесут на Скалу Христа.
Возможно, тебя принесет на низкий берег ада, будешь уже у края пропасти: еще шаг — и в огонь можно упасть. Ниже, чем в чрево ада, упасть невозможно. Многие святые были в аду, спускались туда. Однако даже оттуда ты можешь взывать и смотреть в сторону святого храма: «Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святой храм Твой» (Ион. 2:4,5). В ветхозаветный рукотворный храм никто, кроме чистых и приготовивших приношения, войти не мог (Деян. 21:26). Но сейчас сам Христос — наш Храм, Жертва, Алтарь, Первосвященник, и кроме грешников к Нему никто не может прийти. А приходить грешным должно безо всяких приношений, потому что однажды Он принёс Отцу в жертву собственную кровь (Евр. 7:27).
Вспомни все тех, кто стал примеров воздействия спасающей благодати, — сии люди сейчас на небесах. Ты думаешь: «Ах! даже моя жизнь — пример проявления Господней благодати!». Но есть тысячи и тысячи иных примеров ее проявления. (Я о людях, у которых дела обстояли куда хуже твоих). Христос не обделяет вниманием самых великих грешников — им также даётся возможность принять благодать Спасителя. Не впадай в отчаяние! Продолжай надеяться! Даже когда сгущаются самые тёмные облака, всё равно продолжай смотреть на Иисуса Христа, — высокий столп любви и благодати Отца. Столп этот утверждён на небе для всех грешников, дабы непрестанно взирали на Него! Что бы ни твердили сатана да совесть, не делай выводы против себя. Последнее слово за Христом: Он — Судия живых и мертвых; окончательный вердикт вынесет Иисус.
Кровь Его говорит о примирении. «И чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1:20). Я подчёркиваю, «и земное и небесное» очищается (1 Иоан. 1:7), приобретается (Деян. 20:28), искупается (1 Пет. 1:18-19), освобождается от всякой грязи и нечистоты (Евр. 9:13-14), получает прощение (Евр. 9:22), свободу (Евр. 10:19), оправдание (Рим. 5:9) и близкие отношения с Господом (Еф. 2:13). Ни одна капля крови Иисуса не будет утрачена!
Отрывки из трактата «Медовая капля из Скалы Христа. Совет всем святым и грешникам»
Томас Уилкокс, перевод Владимира Михайленко / cnl.news
Томас Уилкокс (1621—1687) — писатель, проповедник, старейшина баптистской церкви в Линдоне, Англия.
Последнее: 26.07. Спасибо!