Многие из нас знакомы с библейским иудаизмом, но лишь немногим известно как он развивался с течением времени, и в чем его отличие сегодня. Нам также порой непросто совместить раннюю церковь, о которой мы читаем в книге Деяний, с типичной западной церковью наших дней.
Краткий обзор развития этих двух направлений веры и их взаимодействия поможет связать Библию и современность.
Иудаизм
Когда Иисус ходил по этой земле, штаб-квартира иудаизма находилась в Иерусалиме, где в полную мощь действовала храмовая система. Там же были несколько сект иудаизма, с представителями которых Иисус часто имел общение.
Самой известной еврейской сектой в Новом Завете были фарисеи. Это были раввины, сосредоточенные на обучении людей соблюдению закона Моисеева. Внутри этой секты было несколько школ, у каждой из которых был свой способ толкования и применения закона. Иногда Иисус выступал против лицемерия в их рядах, поэтому читатели Библии зачастую относятся к ней негативно. Однако их современники считали фарисеев уважаемыми духовными лидерами и, фактически, Иисус был согласен с большей частью их учения.
Вторая секта, упомянутая в Новом Завете, носила имя саддукеи. В основном она состояла из представителей аристократической священнической верхушки, проживавших в Иерусалиме, где они наблюдали за работой храма и системой жертвоприношений. Саддукеи строго следовали закону Моисея, но не соглашались с фарисеями по поводу авторитета устных постановлений. Их часто обвиняли в коррупции из-за чрезмерной системы налогообложения в храме, которая обогащала их и упрочивала их положение в Синедрионе, игравшем полугосударственную роль при римском владычестве.
Влияние разрушения Иерусалима на иудаизм
В 70 г. н.э., после трехлетней осады Иерусалима, римская армия разрушила город, включая храм, и в итоге штаб-квартиру иудейской веры. Без храма священничество и система жертвоприношений прекратили свое существование.
Падение Иерусалима было для иудаизма разрушительным – оно рассеяло народ и их лидеров, и в результате изменило мозаику иудаизма. Единственной выжившей сектой была фарисейская традиция иудаизма, которая стала известна как раввинистический иудаизм. А раввинистический центр в Галилее, и еще один в древнем Вавилоне, привели к развитию иудейской веры, которую можно было исповедовать вне земли обетованной и даже без храмовой системы жертвоприношений. Раввинистический иудаизм позже разделился на несколько основных течений, которые мы можем наблюдать и сегодня, некоторые более ортодоксальны – даже ультраортодоксальны – а другие менее суровы и более ассимилированы, но это помогало иудаизму выжить в изгнании.
Христианство
Разрушение Иерусалима также повлияло и на раннюю церковь, которая начиналась как еврейское движение с «головным офисом» в столице Иудеи. В конце концов, язычники стали принимать Христа, и многие послания Нового Завета отражают трудности объединения евреев и язычников в церквях. И когда церкви по всей Римской Империи стали по большей части языческими, они начали терять понимание и ценность еврейских корней своей веры.
Из-за падения Иерусалима, равно как и усиливающегося гонения на христиан, на тот момент не было централизованного еврейского руководства, облеченного властью направлять рост новой веры. Вместо этого такие лидерские центры развились в Антиохии, Александрии и Риме.
Также возникало напряжение между основным иудейским миром и еврейскими последователями Иисуса, которых злословили за бегство из осажденного Иерусалима в 70 г. н.э. А когда они отказались следовать за Шимоном бар-Кохба как за Мессией, во время восстания против римлян в 132 г. н.э., разделение переросло в кровопролитие. Разрыв между церковью и синагогой стал окончательным.
Римская империя считала иудаизм законной религией, и когда христианство стало считаться отдельной верой, оно было признано незаконным и подверглось сильнейшим гонениям. Но все изменилось в 4-м веке, когда император Константин стал христианином, и спустя пару десятилетий христианство было провозглашено государственной религией Римской империи.
Христиане теперь были в фаворе и стали отличать свою веру от веры евреев. Их проповедь против еврейской веры породила новое богословие – «суперсессионизм», известное ныне как теология замещения, – объявившее, что церковь заменила еврейский народ в Божьих планах и целях. Эта теология и учение о презрении к евреям породили законы, которые веками унижали еврейский народ.
Печальная история христианского антисемитизма проложила путь для «окончательного решения» нацистов – уничтожения евреев. Рамки данной статьи не позволяют полностью объяснить всю историю и развитие христианского антисемитизма — важно, чтобы христиане знали о его существовании и важности противостоянии ему.
Ситуация начала меняться около 500 лет назад, когда Библия была переведена на язык простолюдинов, а с помощью печатного станка ее выпустили массовым тиражом. Впервые за много веков христиане смогли читать Библию самостоятельно и узнавать о еврейских корнях своей веры и вечных обетованиях Бога еврейскому народу.
Иудейско-христианские взаимоотношения
Мы особенно благословлены быть частью основанного на Библии сегмента христианства – евангельского христианства – и относиться к еврейскому народу с почетом и честью. Евангельское христианство – наиболее быстрорастущий сегмент христианства, который однажды станет наибольшим. Он больше ориентирован на еврейский народ и относится к ним с уважением, огромной любовью и поддержкой.
Это привилегия быть частью этого христианского поколения и нового дня в иудейско-христианских отношениях.
Автор — Сьюзан Майкл / charismamag.com
Перевод — Анастасия Муратова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Большой выигрыш дьявола в жизни верующих наступил тогда, когда ему удалось сделать разделение между уверовавшими неевреями и еврейским корнем. Это была большая проблема, которая до сегодняшнего дня выражается словами антисимитизма. На начальном этапе своего существования, Церковь, имея в себе еврейский корень и нееврейские ветви, была очень сильна. Святой Дух действовал таким образом, что одного человека хватало, чтобы сломать целую империю и обратить её в веру Бога Израилева: Павел, Варнава. На каком-то этапе церковь отторгла от себя еврейские корни, превратившись в гордую, самоуверенную барышню, которая стала примерять языческие обряды и делиться сама в себе. Сколько сейчас деноминаций в христианстве? Тысячи. Отделенцы не разговаривают с баптистами, те с пятидесятниками. Всё это стало напоминать раздробленные московские княжества во времена Древней Руси со своими местными царьками и устоями.
Первоапостольская церковь была чисто иудейской общиной со всеми праздниками, субботой и кашрутом. В 1 веке Апостолы держали в своих руках бразды истинной веры. Поначалу они боялись проповедовать язычникам. Они не хотели, чтобы эллинские заблуждения и ересь входили в их чистую еврейскую веру. Но благодаря призыву Святого Духа, сперва Петр, а потом и Павел начали проповедовать язычникам. И те стали принимать Христа и численно расти в теле Мессии, принося одновременно с собой элементы эллинской ереси.
После этого в Иудеи происходит ряд катаклизм. Во 2 в. против римских властей в Иудеи поднимается восстание. Возглавляет его человек по имени Бар-кохба. Это был расчетливый человек, умевший правильно организовать бой. На первых этапах римляне терпели поражение. Затем некто из околофарисейского движения провозгласил Бар-кохбу мессией, что привело к расколу в еврейском обществе. Мессианские евреи отказались признавать его мессией, заявив, что у них есть только один Мессия – И.Х. В результате, армия разделилась и ослабла. Пришли римляне разбили и тех, и других, как результат еврейская ветка с истиной верой практически увяла. Вот тогда произошло ослабление еврейского корня, которое позволило уверовавшим язычникам укрепиться и начать допускать в Евангелие примеси, изменения, которые вылелись в появление различных конфессий и деноминаций. Ведь цель дьявола раздробить христианство на мелкие деноминации и посеять вражду между ними. Что, собственно, сейчас мы и наблюдаем.