Всего через несколько недель после того, как я уверовал в Иисуса, один член церкви спросил меня: «А как у евреев обстоит дело с жертвоприношениями с тех пор, как Храм разрушен и священство рассеялось?»
Я не знал, как ответить на этот вопрос. Я думал, что за ним крылось не совсем здоровое любопытство, и мне не понравилось слово «жертвоприношение». Я лишь недавно узнал о пролитии крови как жертве за грех и еще шарахался от этого понятия. К тому же я был удивлен тем, что кто-то мог ожидать от современного иудаизма жертвоприношений в какой бы то ни было форме, и подумал, уж не ввел ли кто-нибудь этого христианина в заблуждение относительно евреев и иудаизма.
Я не разбирался в жертвоприношениях и в Божьих требованиях, потому что в детстве не читал Библию сколько-нибудь последовательно. Нам, еврейским детям, рассказывали религиозные истории или просто об известных событиях истории. Став верующим, я с удивлением обнаружил, что многие из этих историй были вовсе не из Библии, а представляли собой легенды и предания из других источников. Уверовав в Йешуа, я в начале ограничился в изучении Слова Божьего Новым Заветом. Теперь же, смущенный этим вопросом о жертвоприношениях и жертвенной крови, я понял, что должен изучать и Ветхий Завет.
Я начал с книги Бытие. Изучая Библию с самого начала, я стал многое понимать. Я заметил, что Писание много говорит о крови и что в основе этой темы лежит осознание особого значения крови. Я также заметил, что однажды установленный порядок уже никогда не отменялся. С этих новых позиций я смог увидеть дилемму, которой современный иудаизм предпочитает не замечать, и стал лучше понимать, почему мой друг-христианин задал мне такой вопрос.
Первое упоминание о крови и ее символическом значении мы находим в Бытии 4:10, где говорится о том, что Бог обратился к Каину, обличая его: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли». В этом отрывке пролитие крови означало какое-то изменение во взаимоотношениях — их разрыв. Несомненно, язык отрывка в Бытии 4 содержит поэтические элементы, но, поскольку Сам Бог выбрал именно эти слова, чтобы описать кровопролитие, мы не смеем игнорировать их или считать их просто поэтическим образом. В глубине этой символики скрывается таинство действительности.
Мы видим это и в Псалме 71:14: «От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами Его». В другом месте Писание провозглашает: «Дорога в очах Господних смерть святых Его!» (Псалом 115:6). Здесь мы вновь видим эту метафору: кровь, или смертное кровопролитие, вопиет к Богу; к крови надо относиться как к святыне.
Кровь уникальна и заслуживает уважения. Даже в самые отдаленные времена, во времена Ноя, употребление крови в пищу было строжайше запрещено (Бытие 9:4). Затем в книге Левит 17:11 дается дополнительное пояснение: «Ибо душа тела — в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает».
Итак, мы видим, что кровь представляет собой самое жизнь. Кровь — это живая вода. Она несет телу питание и очищает его от отходов. В книге Левит 17:11, Бог не говорит, что Он создал кровь как средство искупления, но что в силу ее особой, жизненно важной роли Он выделил ее специально для этой цели. Израильтяне не должны были ни прикасаться к ней, ни использовать ее для своих обычных дел. В определенном смысле, к ней надо было относиться как к святыне.
Слово «святыня», или «святость» вызывает множество разнотолков. Означает же оно просто отделение человека или предмета для какой-то священной цели. Например, все сосуды в скинии и Храме были священны. Некоторые предназначались для того, что мы бы сочли сором. И, однако, поскольку они представляли собой неотъемлемую часть системы жертвоприношений, это были «священные» сосуды, которые нельзя было использовать для обычных нужд.
В крови есть нечто особенное, раз Бог придал ей главную роль в Своей системе жертвоприношений. Насколько же кровь Мессии, пролитая в качестве окончательной жертвы за грех, превосходит в святости кровь животных!
Когда толпа черни хотела показать, что Христос приговорен ею правильно, и вины ее в этом нет, она кричала: «Кровь Его на нас и детях наших!» Другими словами, кровь была для них надежным и священным свидетельством именно в силу той ценности, которую придал ей Бог. Следовательно, если народ виновен в обвинении Иисуса, то пусть кровь Иисуса вопиет к Богу об отмщении.
Кровь Христа — один из важнейших элементов христианского учения. Неверующим же она внушает глубочайшее отвращение. Человек испытывает естественный ужас при виде крови. По природе мы склонны избегать даже мысли о ранах, не говоря о том, чтобы сознательно думать о них. Не удивительно, что если вы спросите современных евреев: «А как насчет жертвоприношений в иудаизме?» — они ответят: «Мы живем в ХХI веке. Нам не нужна «убийственная» религия. Мы исполняем свои обязательства перед Богом более «цивилизованным» образом». Мысль о крови и жертвах не приветствуется в современном обществе, будь оно еврейским или нееврейским. Такая мысль противна всей человеческой природе, так же как Голгофские страдания и заместительная жертва Христа.
Что касается Голгофы, то я с благоговением преклоняюсь перед мыслью о ней, но иногда меня передергивает от той цветистой риторики, которую приходится слышать в проповедях о кресте. Я никогда не мог понять, как можно говорить о кресте как о чем-то прекрасном. Для меня этот символ так же прекрасен, как газовая камера или петля палача! Крест был ужасен; он воздвигался для того, чтобы выставить на всеобщее обозрение наготу умирающего преступника, и предназначался для устрашения прохожих, чтобы видом мрачной реальности гнева, осуждения и наказания повергнуть их в трепет. Для человека нормального ни в кресте, ни в пролитой на нем крови нет ничего прекрасного.
Однако Бог, Который создал все сущее из ничего, может и из чего-то отталкивающего создать нечто прекрасное. Из разлагающегося трупа льва Бог произвел мед (Судей 14:8). Из брака, основанного на коварстве и измене, Бог воздвиг царя Соломона (2 Царств 12:24). Из ужаса Голгофы Бог выводит радость. Ранами Йешуа Он исцеляет. Посредством креста, этого отвратительного орудия суда и смерти, Он изменяет верующих. Посредством крови, пролитой Христом, Он покрывает наши запачканные грехом жизни Своей праведностью — и украшает нас своей чудной святостью.
Мойш Розен / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!