Кто отделил Песах от Пасхи?

Кто отделил Песах от Пасхи?

В 2018 году многие христиане отмечали Страстную Пятницу в тот же день, что и евреи Песах. Но в большинстве случаев в другие годы эти два праздника разделены, иногда несколькими неделями. Как же это всё пришло к двум отдельным праздникам, если вначале это был один праздник?

Важно понимать, что 2000 лет назад иудаизм и христианство не были двумя отдельными религиями. Как раз наоборот, Иисус — это еврейский Мессия, пришедший к Своему еврейскому народу с вестью о спасении. Это послание потом было проповедано всему миру.

Христианство: еврейский момент

Вначале христианство было исключительно еврейским движением. Первые ученики были евреями, с именами наподобие Яакова (Иакова), Йегуды (Иуды) и Йоханана (Иоанна). На самом деле, имя Господа было Иешуа, не Иисус. Он был рабби, а не преподобным. И что касается Его матери, её звали Мириам, а не Мария.

И когда Иешуа умер за наши грехи? Это было связано с Песахом. И Он воскрес из мёртвых на праздник Первых Плодов (Праздник возношения первого снопа), который праздновался в первый день после пасхального Шаббата (другими словами, в минувшее воскресенье). И когда Он послал Святого Духа? Это было на Пятидесятницу, еврейский праздник Шавуот.

Итак, эти важнейшие события — смерть Мессии, Его воскресение и сошествие Святого Духа — все произошли в соответствии с еврейским библейским календарём. (См. Лев. 23)

Это было понятно многим первым верующим, обращённым из язычников, вот почему Павел пишет следующее верующим в Коринфе:

“Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.” (1 Кор. 5:7-8)

Round Matzah bread for Passover

Слишком еврейский для язычников

Со временем, последователи Иисуса начали отмечать день Его смерти и день Его воскресения. Нам эти дни известны как Страстная Пятница и Пасхальное Воскресенье. Но сначала это делалось во время недели Песаха. Как же они оказались разделёнными, превратившись в отдельный праздник Пасхи?

Еврейский мессианский учитель Марк Кинзер объясняет:

“Суть разногласий заключалась в следующем: должна ли нееврейская экклесия (община, церковь) вспоминать смерть и воскресение Иешуа четырнадцатого Нисана, когда евреи празднуют Песах? Те, кто говорили да, назывались квартодециманами (от латинского слова “четырнадцать”). Их практика, вероятно, коренилась в ранней еврейской экклесии. Малые общины еврейских верующих в Иешуа во втором веке почти наверняка сохранили этот обычай. Проблема возникла из-за того, что нееврейская экклесия в Малой Асии была кватродециманской и утверждала, что их традиция происходит от апостолов.

Полемика вокруг квартодециманского соблюдения вызвала беспокойство, потому что (если следовать ему) оно обязало бы всю экклесию составлять свой литургический календарь в соответствии с решениями еврейской общины. С точки зрения большого практического заимствования, это была зависимость и даже солидарность со всем еврейским миром.” (Post-Missionary Messianic Judaism, 199).

Проблема была простой: использование еврейского календаря было слишком еврейским для растущей нееврейской церкви! Идея празднования воскресения Иисуса в воскресенье не было настоящей проблемой. Это теоретически можно было сделать в связи с праздником Первых Плодов. Проблема заключалась в том, что главный христианский (что к тому времени означало “нееврейский”) праздник определялся по еврейскому календарю. Это было просто неприемлемо, что привело к заключительному решению Никейского Собора 325 года н.э. Как отмечает Кинзер, “язык Константина был ошеломляюще прямолинеен.”

pesah-pasha2

Радикальное разделение и радикальное решение

Вот прямая цитата этого решения:

“Было провозглашено, что это в особенной степени недостойно для самого святого из праздников следовать обычаям [вычислениям] евреев, которые замарали свои руки самым страшным из преступлений, и чьи умы ослеплены. Отвергая их обычаи, мы можем передать нашим потомкам правильный способ празднования Пасхи, который мы практикуем со времён Страстей Спасителя до настоящего дня [в соответствии с днями недели]. Поэтому мы не должны иметь ничего общего с евреями, потому что Спаситель показал нам другой путь; наше поклонение следует более правильному и удобному порядку (порядку дней недели); и следовательно, единодушно приняв этот способ, мы желаем, дорогие братья, отделиться от ненавистной компании евреев, потому что это действительно стыдно для нас слышать их хвастовство о том, что без их руководства мы не можем соблюдать праздник... это всё ещё должно быть вашим долгом не запятнать свои души сообщением с этим грешным народом [евреями].”

Да, этот язык “ошеломляюще прямолинейный,” чтобы не сказать, постыдно нехристианский. Насколько же болезненно и иронично то, что воскресение Мессии Иешуа было отделено от всего еврейского! Если когда-либо имело место трагическое обрезание еврейских корней, то вот это именно оно и есть.

Как нам снова присоединить эти обрезанные корни? Моё предложение радикально и требует изменения самого наиболее часто используемого церковного календаря. Но будем честны, также и отрыв Пасхи от Песаха был радикален.

Вот что я предлагаю. Пусть Церковь празднует Пасху в соответствии с Песахом, координируя свой календарь с библейским еврейским календарём. И во время Пасхальной недели вспоминает смерть Иешуа в пятницу, а Его воскресение в день воскресный. Кто-нибудь может назвать мне библейские причины, почему нет?

Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!