Я был немного удивлён тем, что издание Christianity Today опубликовало статью двух раввинов, Ехиеля Пупко и Давида Сендмеля, отвергающих Иешуа как Мессию, о том, что Иешуа со своими учениками не участвовал в Пасхальном Седере. Более того, они призывали христиан прекратить проводить Пасхальные Седеры. Я хочу ответить на их аргументы, потому что я не согласен с ними по обоим вопросам. Но сначала позвольте я поделюсь тем, в чем я согласен с ними, — и возможно, это именно та причина, по которой Christianity Today предоставило им платформу.
С чем я согласен
Кое-что изменилось
Около 24 лет назад, когда я начинал путешествовать как мессианский учитель и евангелист, я никогда не чувствовал никакой враждебности к себе из-за того, что я продолжал жить как еврей, или из-за того, что я не привязан к христианским праздникам, таким, как Рождество или Пасха (но и не осуждал тех, кто их празднует!). Однако в последние несколько лет я вижу все больше и больше непонимания относительно мессианского иудаизма. Большинство путаницы исходит от верующих неевреев, которые чувствуют, что они должны жить как евреи или как ритуально соблюдающие Тору — и, следовательно, пытающиеся “обратить” друзей и членов семьи, часто совсем не в смиренной любви, но даже доходя до отчуждения. Я получил очень много электронных писем от раненых членов таких семей за эти годы.
Движения Еврейских Корней и Одного Закона запятнали репутацию мессианского иудаизма, потому что среднестатистический христианин считает, что мы — одно и то же. Главная разница между мессианским иудаизмом и этими группами состоит в том, что мессианский иудаизм призывает:
- Еврейский народ принять Иешуа.
- Верующих евреев продолжать жить как евреи, как это делали ученики.
- Верующих неевреев свободно поклоняться с нами как равными в Царстве, не будучи обязанными принимать еврейство (Деян. 15).
Движения Еврейских Корней и Одного Закона стремятся заставить неевреев отказаться от всех небиблейских традиций и принять Тору, то есть соблюдать Шаббат, праздновать еврейские праздники, соблюдать кашрут (диетические законы Моисея), праздновать новомесячия и понимать Писание с еврейской точки зрения. Я согласен с последним пунктом, с тем, что для Церкви было бы полезно иметь более еврейское понимание Иешуа (именно поэтому я написал свою книгу Identity Theft), но я не верю, что верующие неевреи обязаны жить, как евреи.
Влияние этого движения просачивается в наши церкви и семинарии. Его опасность состоит в его идее о том, что соблюдение закона Ветхого Завета является “высшим путём” и единственным путём угодить Богу и получить Его благословения. Нигде в Библии мы не найдём повеления для неевреев следовать законам для левитов или еврейским обычаям. (gotquestions.org)
Хотя я и согласен с этим утверждением, кажется, что Павел призывает коринфян праздновать Песах (1 Кор. 5:7-8), и когда Иешуа вернётся, все народы будут праздновать Праздник Кущей (Зах. 14:16). Я не могу рассказывать людям, что они могут и не могут праздновать. Неевреи свободны праздновать еврейские праздники, но их нельзя принуждать это делать. В то же время, я понимаю озабоченность раввинов.
Неправильное использование символов
Раввины пишут, что “принятие чужих ритуалов показывает недостаток уважения. Даже если это происходит с самыми благими намерениями, принятие священного ритуала другой веры и трансформация его в выражение своих собственных традиций свидетельствуют о непонимании сложной природы традиций веры.” Несколько лет назад я записал видео “Злоупотребление шофаром”, выражая свою озабоченность тем, что многие используют священные символы иудаизма с недостаточным уважением.
Например, когда я вхожу в церковь и вижу женщину, одетую в еврейское молитвенное покрывало, меня колотит внутри от понимания, что для ортодоксального еврея это — проявление крайнего неуважения. Я верю, что эта женщина любит Израиль и еврейский народ и не имеет ни малейшего понятия о том, что она является камнем преткновения. Однако, молитвенное покрывало, талит, дарится еврейскому мальчику на его бар-мицву. Оно не должно касаться земли и к нему нужно относиться с уважением. В ортодоксальной синагоге женщина бы не надела его.
Понимаете теперь, в чём могут быть правы раввины, написавшие эту статью?
С чем я не согласен
Был ли самый известный пасхальный ужин седером?
Иронично, что хотя раввины и соглашаются с тем, что нет более известного пасхального ужина, чем Тайная Вечеря, они утверждают, что это не был Пасхальный Седер, — что седер, как мы его сегодня знаем, появился только после разрушения Храма. Это правда, что иудаизм прошёл через серьёзную пост-храмовую реформу после 70-го года н.э.
Йоханан Бен Заккай возглавлял движение по изменению иудаизма таким образом, чтобы Храм не был необходимым, поскольку он разрушен. Со временем устные традиции были кодифицированы и записаны. Эти раввины правильно заметили, что “Седер в том виде, как он практикуется сегодня, не существовал во времена Иисуса. Он был полностью разработан раввинами только после разрушения Храма в 70 году н.э.”
Однако их последующий вывод, что это означает, что Иешуа не принимал участие в седере, абсурден. Это было за 40 лет до 70 года н.э. — откуда, по их мнению, все эти обычаи пришли? Они не были просто изобретены за несколько лет после разрушения Храма. Мы видим в седере Иешуа много тех же вещей, что и в современном седере. Апологет Майкл Рудельник соглашается с этим:
“Некоторые примеры включают ритуальное омовение рук, преломление хлеба или мацы, использование красного вина, исполнение хвалебных (халлель) псалмов (они пели гимны после еды), ожидание Мессианского Царства (Иешуа сказал, что Он не будет пить из этой чаши, пока не будет пить вместе с ними в Царстве), поедание горьких трав (упоминание о том, что Иисус подавал Иуде). Великий учитель Иоахим Иеремиас в книге ‘Евхаристическое слово Христа’ отмечает, что целых 14 таких элементов ясно ассоциируются с пасхальным седером. Потому, даже если Тайная Вечеря не была тем седером, который практикуется сейчас, это безусловно было зарождающимся седером, как он практиковался до 70 года н.э.”
Как может традиционная Агада (книга, содержащая инструкции о пасхальном седере) утверждать, что эти традиции берут начало от рабби Гиллеля, который умер почти за десять лет до рождения Иисуса, если всё действительно началось только в 70 году н.э.?
“Поедание мацы, марора и харосета, таким образом, напоминает нам о том, как во дни Храма поступал Гиллель, делая бутерброд из пасхального ягнёнка, мацы и марора, чтобы выполнить заповедь ‘с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его.’”
В Новом Завете также говорится о том, что они возлежали, когда ели: “ когда они возлежали и ели” (Мк. 14:18). В Агаде спрашивается: “Почему во все ночи мы едим, сидя прямо за столом, а в эту ночь мы едим, облокотившись?” Очевидно, что это был седер. Он преломил мацу перед едой — также, как мы это делаем, — а потом Иешуа взял вино после ужина, также, как говорит и Агада о третьей чаше после еды — чаше искупления, и сказал, что Он станет нашей геулой, выкупом.
Лучший вопрос
У меня есть вопрос к этим раввинам: как такая откровенно мессианская/христианская тема попала в традиционный еврейский седер? Я говорю об афикомане:
“Перед едой этот лист мацы ломается, заворачивается в ткань и прячется. После ужина маца появляется вновь. Для еврейской мессианской общины афикоман представляет собой Мессию, поскольку тело Иисуса было ломимо, завёрнуто в полотно, похоронено, и Он воскрес на третий день.”
Не говоря уже о том, что маца — это пресный хлеб. Закваска представляет собой грех. Иешуа был “непорочным и чистым Агнцем” (1 Пет. 1:19) — без греха.
Можно ли отделить Песах от Иешуа?
Я знаю, что раввины ходят по лезвию ножа в своей статье. С одной стороны, они не хотят обидеть свою христианскую аудиторию, сказав: “Иисус был обманщиком” (Однако, истина в том, что если традиционный иудаизм прав, что Мессии только предстоит прийти, тогда христианство — это идолопоклонство, а Иисус был лже-Мессией. Только одно из двух может быть истиной), с другой стороны, они не хотят, чтобы верующий вдохновлялся в своей вере в Иешуа через еврейский Пасхальный Седер. Они возвышенно говорят о христианстве, также, как и о традиционном иудаизме, стремясь при этом сказать что-то наподобие: У вас есть Евхаристия, а у нас есть Пасхальный Седер — не путайте их.
Они правильно утверждают, что “В большей части истории христианства Вечеря Господня, Евхаристия, заменила еврейский Пасхальный Седер.” Но это не значит, что это было правильным. Они видят христианство как и многие, кто принял теорию замещения. Они считают, что все верующие принимают идею, что Церковь заменила Израиль. Мы так не считаем. И многие из этих замен были сделаны антисемитскими лидерами, такими, как император Константин, который стремился избавить христианство от любого еврейского влияния, или Иоанн Златоуст, который так беспокоился о влиянии иудаизма на верующих, что учил, что “Это обязанность каждого христианина — ненавидеть евреев.”
“Первые христиане, евреи и неевреи, несомненно знали о еврейском календаре. Христиане-евреи, первые, кто праздновал воскресение Иисуса, приурочили это к Песаху. Прямое свидетельство о более полном христианском празднике Пасха появляется в средине 2-го века.”
Это было больше, чем через 100 лет после воскресения. Первым христианам была знакома история Песаха, поскольку Павел называет Иешуа Пасхальным Агнцем, когда пишет неевреям в Коринф. Иоанн называет Его “Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин. 1:29), а Пётр использует символизм агнца, чтобы объяснить, как Иешуа заплатил за нас Своею кровью (1 Пет. 1:18-19). Объясняя крещение как переход от смерти к жизни, Павел использует образ израильтян, перешедших через Красное море, из старой жизни рабов в новую свободную жизнь.
Вы просто не можете отделить христианскую или мессианскую теологию от пасхальной истории. Да, Иешуа исполнил Песах, но Он не отменил традиционный Песах. Он приходил в Иерусалим каждый год, чтобы праздновать его, и это не ошибка, что Он был распят на Песах.
Идентификация себя мессианским евреем?
А как насчёт еврейских верующих? Можем ли мы всё ещё отмечать Песах? Это больше не наша история, если мы верим в то, что Иешуа — Мессия? Многие евреи-хабадники верят в то, что их умерший Ребе является Мессией, но никто не говорит им, что они не могут праздновать Песах.
И конечно же, я люблю их описание мессианских евреев:
“В евангельской среде, продвижение христианских седеров теми, кто идентифицирует себя как мессианские евреи (или называется еще каким-либо подобным образом) также способствует росту их популярности.”
Я не идентифицирую себя мессианским евреем подобно тому, как трансгендер может быть мужчиной, но идентифицировать себя может как женщина. Используя такую терминологию, они мягко говорят о том, что не существует такого явления, как мессианские евреи, а есть только те, кто так себя называет.
Заключение
Ставя себя на место этих раввинов, я понимаю их беспокойство. Они чувствуют, что намного большее всемирное движение крадёт у них их религиозные церемонии и ритуалы и добавляет в них Иисуса. Однако, нельзя отрицать, что:
- Без иудаизма нет христианства.
- Первые последователи Иешуа были евреями, празднующими Песах.
- Он установил Песах как праздник, указывающий на Его смерть и воскресение, взяв пресный хлеб и сказав: “Это Моё тело.”
Поэтому христиане могут и должны праздновать Песах (как они это делали в ранней Церкви). В то же время, им следует быть очень осторожными с еврейским народом, чтобы не обесчестить Песах. Церковь призвана возбудить ревность в Израиле, а не просто провоцировать его.
Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Нет, господа, Иисус сказал ...и как Я хотел есть эту пасху (песах)(седер) ... с вами я совершенно согластна с автором статьи.