Как рассчитывается дата Песаха? Почему Песах иногда выпадает после Пасхи?
Даты этих двух праздников установлены по двум различным календарям. Празднование Пасхи происходит по солнечному календарю, обычно используемому сегодня. В западных церквях Пасха установлена в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. И таким образом выпадает где-то между 22 марта и 25 апреля. В восточных православных церквях другой подход, основанный на лунном календаре.
С другой стороны, Песах основывается на еврейском, лунном календаре, состоящем из двенадцати 28-дневных месяцев. Каждые два или три года в календарь вставляется дополнительный месяц под названием Адар II. В течение 19-летнего цикла эти дополнительные месяцы попадают на 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 года. Одним из таких годов с дополнительным месяцем был 2016-ый. Песах празднуется с 15-го по 21-ое число месяца Нисан, который следует сразу за дополнительным месяцем. Вставка дополнительного месяца в лунный календарь привела к тому, что Песах в 2016 году был практически на 30 дней позже Пасхи.
В 2023 году Песах празднуется с вечера 5 апреля по вечер 13 апреля.
Почему мы всё ещё празднуем ветхозаветные праздники, такие как Песах, если Иисус воскрес?
У верующих в Мессию Иисуса есть свобода праздновать эти праздники или не праздновать их. Если праздновать, то это нужно делать в соответствии с учением Нового Завета. Каждый из установленных в 23-ей главе книги Левит праздников указывает на Иисуса, и они предсказывают Его первое и второе пришествие. Празднование этих праздников — это отличный способ привлечь внимание к Нему.
Что касается Песаха, этот праздник является мощным предзнаменованием Его жертвенной смерти, погребения и воскресения. Павел увещевает верующих в Коринфе праздновать Седер (1 Кор. 5:8). Это может быть прекрасным способом рассказать нашим детям об их библейском наследии. Это также может быть свидетельством для еврейских родственников и друзей.
Какое отношение имеет Песах к Тайной Вечере?
Тайная Вечеря сама по себе является частью празднования Песаха. Зная, что Он будет предан смерти через несколько часов, Иисус сказал Своим ученикам: “Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания” (Лук. 22:15). Во время празднования Он использовал элементы Песаха (опресноки и чашу) и определил их как Своё тело и кровь, указывая на Свою смерть.
Другие символы Песаха также важны. “Агнец” указывает на Агнца Божьего (Ин. 1:29). Действительно, Иисус — это Пасхальный Агнец. Павел говорит нам, что каждый раз, когда мы едим этот хлеб и пьём из этой чаши (элементы Песаха и суть Тайной Вечери, или Хлебопреломление), мы возвещаем смерть Господа, “доколе Он придёт” (1 Кор. 11:26).
Уместно ли христианам-неевреям праздновать Песах?
В подобных вопросах у верующих есть свобода, и для христиан-неевреев празднование Песаха может быть очень полезным. Через это можно получить радость и прикоснуться к библейскому наследию, а также посвидетельствовать еврейским друзьям и соседям.
Есть и более общий аспект этого вопроса: после того, как множество язычников пришло к вере в Мессию Иисуса (Деян. 11:19-26), серьёзной проблемой стал вопрос обязательности закона еврейского Ветхого Завета для верующих неевреев (Деян. 15:5). Ученики собрались вместе на совет, который стал известным как Первый Иерусалимский Собор (Деян. 15:6) и постановили, что неевреи не должны соблюдать этот Закон (кроме нескольких требований). Затем они отметили, что учение Закона и его преимущества доступны для всех каждую субботу в синагоге.
Таким образом, мы видим, что христиане-неевреи могут праздновать Песах и получать из этого пользу.
Песах — это семидневный праздник. Как отмечается каждый из этих дней?
В Библии, в современном Израиле, и в реформистском иудаизме Песах длится семь дней. Но у большинства соблюдающих евреев за пределами Израиля добавляется восьмой день, поскольку с самого начала людей беспокоил вопрос о правильных сроках празднования праздника в различных временных зонах.
В Библии (Лев. 23:4-8) первый и седьмой день выделены и определены для священного собрания и воздержания от обычной работы. Современные соблюдающие евреи отмечают первые два, а в некоторых случаях, и последние два дня; обычно проводится полный Пасхальный Седер с трапезой. Это лучше осуществимо, если и домов, и поваров на эти вечера больше, чем один!
Другие дни называются “промежуточными днями,” и в течение этих дней целую неделю нужно есть только пресный хлеб вместо квасного. В те вечера, когда проводится Седер, семья собирается за столом и выполняет четырнадцать пунктов, записанных в Агаде (что значит “рассказ”), касаясь таким образом различных элементов Седера, таких, как пресный хлеб, горькие травы, выпивание четырёх чаш и так далее.
Какие приготовления обычно проводятся перед Песахом сейчас и проводились во времена Иисуса?
Во времена Иисуса большая часть традиций ещё не были частью празднования. Но были три основные составные части: агнец, пресный хлеб и горькие травы. Омывание рук и чаша (чаши) вина были частью Седера, и похоже, что и обмакивание горьких трав в чашу с солёной водой также имело место (Мф. 26:23). Соблюдение Песаха в целом выглядело намного проще, чем сегодня.
Сегодня традиции празднования развились и оно является самым главным событием в еврейском обществе. За недели до него в доме проводится весенняя уборка, целью которой является удаление из дома всего квасного, поскольку Песах начинает праздник опресноков, длящийся неделю.
Седер — это семейное событие, и стол украшается цветами, свечами, различными элементами Песаха, включая кость из голени ягнёнка, пресный хлеб, горькие травы, зелень, солёную воду, яйцо, сладкое блюдо и четыре чаши вина. У многих людей есть специальные седерные тарелки для этих элементов, а также маца таш — специальный мешочек с тремя отделениями для мацы. Специальная книга под названием Агада (“Рассказ”) предназначена для того, чтобы рассказать и пережить историю освобождения Израиля из египетского рабства. Седер (“порядок”) — это рассказ данной истории.
Что обычно едят в качестве главного блюда на Песах? Почему больше не едят ягнёнка?
На самом деле, многие евреи едят ягнёнка, особенно сефардские евреи (евреи испанского происхождения). Сейчас в Израиле проживает много сефардских евреев. А ашкеназские евреи (те, что родом из Восточной Европы) не едят ягнёнка в напоминание о том, что Храма больше нет и агнец больше не может быть принесен в жертву. Вместо этого подают индейку, курицу или говядину.
Иоанн говорит, что Иисус умер в день приготовления к Пасхальной неделе, прямо перед особым Шаббатом (Ин. 19:14, 31). Другие три Евангелия, похоже, говорят, что Иисус был арестован в первый день Песаха и распят на следующий день. Как можно разрешить это кажущееся противоречие, и в какой день недели Иисус был распят?
В Ин. 19:14 говорится, что это был день приготовления к неделе Песаха, но это не означает, что это был день подготовки к самому Песаху. Также и Шаббат и первый день праздника опресноков имели место в один и тот же день.
В Ин. 19:31 говорится, что был день приготовления, а следующий день был «суббота, день великий.» Великий Шаббат (Шаббат hаГадоль) может означать тот субботний день недели, который выпал во время Песаха, или же это название может относиться к самому празднику опресноков.
Вероятный сценарий выглядит следующим образом:
- Пасхальный агнец был заклан при заходе солнца в среду, когда начинался четверг (еврейские дни длятся от захода солнца до захода солнца).
- Четверг был днём приготовления к Песаху и в тот вечер (начало пятницы) вкушали Пасхальную трапезу, — включая и ту праздничную трапезу, которую проводил Иисус со Своими учениками (дав тем самым начало Вечере Господней).
- Позже той же ночью были Гефсимания, арест, суд у Анны и Каиафы, который продолжался допоздна. Прокричал петух, что означало, что было раннее утро (Ин. 19:27), и это подтверждается в Ин. 19:28.
- Это было утро пятницы, всё ещё день Песаха, и Иисус был отведён первосвященниками и старейшинами к Пилату (Мф. 27:1; Ин. 19:28). Иисуса увели на распятие, Он умер и был похоронен до начала субботнего дня — Шаббата как дня недели.
- Возле могилы на время Шаббата была поставлена стража (с вечера пятницы до захода солнца в субботу).
- Ранним утром в воскресенье могила была найдена пустой, потому что Иисус воскрес.
Иногда думают, что день, в который Иисус был распят, был средой или, возможно, четвергом, но данный подход предполагает пятницу. Это правда, что Иисус должен был быть мёртвым три дня и три ночи (Мф. 12:40), но нужно понимать, что евреи того времени считали любую часть дня за день, и потому Иисус говорил о воскресении из мёртвых на третий день (Лук. 24:26).
И мы, конечно же, знаем, что самое важное — это то, что Он воскрес! (1 Кор. 15:3-4)
Источник — chosenpeople.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!