«И когда после спросит тебя сын твой, говоря: «что это значит?» то скажи ему…» Исх.13:14
Число «четыре» играет важную роль в иудаизме. Четыре вида овощей на Суккот, четыре царства в книге Даниила, четыре отрывка из Торы в тфилине, четыре праматери. Множество раз мы находим это число на Песах. В ходе Седера мы видим четыре сына, четыре чаши вина, четыре проявления избавления (Исх.6:6-7) и возможно, самая известная «четверка» — четыре вопроса.
За время проведения Седера на протяжении веков, Четыре Вопроса подверглись многим изменениям и были переделаны по мере возникновения различных ситуаций. Например, первоначально один из вопросов имел отношение к тому, почему мы ели жареное мясо. После разрушения Храма этот вопрос был удален и заменен вопросом о возлежании. Сегодня, Четыре Вопроса (сформулированные в виде наблюдений) задаются младшими детьми в семье:
Почему эта ночь отличается от других?
- Любой другой ночью мы можем есть хоть хамец (хлеб из заквашенного теста), хоть мацу, в эту же ночь — только мацу.
- Любой другой ночью мы едим любые овощи, в эту ночь мы должны есть только марор (горькие травы).
- Любой другой ночью мы не обмакиваем и один раз, но в эту ночь мы обмакиваем дважды.
- Любой другой ночью мы можем есть хоть сидя, хоть возлежа, но в эту ночь — мы все возлежим.
Тогда отец объясняет историю Песаха.
Есть и другие вопросы, которые также могут выбрать раввины. В духе раввинской адаптации, вот несколько дополнительных вопросов, над которыми могут поразмышлять как дети, так и взрослые.
Зачем мы кладем три мацы на одну салфетку?
Существует много преданий об этом. По одной традиции считается, что они представляют три класса людей в древнем Израиле: священники, левиты и израильтяне. Другая традиция учит, что они символизируют три патриарха: Авраама, Исаака и Иакова. Еще одно объяснение это то, что это является образом «Трех Корон»: корона познания, корона священства и корона царства. И четвертая версия такова, что две мацы означают двойную норму хлеба, о которой говорится в книге Исход 16:22, а третья маца представляет особый пасхальный хлеб, называемый «хлеб печали». И если тех недостаточно, чтобы заставить работать чье-либо воображение, вот еще одно. Равви Авраам Исаак Сперлинг предположил, что три мацы означают три «меры вкусной еды», которую Сарра приготовила для ангелов — гостей Авраама (Бытие 18). Причина такой интерпретации лежит в раввинистической традиции, что это событие произошло в пасхальную ночь! Из всех этих объяснений, как мы можем решить, какое верное? Возможно, есть еще и другое?
Почему среднюю мацу, афикоман, разламывают во время Седера?
Разламываем ли мы левитов, Исаака или корону познания, один из хлебов для гостей или же хлеб печали? Или же это символизирует разделение Красного моря (еще одно объяснение)? Если какое-либо из этих объяснений верно, тогда почему мацу прячут, скрывают подальше, а потом вынимают и все вместе съедают, как сказано в сефардском ритуале, «в память пасхального Агнца»?
Где же наша «пасха», наша пасхальная жертва сегодня?
Тора предписывает, что ягненок должен приноситься в жертву и съедаться каждый раз на Песах как память о первом пасхальном агнце, который был убит (Втор. 16:1-8). Также говорится, что без Храма у нас не может быть никакой жертвы – и все же некоторые утверждают, что жертва все еще может приноситься в Иерусалиме, даже без Храма. Поскольку пасхальная жертва связана с прощением грехов, важно, чтобы мы все делали правильно. Некоторые думают, что пасха не имеет никакого отношения к прощению. Но в Исход Рабба 15:12 (комментарий на книгу Исход) мы читаем: «Я сжалюсь над вами из-за крови Песаха и крови обрезания, и прощу вас». И Числа Рабби 13:20 ссылаются на Числа 7:46, которая говорит о приношении за грех и потом добавляет: «Это был прообраз Пасхальной жертвы». Ясно, что раввины того времени рассматривали пасхальную жертву, как осуществление искупления и Левит 17:11 подтверждает, что «это кровь очищает души». Сегодня, однако, у нас лишь пропеченный кусок мяса с косточкой – зроа, как напоминание о пасхальной жертве, и яйцо – бейца — в память о хагига — торжественных приношениях. Но нигде Бог не сказал, что мы могли бы обойтись без жертвоприношения. Так где же наша «пасха» сегодня?
Ответ на эти вопросы мы можем найти, исследуя как и почему так резко изменился взгляд на Седер в первом веке.
Седер, который праздновали Иисус с учениками
«Тайная вечеря» была пасхальным Седером и, кажется, следовала практически такому же порядку, как мы видим его в Мишне.
В записях Нового Завета мы находим упоминание о Первой Чаше, также известной как Чаша Благословения (Луки 22:17), о преломлении мацы (Луки 22:19), о Третьей Чаше –Чаше Искупления (Луки22:20), о возлежании (Луки 22:14), о харосете или горьких травах (Матф.26:23), и о Халлель (благодарственный гимн) (Матф. 26:30).
Иисус придал особое значение маце и Третьей Чаше:
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Луки 22:19-20
Пасхальный агнец
Первые евреи, верующие в Иисуса, считали Его исполнением приносимого ежегодно пасхального агнца. Так Павел – еврей-христианин, который учился у равви Гамалиила, писал «Мессия, наша Пасха, был заклан за нас» (1Кор.5:7). Иоанн в своем евангелии отмечает, что Иисус умер в то же время, когда и пасхальных ягнят убивали в Храме (см Иоанн 19:14) и что, подобно Пасхальным агнцам, ни одна из Его костей не была перебита (другим распятым римляне перебили их голени – Иоанн 19:32, 33, 36). Идея всего этого была такова, что как Израильтяне были освобождены и египетского рабства невинным агнцем, так теперь люди могут быть освобождены от рабства греха Мессией – Агнцем Божьим.
Прекращение жертвы в Храме
Первые христиане считались частью иудейской общины до конца первого века, когда были изгнаны из синагог. Пока Храм не был разрушен, мессианские евреи регулярно поклонялись Богу вместе с иудеями, которые не верили в Мессию. Фактически, были целые общины, которые поклонялись Иешуа и продолжали соблюдать иудейские праздники. В таких условиях был возможен взаимообмен идей. Иисус провозгласил над мацой: «Это – Мое Тело». С тех пор верующие из иудеев того времени видели Иисуса как Пасхального Агнца, из этого следовало, что они смотрели на мацу как на прообраз Иисуса – Пасхального Агнца. В свою очередь, с разрушением Храма и прекращением жертвоприношений, большая часть иудейского общества вполне вероятно могла принять идею, что маца служит напоминанием об агнце, даже если они игнорировали мессианский символизм.
Церемония афикомана
Как уже упоминалось раннее, значение средней мацы и церемония, связанная с этим, покрыты тайной. Происхождение самого слова «афикоман» проливает некоторый свет на вопрос. Обычно это слово прослеживается до греческого epikomion (десерт) или epikomion (шумное веселье). Но д-р Давид Доб, профессор гражданского права в Оксфордском Университете говорит, что происходит оно от слова «афикоменос» что означает «тот, кто прибыл». Эта тайна проясняется далее, когда он проводит поразительные параллели между тем, что делается со средней мацой и тем, что произошло с Иисусом. Афикоман разламывают, заворачивают в льняную ткань, прячут и позже достают. Подобно и после Своей смерти, Иисус был завернут в полотно, погребен и три дня спустя воскрес. Возможно ли, что ашкеназская практика, когда дети «крадут» афикоман – это раввинское опровержение воскресения, подразумевающее, что гроб опустошили расхитители гробниц?
Эти факторы серьезно предполагают, что церемония афикомана была перенята от евреев-христиан большинством иудеев, которые также стали использовать три мацы. Евреи-христиане утверждали, что эти три мацы представляют триединую природу Бога, а афикоман, который ломают, скрывают и возвращают — драматически представляет Иисуса как Мессию.
Тогда остается вопрос: Что нужно сделать, чтобы убедить вас в этом?
Автор — Рич Робинсон / jewsforjesus.org
Перевод — Татьяна Лукощенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Вы буквально воспринимаете текст Библии.Бог создал человека по образу и подобию нашему.Научитесь образ переводить в подобие.