10 октября 1903 года в Одессу из Варшавы приехал молодой мужчина, его звали Леон Розенберг. Он являлся представителем Британской Миссии «Милдмей», чьей основной задачей являлась помощь в распространении Благой Вести среди евреев Европы и Российской империи.
На железнодорожном вокзале его встречал пожилой мужчина, Хаим Гурланд, бывший главный пастор в городе Митава, работавший на благо своего народа более 30 лет. Несмотря на преклонный возраст и болезни, он продолжал нести пасторское служение и вёл небольшую группу евреев, верующих в Йешуа, как в Мессию Израиля. Эту встречу можно назвать символической, ведь на перроне вокзала встретилось прошлое и будущее мессианского движения среди евреев в городе Одессе. Пастор Гурланд, который заложил основы этого уникального движения, и Леон Розенберг, основавший первую на юге Украины общину евреев, верующих в Йешуа Мессию.
НАЧАЛО ПУТИ
Леон Розенберг родился 15-го февраля 1875 г. в городе Ополе, нынешней Польше, которая тогда принадлежала к огромной Российской Империи. Он был первородным сыном у отца Елеазара (Лазаря) и матери Гали.
Семья Розенбергов была уважаема среди жителей города, так как соблюдала все традиции и постановления ортодоксального иудаизма. Поэтому и Леон был воспитан в строгих канонах иудаизма, начиная с изучения иврита (который в то время использовался только как язык богослужений), заканчивая учёбой в ешиве, где под пристальным вниманием мудрых наставников изучал Тору, Мишну и Гемару, Талмуд и комментарии к нему.
Он был успешен в учёбе, но многие вопросы не давали ему покоя. Он искал ответы в мистической Каббале и трудах известных раввинов, таких как Нахман из Брецлава, который по мнению многих приверженцев хасидизма, страдал вольнодумством. Однажды в его руки попала книга которая называлась «Брит Хадаша». Леон с восторгом прочёл её и вместе с приятелем из ешивы в течении долгих зимних вечеров изучал её, восхищаясь глубине мысли и духовных истин. Вскоре об этом узнало руководство ешивы, опасную книгу изъяли и уничтожили, а провинившихся студентов сурово наказали.
Это была первая встреча Леона Розенберга с Мессией Израиля Йешуа, который в тот момент времени предстал перед ним, как великий Учитель и реформатор своего народа. Вопреки желания отца, Леон не стал раввином. Он решил получить светское образование и вскоре новый мир, в котором не было запретов, захватил его. За короткий период из ревностного верующего Леон превратился в антагониста и безбожника. Он высмеивал то, во что верил раньше и даже женитьба на Фанни Вайман, глубоко верующей девушке из приличной еврейской семьи, не изменила его.
Он оставался разочарованным в себе и жизни молодым человеком, ищущим ответы на вопросы. И однажды он встретился с человеком по фамилии Зильберштейн, который был верующим в Йешуа евреем. На улицах Варшавы он раздавал трактаты, в которых на идиш и иврите были написаны цитаты из Ветхого Завета — пророчества, которые исполнились в Мессии Йешуа, и проповедовал Благую Весть. За это его неоднократно избивали фанатично настроенные религиозные евреи, уничтожали его литературу, но Зильберштейн снова и снова выходил на улицы чтобы проповедовать и раздавать трактаты.
Леон хотел знать, почему Зильберштейн раздаёт литературу, зная, что она будет уничтожена фанатиками. С грустью в голосе Зильберштейн ответил: «Если бы наш народ только знал, что он попирает ногами сокровище, уничтожая Слово Жизни, они бы никогда этого не делали. В духовной слепоте они отвергли Мессию, о Котором говорится в моей литературе. Я пускаю хлеб свой по водам, и он в своё время принесёт плод»
Леон был поражён, когда Зильберштейн, несмотря на то, что его прогнали и побили, сказал о евреях «наш народ». Он привёл место из Евангелия, в котором Мессия проявляет сострадание к Своему рассеянному еврейскому народу, заблудшим овцам дома Израилева, и прибавил: «Господь Йешуа/Иисус велел нам любить врагов и молиться за ненавидящих нас без причины».
Искренность свидетельства Зильберштейна произвела сильное впечатление на Леона. Он продолжил свои встречи с служителем Благой Вести и вскоре принял Йешуа как Господа и Спасителя.
Это произвело резонанс в жизни Леона Розенберга, от него отказалась семья, его хотели разлучить с женой, он лишился работы и еврейская община отказалась общаться с ним как с «изменником веры отцов». Несмотря на эти испытания, Леон укреплялся в вере и спустя год его жена, Фанни, присоединилась к нему и тоже уверовала в Йешуа. Она была прекрасной матерью, хорошей женой и неоценимым соработником Леону Розенбергу, который посвятил свою жизнь на дело проповеди Благой Вести Йешуа своему народу.
ОДЕССКИЙ ПЕРИОД
«Я приехал в Одессу, в этот дивный портовый город на берегу Чёрного моря, в 1903 г., вскоре после диких, кровавых погромов в Кишинёве. В Одессе проживало тогда четверть миллиона евреев, подвергаемых всеобщей, санкционированной правительством ненависти и ограничениям. Условия, в которые я попал, были крайне подавляющими. Антисемитизм свирепствовал повсюду, хотя евреи не занимали тогда руководящих постов ни в коммерции, ни в политике. Они были презираемы и ненавидимы, и в этой травле преобладал религиозный элемент страны. В церквах и школах учителя и священники внедряли в души молодых и старых дух мести за распятие Христа. „Евреи убили нашего Бога“ — было широко распространённым выражением в тогдашней России, и поэтому евреи становились предметом не только мести, но и козлом отпущения за все бедствия, которые происходили в стране. Не мудрено, что евреи противились всему христианству и относились враждебно и к самой личности Христа, во имя Которого с ними так ужасно обращались все, кому ни лень. Нам было очень трудно распространять Евангелие, потому что Русское правительство, прочно поддерживаемое официальной Государственной Православной Церковью, строжайше запрещало проповедь и распространение Евангелия...»
Из отчёта Леона Розенберга на конференции в Англии. 1931 год
Служение Леона Розенберга в Одессе продолжалось в течении 18 лет. За это время была основана община евреев, верующих в Йешуа, которая была официально признана государством и зарегистрирована в министерстве внутренних дел. При общине была открыта школа для детей сирот и дом престарелых, мастерская по обучению ремеслу и бесплатная чайная, где нуждающиеся евреи могли получить еду. Община начала целый ряд подобных общин в других городах, воспитанники пастора Леона становились пасторами этих общин в Киеве и Екатеринославле (Днепропетровске).
Община имела собственный молитвенный зал и издавала брошюры, с изложением своего вероучения, а также свой песенник, в котором были собраны песни, написанные для богослужений. Но это было потом, спустя годы, а вначале Леон Розенберг и Хаим Гурланд открыли магазин в котором продавались Священные Писания на иврите и идиш. Этот магазин назывался «Склад Библейских Книг» и находился на Кузнечной улице.
Фрагмент книги Веры Кушнир «Жизнь лишь одна»: «В витрине лежала огромная открытая Библия (оба Завета) с подчёркнутыми в ней местами, а вокруг была разложена другая духовная литература — и над нею надпись на идиш, объясняющая характер выставленного материала. Подчёркнутые места менялись каждый день, и проходящие мимо евреи время от времени останавливались, чтобы их почитать. Такое новшество в городе привлекало внимание многих.»
Для многих евреев это стало началом их пути с Йешуа. Они собирались небольшой группой в доме Леона и Фани Розенберг, где проходило изучение Нового Завета и молитвы. Со временем эта группа стала основой общины, которую назвали Первая Еврейская Христианская община.
Эта община была уникальна и тем, что не примкнула ни к одной из существующих на то время деноминаций, так как Леон считал, что основной целью существования общины было — быть домом для уверовавших евреев.
Он говорил, обращаясь в своём послании к верующим братьям Одесских церквей: «Мне жаль, что нашу позицию как евреев-христиан понимали не все, ни даже пастора и другие духовные лица, которые нередко смешивали религиозную точку зрения с национальной и говорили, что еврей никогда не может быть христианином, а христианин не может быть евреем, забывая, что хотя еврей и принадлежит в первую очередь своей нации или расе, все нации и расы могут быть христианами. Сознавая из Священного Писания, что Новый Завет есть исполнение в Иисусе Христе чаяний и надежд еврейского народа, мы понимали, что вполне правы, когда подчёркивали вместе с Апостолом Павлом, что мы евреи по национальности или расе, и христиане по вере, спасённые по благодати Божией через искупительную смерть Его Сына Йешуа/Иисуса»
В 1913 г. Первая Еврейско-Христианская Община решила отпраздновать своё десятилетие, считая от дня образования маленького собрания в доме Леона и Фанни Розенберг ещё до Одесского погрома 1905 года и до официальной регистрации этого собрания, как Первой Еврейско-Христианской Евангельской общины.
Фрагмент книги «Жизнь лишь одна»: «Праздник был открыт помощником пастора, который после молитвы дал краткий обзор благословенных лет миссионерского служения старшего пресвитера. Епископ Альберт, личный друг из одного близлежащего города, произнёс вдохновенную речь, в которой он подчеркнул важность работы среди евреев. Он прославил Бога за явные благословения в этой уникальной еврейско-христианской общине и, помимо многого другого, сказал: «Я старый служитель Евангелия и исколесил немало дорог, посещая многие церкви, но ещё нигде и никогда не встречал такой, как эта. Не только потому, что это первая еврейско-христианская община в нашей стране, но потому, что все её члены являются плодом верной проповеди Евангелия, услышанной именно здесь, из уст старшего пастора Леона Розенберга и его помощников».
Приветственные речи ещё нескольких известных проповедников и друзей закончились обильной программой из свидетельств и музыкальных номеров молодёжи и детей из общинной школы. Общинный хор дружно пел по-русски, на иврите, на идиш и других языках. Друзьями церкви были все окружные колонии немцев-меннонитов и баптистов, и они тоже принимали участие в торжестве. В своей заключительной проповеди пастор Розенберг напомнил про некоторые трудные моменты из прошлого, из которых Господь вывел общину с полной победой и, призвав всех присутствующих встать, громко и вдохновенно, подлинно в силе Духа Святого, отдал славу Богу и Его Сыну Йешуа/Иисусу Мессии за неизреченный дар спасения.
Духовный подъём всех присутствующих был таким высоким, что, казалось, крыша поднимется со здания и улетит, чтобы молитвы и пение могли устремиться непосредственно в небеса.»
Спустя год, после начала Первой Мировой войны, пастор Розенберг будет сослан в Сибирь, как имевший связи с Германией, которая была основным противником России в ту войну. Казалось, что на этом завершится его служение в Одессе, но за него вступились его верующие друзья в высших кругах Санкт-Петербурга. Они начали серьёзно ходатайствовать о нём перед правительством Российской империи. В их числе был граф Палин, сенатор и истинный христианин. Сенатор Палин написал рекомендационное письмо о пасторе Розенберге и попросил генерал-губернатора Одессы приказать срочно возвратить сосланного пастора его семье.
Несмотря на ограничения, наложенные на протестантские церкви, Леон Розенберг продолжил своё служение евреям Одессы и Бессарабии и добился немалых успехов, приведя многих к познанию Мессии Йешуа.
Его служение продолжилось и во время революции и Гражданской войны. Несмотря на опасность погибнуть, он проповедовал евреям Благую Весть. Его семья подвергалась смертельной опасности во время погромов и грабежей, но семья Розенбергов не оставляла Одессу. Пастор Леон не мог оставить своих духовных детей на произвол судьбы спасая свою жизнь, он принял решение оставаться с ними до конца.
В 1921 году его арестовали карательные органы ВЧК и приговорили к смерти за религиозную агитацию среди населения. Только заступническое вмешательство Международного Красного Креста спасло ему жизнь. Коммунисты согласились обменять его на двух ценных для них арестантов, задержанных немцами, а пастору Розенбергу приказали покинуть страну.
Благодарственное письмо Первой Еврейской Христианской общины пастору Леону Розенбергу:
Благодарственное письмо
духовному отцу и пастырю нашей общины
Леону Розенбергу
Обстоятельства заставляют вас покинуть Одессу и уехать за границу, оставляя нас сиротами.
В течение двадцати двух лет вы стояли перед нами, служа нашему возлюбленному Спасителю в роли пастора евангельской общины евреев-христиан и директора Миссии и школы. Вы были духовным отцом всей нашей общины и вполне заслужили звания и пресвитера, и пастыря.
Годы нашего существования как церкви были подлинно памятником Божией благодати и милости к Его народу (Псалом 72:1 и Римлянам 11:1).
С Господом у правой руки своей вы были рулевым нашего небольшого челна на бурных волнах окружающих нас стихий. Когда Он открывал двери, никто не мог их закрыть. Свидетельство сопровождалось силой Божией, и Господь прилагал всё больше душ к числу верующих в нашей церкви. Многие из наших братьев и сестёр, принадлежащих к рассеянному Израилю, вынужденных покинуть семьи из-за своей веры в Иисуса, стоят сегодня здесь, а те, кто покинули Одессу, служат свидетелями Евангелия в других местах и даже за границей нашей страны. Несколько филиалов нашей церкви восстали тут и там в подтверждение благословения свыше, почившего на вашем служении, и многие братья и сестры на протяжении лет оставались верными до смерти.
Вы также послужили малым детям. Ваша забота о них привела к открытию школы, где они могли воспитываться в наставлении Господнем в чисто евангельском духе.
«Как же будет теперь? — спрашиваем мы себя. — Что мы будем делать без вас?» И всё же мы уверены, что воля Божия в том, чтобы вы уехали, и надеемся, что вы ещё возвратитесь к нам. Итак, мы желаем вам и всем вашим Божиих благословений на том пути, который он открывает перед вами отныне.
От глубины души благодарим за ваше дивное служение и да воздаст вам за всё Господь!"
В Его любви,
ваши верные в Нём братья и сестры,
(подписи всех членов общины)
Одесса, Май 1922
Первая Еврейская Христианская община была уничтожена в 1931 году, в период массовых гонений на Церковь в СССР.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Пастор Леон Розенберг прожил ещё долгих 43 года и до самой смерти оставался в служении, которому посвятил свою жизнь. После Одессы была работа в Польше и США, Израиле, но везде где бы он ни был, он вспоминал свой Одесский период. То что он вынес из Одессы стало откровением для многих служителей во всём мире – евреи остаются евреями и после принятия Йешуа. Им не надо менять свою жизнь, ассимилируясь к другим культурам, они созданы Богом для того, чтобы исполнить миссию, возложенную на них, а именно: быть свидетелем Бога на Земле.
Хочется завершить эту статью комментарием Леона Розенберга на цитату из Чисел 6:24-26: «Эти благословения Бог поручил через Моисея Аарону первосвященнику и сынам его произносить над сынами Израилевыми во время служения во Святом Святых. И эти благословения я, ваш отец и дед, произношу над вами в надежде, что Господь позволит им сойти на вас.
Мне бы ещё очень хотелось увидать всех вас, но пусть Господь решает, будет ли это ещё возможно или наступил мой час предстать пред Ним в Небесах. Я вручаю всех вас Его заботе. Мне есть за что благодарить Его. Слава ему за все мои годы, дни и часы, которые Он по милости Своей даровал мне для служения Ему. Да прославится имя Его вечно, ибо благость и милость Его пребывает во век. Аминь»
Валентин Эйтан
Источник — orhamashiah.org
Последнее: 26.07. Спасибо!