Начало
Одесса – город с богатой историей и совершенно необыкновенными людьми. Артисты и учёные, поэты и сионисты, кто только не ходил по тенистым бульварам Южной Пальмиры. Но наша история не о них, хотя безусловно каждый из них заслужил право на публикацию в периодических изданиях. Поговорим о евреях-христианах.
Да, вы не ослышались, ведь евреи бывают не только поэтами и певцами, борцами с преступностью и известными налётчиками, да и христианство возникло не на европейских просторах Римской империи и не на базарах пёстрой Византии. Всё началось в Иудее, и первыми учениками рабби Йешуа, которого все знают как Иисуса из Назарета, были евреи.
Но мы опустим два тысячелетия истории, ибо это займёт слишком много времени и бумаги. Давайте переместимся в 1905 год, когда на одесский вокзал прибыл поезд из Варшавы, в котором приехал молодой еврейский юноша родом из Польши по имени Леон Розенберг.
Он приехал делать не деньги, как это делали многие еврейские юноши, приезжающие в Одессу, и даже не политику, хотя именно в Одессе жил и творил сам Вольф Евнович Жаботинский, основатель и идеолог сионистов-ревизионистов, создатель Еврейского легиона и организации «Иргун» и «Бейтар»; Леон Розенберг приехал в Одессу, чтобы проповедовать евреям истину о еврейском Мессии, Йешуа хаМашиах, Иисусе Христе.
Одесса
На перроне вокзала его встречал старый раввин и пастор Рудольф Гурланд. Прошлое и настоящее мессианского еврейского движения встретились, чтобы заложить основание будущего.
И оно таки было заложено без ложного пафоса и громких речей. Безусловно, я уже слышу голоса моих оппонентов, которые говорят, что всё было не так и намного хуже, чем говорит этот автор. Но… где два еврея, там три мнения, и все вместе, и каждый в отдельности будут считать, что истина только с ними. Поэтому давайте посмотрим на плоды служения Леона Розенберга и сделаем свои выводы.
До политического беспредела, который многие именуют Великой Октябрьской революцией, в Одессе успешно развивалась община евреев-христиан, которая называлась «Первая Еврейская-христианская Церковь в Одессе», и её пастором был Леон Лазаревич Розенберг. В общине было более 200 членов, которые собирались на богослужения в собственном молитвенном зале по улице Кузнечной, 23 по субботам в 19:00 и по воскресеньям в 17 часов.
По адресу ул. Спиридоновская, 7 был открыт магазин «Склад Библейских книг», в котором продавались Библии на разных языках, в том числе на иврите и идиш. При общине была открыта школа для детей сирот и дом престарелых, мастерская по обучению ремеслу и бесплатная чайная, где нуждающиеся евреи и неевреи могли получить горячую еду.
Пастор Розенберг понимал, что его главная цель не только проповедовать Благую Весть Йешуа евреям Одессы, но и делать учеников, т.е. тех, кто пойдёт дальше и продолжит начатое служение. При общине был образован учебный центр, говоря еврейским языком, мессианская йешива, в которой уверовавшие в Йешуа евреи получали необходимые знания о Новом Завете и готовились к дальнейшему служению.
Одесской общиной и миссией «Милдмей» были начаты подобные еврейские христианские собрания в Киеве и Днепре.
«Делу распространения Св. Писаний среди евреев в России посвятили себя многие уверовавшие сыны Израиля, вступившие в качестве миссионеров в Милдмейскую Миссию. В числе их был известный Рудольф Гурланд, главный пастор в г. Митава, работавший на благо своего народа с 1871 по 1905 г. и почивший в Господе после тяжёлой болезни 4 июня 1905 г.; в Одессе: пастор Меерсон и Розенштейн и миссионеры: Файнштейн, Неллом, Левинский, Зильберштейн, Розенберг, Зальцберг, Иоффе, Брегман, Гинцбург, Альтман, Кудашевич, Смоляр, Белоус, Городищ, Тростяницкий, Авербух и сестра Елена Вайман…» (Из брошюры «Возникновение Евангельской Миссии среди евреев, деятельности «Милдмей»ского Общества распространения Св. Писаний “Mildmey Mission to the Jews” и устройство христианской общины Евреев Евангелистов в Одессе» 1918 г.)
Многие из перечисленных имён неизвестны широкому кругу читателей и честно сказать, мало кто сегодня знает, кем были эти евреи. Но если мы приподнимем завесу тайны, за которой сокрыты истории и судьбы этих Божьих посланников, возможно, и наше настоящее обретёт новые, доселе неизведанные нам краски.
Например, Леон Авербух, еврей, обладающий уникальным музыкальным даром, человек, оказавший влияние на развитие и рост баптистских церквей в Молдове, продолжатель дела Йосефа Рабиновича в Кишинёве, успешный пастор еврейской христианской общины; или Елена Вайман, сестра Фани Розенберг сестра милосердия, дьякониса и миссионерка для еврейского народа в Румынии и Болгарии, Турции и Англии, посвятившая всю свою жизнь служению Богу; или Пётр Городищ…
Пётр Нухим Городищ
Нухим Городищ родился 12 июля 1884 года в еврейской семье в местечке Рогозино, Беларусь. Он был сыном Мориса и Евгении Шмидт. О детских годах Нухима известно мало, но исходя из того, что он был достаточно образован в еврейской традиции (галахе) и хорошо разбирался в Писании и Устной Торе, можно сделать вывод, что, как и все еврейские дети своего времени, он с 5 лет начал учить еврейский алфавит и к 12 годам закончил начальный хедер и поступил в хасидскую йешиву.
В 1907 году он женился на Ривке Городищ и, вероятно, в 1909 году принял Йешуа, как Мессию и личного Спасителя. В моих руках – прошение пастора Розенберга в Министерство Внутренних дел Российской империи, отдел Духовных дел за № 4138 от 14 мая 1910 года, в котором он ходатайствует о разрешении принять водное крещение супругам Нухиму и Ривке Городищ. Разрешение было получено, но сам факт крещения не освобождал семейство Городищ от ограничений, наложенных на еврейских граждан Российской империи антисемитскими законами от 1896 года. Этот факт показывает, что обращение Нухима, после крещения принявшего имя Пётр, было не формальным, а результатом искреннего покаяния и обращения ко Христу.
В период с 1910 по 1913 гг. Пётр Городищ и его жена Ривка, принявшая имя Елена, являлись членами Одесской общины и миссионерами Миссии «Милдмей». С 1913 по 1915 гг. он был помощником священника в приходе Евангельской Реформаторской церкви в Гродно. Там же он проводил служения для евреев, где проповедовал им Благую Весть. В дальнейшем служил с пастором Адольфом Пламишем, и в 1934 годы в Вильнюсе был образован Союз евреев-христиан и евангельских христиан.
Первая Мировая война
С началом Первой Мировой войны в 1914 г. Пётр Городищ как представитель миссии «Милдмей» и миссии «Барбикан» был занят оказанием гуманитарной и социальной помощи для еврейских беженцев. Это заключалось в открытии бесплатных пунктов по раздаче горячей еды в Гомеле и Гродно.
Об этом мало говорят, но в истории Российской империи существовала практика массового принудительного выселения целых народов. В 1915 году евреи Курляндии (сегодня Прибалтика) и некоторых областей Западной Украины были насильно сорваны со своих мест и переселены вглубь Российской империи. Инициатором этой акции стал Великий Князь Николай Николаевич Романов и Н. Янушкевич (начальник штаба Ставки Русской армии). Они посчитали, что евреи, имевшие родственников за границей, в частности в Германии и Австрии, могут послужить своего рода «пятой колонной» и в решающий момент русского наступления предать Россию. Глупости, скажите вы, но евреи этих областей думали иначе.
Выселение осуществлялось в очень тяжелых для евреев условиях: на сборы давалось 48 часов; часто не разрешали брать самые необходимые вещи; высланные подвергались издевательствам, их перевозили в товарных вагонах с надписью «шпионы».
На новом месте они терпели лишения, голод и насилие со стороны властей и местного населения. Именно этим евреям-переселенцам и служил Питер Городищ. В Одессе аналогичную работу проводил Леон Розенберг и Первая Еврейская Христианская церковь. В Днепре – миссионер Миссии «Милдмей» и служитель Одесской общины Пётр Смоляр.
Киевская Христианская община
В 1915 году Пётр переехал в Киев. Посланники Первой Еврейской Христианской церкви и Миссии «Милдмей» уже проводили там служения, и там была организованна группа для уверовавших евреев, но с приездом Городища эта работа обрела новый импульс. Как мы говорили, Пётр занимался оказанием помощи еврейским беженцам, и эта безвозмездная работа приносила свои плоды.
Я цитирую из Ежемесячного журнала духовно нравственного характера в Евангельском духе «Вестник мира» 1918 года:
«Собрания Евреев –Евангелистов (Милдмейской мисии – Mildmey Mission to the Jews) по воскресеньям в 5 ч. веч (Евангелизация), по вторникам в 7 ч. веч (общий разбор Библии) и по субботам в 7 ч. вечера (собрания молодёжи) – Рейтарская, 5»
Филип Тростяницкий, миссионер из Одессы, свидетельствует в статье «О работе Божией среди Израиля»:
«Господь благословляет свою работу и в Киеве, где представитель вышеуказанной Миссии («Милдмей» – прим. автора), проповедник П.М. Городищ с большим успехом работает среди Израиля. Здесь недавно образовалась община Евреев-Евангелистов – это видимый плод благословенной работы».
Это было тяжёлое время, Первая Мировая война, Февральская буржуазная революция и Большевистский Октябрьский переворот, который перерос в Гражданскую войну. Евреи страдали как наименее защищённая часть населения от националистов всех мастей: как сторонников царского режима, так и большевиков. Еврейские погромы стали обыденной практикой меняющейся политической среды. Но несмотря на это, работа среди евреев Киева развивалась.
В июне 1918 года община под руководством Петра Городищ была официально признана правительством и получила разрешение на проведение публичных собраний. Зал на Рейтарской, 5 был переполнен. Община публиковала объявления в газетах и печатала плакаты с приглашением на служения. Стоит отметить тот факт, что полное членство в общине было ограничено и только евреи-христиане могли быть членами общины.
В 1920 году пастор Пётр был приглашён в США. В Киеве остались верные друзья и соработники на ниве Божьей П. Э. Массин, Лидия Лимпман и др.
В США Городищ проповедовал в церквах и благодаря этому Бог открыл новые возможности для продолжения миссии среди евреев Киева. Были собраны пожертвования и на них открыт новый зал общины по ул. Крутой Спуск. Была начата и открыта община в городе Житомир, где пастором стал служитель из Одессы Белоус. Работа среди евреев была начата в Чернигове, Ровно и местечке Здолбунов.
«Миссионерский Обзор Мира» за 1920 год сообщает:
«Общественная жизнь в апостольском духе произвела впечатление на жителей Киева и принесла дань уважения даже среди врагов. Чистота и простота жизни, братский дух любви, преобладавший среди членов Еврейской Христианской общины, привлекал многих из тех, кого отвращали богословские споры. С момента своего возникновения Еврейская Христианская церковь (др. название Христианская Сионистская церковь – прим. автора) в Киеве находилась под 13 различными правительствами. Десять раз город находился на осадном положении и на его улицах шли бои. Дважды артиллерийские снаряды попадали в здание общины, один раз там никого не было, а во второй раз чудесным образом люди находившиеся на собрании были выведены до взрыва и никто не пострадал… Там, где царил голод и самые непреодолимые на первый взгляд жизненные лишения и невзгоды, пастор Городищ и его коллеги жили и служили с великой верой. И Бог чтил их доверие Ему».
В заключение хочется отметить, что Миссия «Милдмей» для евреев, которая сотрудничала с Петром Городищем в Киеве, закрыла своё отделение в 1922 году (как иностранной миссии ей запретили находиться на территории Советской Республики), а община евреев-христиан была уничтожена органами ОГПУ в 1932 году в период массового гонения на церковь. Но как свидетельствует Питер Городищ в своём докладе на Еврейской христианской конференции 1927 года в Будапеште, работа в Киеве и Житомире продолжалась и евреи приходили к познанию Йешуа. К этим городам добавился и город на Волыни – Ровно.
Ровно
В 1921 году Пётр Городищ вернулся в Европу, но не смог въехать на территорию Украины. Он был вынужден остановиться в городе Ровно, который находился на территории Польши в границах Второй республики. Там он продолжил свою миссию в служении еврейскому народу, но уже под патронатом Миссии «Барбикан» для евреев, организованной в Лондоне членами Англиканской церкви.
В Ровно пастор Городищ арендовал здание с большим актовым залом сроком на 2 года. В этом здании он открыл библиотеку, содержащую духовные книги на разных языках (от идиш, иврит до польского). Они проводили евангелизации среди евреев и украинцев в Ровно и вскоре в местечке Александрия Ровенского района открыли филиал служения. По некоторым данным в Ровенском отделении было до 500 человек, в основном евреи по национальности.
Многие видные миссионеры из Польши и из-за рубежа посетили Ровно и оставили свои впечатления о работе пастора Городища. Назову такие имена как Е. Дж. Ландсмен и Х. К. Карпентер из Варшавской англиканской миссии евреям. Лютеранские и Евангельские пастора Пашко, Фетлер, Мюллер и Б. Геце, известный переводчик и комментатор Библии на польском, русском и белорусском языках.
По свидетельству Б. Геце: «Проповеди на еврейском и украинском языках проходили в «наполненным до краёв» зале миссии, где был алтарь, а также орган и хор. Во время службы и после окончания были распространены большие объёмы евангелизационной литературы».
Евреи-христиане из Ровно посещали Белосток, Гродно и Брест, где посещали евангельские церкви и проповедовали на улицах, раздавая бесплатную литературу о Йешуа. В дальнейшем в этих городах будет начата работа среди евреев, и она будет иметь явные плоды. Кроме того, пастор Городищ продолжал духовную и материальную поддержку общин в Украине (Киев, Житомир).
Белосток
1924 году пастор Городищ и его верные соработники Йосеф Фаджан и доктор Морис Сирота переезжают из Ровно в Белосток. В дальнейшем основная работа среди евреев происходила именно из этого города.
Как я упоминал раньше, работа среди евреев Белостока проходила под духовным покровом Миссии «Барбикан» к евреям, представителем которой был пастор Городищ. Было куплено здание на улице Святого Роха № 25. Между 1927 и 1930 годами по проекту архитектора Рудольфа Мацуры (1886—1940) там был и построены дополнительные жилые здания и часовня Св. Петра, в которой проходили богослужения.
В зданиях Миссии с 1926 года была открыта типография в которой печатали журналы «דאס ווארט» («Дас ворт» на идиш) и «Dwa Światy» («Два мира» на польском языке). В 1934 году была создана бесплатная клиника под руководством известного врача Мориса Сироты, там же находилась хорошо укомплектованная библиотека и читальный зал, а также сад. Была открыта воскресная школа для еврейских детей, а в дальнейшем дом престарелых для евреев-христиан.
Типография Миссии «Барбикан» печатала письма, христианские книги, евангелизационные брошюры на польском, иврите и других языках. Наиболее важной книгой, которую издали в 1926 г., а потом распространили среди евреев Польши, был «Краткий взгляд на историю и миссию служения «Барбикан» по проповеди христианства среди израильтян» Петра Городища. Эта небольшая, но очень ценная книга содержала ряд интересных фотографий, среди прочего силуэт штаб-квартиры Миссии в Лондоне, а также фотографии членов миссии и фото миссионерского автомобиля, на котором еврейские служителя посещали братские общины, которые были начаты в Бресте, Гродно, Люблине, Ровно и Вильнюсе.
Пётр Городищ принимал непосредственное участие в служении Общины в Белостоке и работе Миссии «Барбикан» в Польше. Он знал несколько языков, переводил с польского и английского языка на идиш и иврит книги христианских авторов. Он проводил евангелизации и читал лекции на польском и еврейском языках, которые пользовались большим интересом. Он обладал обширными богословскими знаниями.
Община евреев христиан под его руководством возрастала как духовно, так и количественно. Например, согласно документу из Государственного Архива Белостока в 1937 году пастор Городищ лично крестил 12 евреев, кроме того в этом же году крещения проводили его помощники пастор Адольф Фламеш и священник Йосеф Фаджан.
Вторая Мировая война
Вторая Мировая Война началась 1 сентября 1939 года, когда нацистская Германия вторглась на территорию Польши. С Востока в Польшу вошли войска СССР.
В первые дни нацисткой оккупации еврейский квартал Белостока был сожжен вместе с Великой синагогой и было убито более 800 евреев. 1 августа 1941 года на окраине города было создано гетто. В ноябре 1942 года тысячи евреев были перемещены в него из близлежащих городов. Ликвидация гетто состоялась 5-12 февраля 1943 года. Около 10 тысяч евреев были доставлены в Треблинку. Оставшихся расстреляли в окрестных лесах.
Евреев-христиан, включая всех миссионеров из миссии «Барбикан», пастора Петра Городищ и его семью, переселили в гетто. Единственное упоминание об их судьбе – фрагмент книги Бернарда Марека, всего несколько предложений: “В гетто Белостока были согнаны и евреи-христиане с ул. Святого Роха с пастором во главе. Нацисты не принимали во внимание, что они христиане, для них они были и оставались в первую очередь евреями.”
Одни из них погибли в нацистских концентрационных лагерях. Другие были расстреляны или умерли от голода и болезней в гетто.
Но следует отметить, что, находясь в гетто, евреи-христиане не переставали нести Благую Весть. Морис Сирота, один из немногих уцелевших в горниле Холокоста, свидетельствовал, что видел, каким благословением являлся для страждущих евреев гетто пастор Городищ. И даже когда христиане из англиканской церкви Белостока предложили ему бежать из гетто, обещая ему убежище и пропитание, он отказался. Он предпочёл быть верным до конца своему Господу Йешуа и своему народу Израиля, разделив с ними трагическую участь.
Мы точно не знаем, когда Пётр Нухим Городищ отправился в вечную обитель, но я уверен, что, когда мы предстанем перед Престолом Праведности, он будет там. Рядом с Йешуа, Которого любил всем своим еврейским сердцем.
Заключение
Пётр Нухим Городищ несомненно вписал золотую страницу в историю еврейского мессианского движения. Он был из поколения евреев, которые рождались в ортодоксальных семьях и с раннего детства учились галахе и талмудической мудрости. Цена, которую они платили за свою веру в Йешуа, была высока. Родные по плоти отвергали их, а те, кто по сути становились их братьями по вере, не принимали их.
Пётр Нухим Городищ явил своей жизнью хороший пример для живущих в последние дни, для нового поколения мессианских евреев. Он показал, что несмотря на обстоятельства вокруг нас, вера в Йешуа поможет нам пройти через все испытания.
Пётр Городищ, как и Леон Розенберг, не опускал руки, даже когда всё, что строилось на протяжении десятилетий, разрушалось. Он помнил, что тот, кто сеет в вечность, получит награду на Небесах. Он продолжал проповедовать Евангелие, и сотни познавших Йешуа евреев Польши, Украины и Беларуси являются плодами его служения.
автор — Валентин Эйтан, Одесса, община «Свет Мессии» / cis.jewsforjesus.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Вьі назвали улицьі Кузнечная и Спиридоновская (имени Св. Спиридона Тримифунтского — там раньше жило много греков) — сейчас мессианские общиньі проводят свои собрания примерно там же. Хотя и нет специальньіх «культовьіх сооружений», говоря советским язьіком — собираются на кватритах или в сьемньіх помещениях.