Мессия в Танахе

Мессия в Танахе

О ком говорит пророк Исаия?

Христианская вера опирается на твердый фундамент Слова Божия, которое многократно испытано жизнью и всей историей человечества. Краеугольным камнем в фундаменте этой веры, ее опорой являются пророчества Писания и их исполнение. Поражает не только количество исполнившихся пророчеств, но и их детали, частности. Особенно впечатляют пророчества, касающиеся Мессии, записанные пророком Исаией еще за 700 лет до рождения Иисуса. Вот что написано в 52-й и 53-й главах книги пророка Исаии.

52:13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится.
14 Как многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих!
15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

53:1 Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
4 Но Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира (примирения) нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.

Что говорят об этом раввины?

Что говорят об этом раввины?

При внимательном чтении не возникает и тени сомнения в том, что приведенные места указывают на Иисуса. Среди современных раввинов, призванных разъяснять Писания и не признающих Иисуса Мессией, распространено мнение, будто Исаия в этих главах имел в виду страдающий народ Израиля. Однако и среди раввинов всегда были такие, кто искренне искал истину и непредвзято изъяснял Писания.

Ниже мы приводим высказывания некоторых из них.

Раввин Моисей Альшейх (1508—1600) о 53-й главе пророка Исаии:

«Наши раввины единогласно признают и поддерживают мнение, что пророк говорит о Царе Мессии, и мы сами будем придерживаться того же мнения».

Исаак Абрабанель (1437—1508) свидетельствовал:

«Это является мнением наших собственных ученых в большей части их толкований (мидраши)».

Раввин Йефет бен Али (вторая половина Х века) говорит:

«Лично я склонен к тому, что это пророчество Исаии следует рассматривать как указание на Мессию».

Абраам Фариссоль (1451—1526) утверждает:

«В этой главе, как видно, находятся достойные внимания сходства и указания на дело Мессии христиан и на происшествия, которые, как утверждается, имеют к Нему отношение. Нет никакого другого пророчества, основная тема которого так непосредственно относилась бы к Нему».

Таргум Йонатан (IV век) приводит к Ис. 52:13:

«Вот раб Мой, Мессия...»

Герсонид (1288—1344) говорит в комментарии к книге Второзаконие, 18:18:

«Мессия действительно является таким пророком, как это говорится в стихе: «Вот, раб Мой будет благоуспешен» (Ис. 52:13)».

Мидраш Танхума к Ис. 52:13:

«Он возвысился выше Авраама, и вознесся выше Моисея, и возвеличился выше архангелов».

Ялкут Шимони писал раввину Иосифу Кара бен Симону (XII век) относительно краеугольного камня в пророчестве Захарии (4:7):

«Он (Царь, Мессия) больше патриархов, как о Нем сказано: «Вот, раб Мой... возвысится и вознесется и возвеличится (Ис. 52:13)».

Маймонид (1135—1204) писал раввину Альфаси бен Якобу:

«Так говорит Исаия, когда он в свое время пророчествовал, что цари Его (Мессию) слушать будут. Он говорил: «Цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали» (Ис. 52:15). И опять Исаия говорит, что Он (Мессия) придет, не признавая ни отца, ни матери: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли» Ис. 53:2».

Мидраш Танхума:

«Раввин Нахман говорит: «Слово муж в отрывке Числ. 1:4: «...по одному человеку (в оригинале муж), который в роде своем есть главный», относится к Мессии, Сыну Давидову, как написано: «Вот Муж — имя Ему ОТРАСЛЬ» (Зах. 6:12), как Йонатан толкует: «Вот Муж — Мессия», так и сказано: «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3)».

Талмуд Санхедрин (98б):

«Мессия... как имя Его? Ученики школы раввина (Еегуда а-Насси, одного из авторов Мишны) говорили: Холайя (Больной), как написано: «Истинно, Он понес наши болезни»».

Песикта Раббати (ок. 845 г.) об Ис. 61:10:

«Однажды в месяц Нисан восстанут патриархи и скажут (Мессии): Ефраим, наш Праведный Помазанник, хотя мы и прародители Твои, Ты все же больше нас, потому что Ты понес грехи наших детей, как сказано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»».

Раввин Симеон бен Йохай (II век), Зоар, часть II, стр. 212, и часть III, стр. 218 (Амстердамское издание):

«Вот в саду Едем стоит дворец, называющийся «Дворец сынов болезни». В этот дворец идет Мессия и призывает все болезни, страдания и наказания. И они идут и находятся на Нем. И если бы Он не снял их с Израиля и не взял бы их на Себя, то не нашлось бы человека, способного понести наказание Израиля за преступление Закона, но это то, что написано: «Он понес наши болезни» (Ис. 53:4).
— Когда они сообщили Ему (Мессии) о нищете Израиля в рабстве и о злых среди них, которые не внимают, чтобы познать своего Господа, то возвысил Он Свой голос и заплакал об их злонравии, как написано: «Но Он изъязвлен был за грехи наши».
— Когда Израиль жил в святой земле, то молитвами и жертвоприношениями их были взяты от них их скорби и нужды, а сейчас с детей мира их берет на Себя Мессия. Когда Святой, да будет Он благословен, захотел восстановить детей мира, предал Он мучению одну праведную Личность из их среды, и через Него все спаслись. Откуда это известно? Так написано: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... и ранами Его мы исцелились»».

Мидраш к книге Руфь, 2:14:

«Он (Вооз) говорит о Мессии: «Приди сюда» обозначает «приблизься к трону», «и ешь хлеб» — имеется в виду «хлеб царства», «и обмакивай кусок твой в уксус» — обозначает страдания (Мессии), как сказано: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши»».

Раввин Илия де Видас (ХVI век):

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» означает: так как Мессия несет наши беззакония, следствием которых являются Его безграничные мучения, то отсюда вытекает, что, кто не хочет признать, что Мессия за наши грехи страдает, тот должен сам нести страдания за свои грехи».

Сифрэ:

«Раввин Йосе Галилейский сказал: «Приди и научись — заслуги Царя Мессии и награда праведности — от первого человека, который, только получив одну заповедь, один запрет, сразу же преступил его. Подумай, сколько смертей навлек он на себя, на свое поколение и на поколения, которые следуют за ними до скончания века. Что больше — сущность милости или сущность мести?» Он ответил: «Сущность мести меньше». Насколько больше Царь Мессия, Который претерпел страдания и смерть за нарушителей Закона (как написано «Он изъязвлен был...» и т. д.), оправдает все поколения. Это значение слов «Господь возложил на Него грехи всех нас»».

Раввин Элиазэр бен Калир (ок. IX века) написал следующую молитву-мусаф:

«Наш праведный Мессия оставил нас. Ужас объял нас. Нет у нас Того, Кто бы нас оправдал. Он взял на Себя наши беззакония и бремя преступлений наших и мучим был за беззакония наши. На Своих плечах Он нес наши грехи, чтобы мы получили помилование за нашу неправедность. Мы должны через Его раны получить исцеление к тому времени, когда Вечный Его заново сотворит».

Раввин Мойше, «Проповедник» (XI век) писал в комментарии к Первой книге Моисея (Бытие), (стр. 660):

«С самого начала Бог заключил завет с Мессией и сказал Ему: «Мой Праведный Мессия, грехи тех людей, которые вручены Тебе, возложат на Тебя тяжкое бремя»... и Он ответил: «Я охотно приму эти мучения, чтобы ни один из Израиля не погиб». Без промедления взял Мессия на Себя все мучения в большой любви, как написано: «Он истязуем был, но страдал добровольно»».

Песикта (к Ис. 61:10):

«Большие узы были возложены на Тебя (Мессия), как сказано: «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь», и как сказано: «Но Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6)».

Эти высказывания известных знатоков Священного Писания подтверждают, что обещанный Израилю в Ветхом Завете (Танах) Мессия есть не кто иной, как Иисус Христос, родившийся, как предсказано, от еврейской девы в Вифлееме, на третий день воскресший. На Нем сошлись все пророчества о Спасителе, данные в Писании. На то, что это именно тот обещанный Спаситель, указывают и имеющиеся в Новом Завете (Брит Хадаша), целиком посвященном Иисусу Христу, многочисленные ссылки на Ветхий Завет (ТАНАХ), в частности, на главу 53 пророка Исаии.

Брит Хадаша

Брит Хадаша

Евангелие от Иоанна, 12:37–38:

«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца Господня?» (ср. Исаия, 53:1)

Евангелие от Матфея, 8:16–17:

«...И исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Первое послание Петра, 2:24–25:

«Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших».

Деяния Апостолов, 8:32–35:

«А место из Писания, которое Он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе».

Первое послание Петра, 2:22:

«Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его».

Евангелие от Луки, 22:37:

«Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу».

Евангелие от Марка, 15:27–28:

«С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен».

* * *

Не навязывая своего мнения, предлагаем читателям самим сделать вывод о том, являются ли книги Ветхого и Нового Заветов единым Священным Писанием, Словом, открывающим людям Господа, и какова связь между Мессией, обещанным Ветхим Заветом через пророков, и Иисусом Христом.

Еврейский мессианский журнал «Менора», 1995 год

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!