Кто из христиан, начиная встречаться с неверующим человеком, заранее намеревался так поступить?
Я подозреваю, что мало кто из христиан намеренно собирались встречаться с неверующим человеком, тем более жениться на ней или выйти замуж за него. Теоретически, вопрос не такой уж и спорный на самом деле. Неужели тот, кто искренне любит Иисуса предпочёл бы жениться или выйти замуж за человека, который не испытывает таких же чувств? Нет, но когда возникает этот вопрос, то он уже не теоретический. На тот момент, как он или она задаётся вопросом о том, можно ли встречаться с «неверующим», то этот неверующий уже имеет имя, историю, порой привлекательную внешность и хорошее чувство юмора.
Собираясь вступать в брак, конечно же мы хотим жениться или выйти замуж за верующего человека. Мы хотим вместе читать Библию, вместе молиться, вместе ходить в церковь, вместе служить. Но по разным причинам верующие часто должны прилагать массу усилий, чтобы найти подходящего мужчину или женщину. Одна из причин заключается в том, что нынче люди женятся позднее в своей жизни, означая, что им приходится сложнее выбирать или дольше ждать. Совмещая это с приложениями для мобильных телефонов и сайтами знакомств, которые преумножают конкуренцию во сто крат, люди становятся более разборчивыми в своём выборе и не спешат создавать семьи. Также, многие христиане уже заимели плохой опыт, встречаясь с другими христианами.
Задумываясь над этим, мы не должны быть удивлены, что некоторые верующие склонны к идее свиданий за пределами церкви. Там больше выбор и вы даже сможете найти что-то общее. На поверку сначала может показаться, что у вас может быть больше общего с нехристианами, с которыми вы общаетесь через интернет или в вашем классе, чем с незамужними или неженатыми людьми, которых вы видите каждое воскресенье.
Но это же не то, чего вы хотели, не правда ли? Это не являлось планом А, Б или даже В. Вы оказались в этом положении, потому что у вас иссякли другие варианты. Я пишу, чтобы ободрить вас упорствовать и не довольствоваться плохим вариантом.
Только в Господе
Касательно свиданий с неверующими, вот стих, который часто сразу приходит на ум, 1 Коринфянам 7:39:
«Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе».
С первого взгляда этот стих может показаться неясным, но он не являлся таковым для апостола Павла. После рассмотрения различных обстоятельств, в которых последователи Иисуса могли бы выйти замуж или жениться (или нет), он остановился на меньшей, но драгоценной группе в церкви — женщинах, которые потеряли мужей. Однако было бы легкомысленно предполагать, что то, что он говорит в 39-м стихе относится только ко вдовам (так, словно незамужние были свободны вступать в брак не только в Господе). Нет, если христианин решает жениться или выйти замуж, он или она свободны в своём выборе, но только в Господе.
Эта фраза, приткнутая в конце совета Павла к незамужним верующим, написана заглавными буквами в его посланиях. В начале этого послания он пишет: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа...» (1 Коринфянам 1:2). И он заканчивает послание на той же весьма важной ноте: «И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь» (1 Коринфянам 16:24). В его втором послании той же церкви он пишет: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Коринфянам 5:17).
Только в 1-м послании Коринфянам он употребляет фразу «в Господе» или «во Христе» более 20 раз. Для апостола эта фраза не просто дополнение к его наставлению о разумных браках; это для него значило всё. В его понимании, всё, что мы делаем — особенно в связи с нашими основными обязательствами и призванием — мы делаем в Господе. Для христианина не может быть иначе, особенно в вопросе брака.
На что должен указывать брак?
Фраза «в Господе» была наполнена ещё и другим смыслом. Во-первых, христианин делает всё, что он или она делает, во Христе. Насколько же более того в браке? Во-вторых, брак уникально создан, чтобы раскрыть значение жизни во Христе. Эта любовь, среди всех видов человеческой любви, была создана по образцу любви между Ним и церковью.
«Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Ефесянам 5:31-32).
Большинство браков в мире лгут о Христе и церкви. Мужья не жертвуют собой ради своих жён (Ефесянам 5:25). Они и сами не читают Слово Божье, и уж тем более не освящают им свой брак (стих 26). Они не стремятся к святости и не ободряют своих жён в этом (стих 27). Они не имеют той радости в своих жёнах, которую Иисус имеет по отношению к нам (стих 33). И многие жёны не повинуются мужьям, которых им дал Бог (стих 22). Они не уважают своего жениха и не поддерживают его призвания (стих 33). В этом их браки порочат предназначенное для них свидетельство. Их любовь искажает и изувечивает Божий шедевр.
Когда Павел говорит о том, чтобы «жениться в Боге», он говорит тем самым: «Скажите правду о Христе и церкви». Пусть ваш брак продемонстрирует то, для чего он был предназначен. Вступайте в брак так чтобы, пролить свет на Бога и Его славу, грех и благодать, крест и гробницу, рай и ад, вместо того, чтобы затуманивать их, как делают многие.
Преклоняемся ли мы под чужое ярмо?
Теперь давайте посмотрим на немного странный отрывок из Писания, который часто сразу приходит на ум, когда мы обсуждаем свидания или вступление в брак с неверующими:
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы — храм Бога живого» (2 Коринфянам 6:14-16).
Я говорю, что это «странный» отрывок, потому что в этих стихах нет ничего, что явно говорило бы о романтических отношениях или браке. Ярмо это упряжка, которая надевалась на двух животных, тянувших общий воз. Если животные несовместимы (например как вол и осёл, Втор. 22:10), то одно из них будет сбивать с пути другого. Так же и с душой, говорит Павел. Он предупреждает церковь об опасных отношениях и союзах. В данном случае, такие опасные союзы создавались внутри церкви вопреки его посланию и миссии. Всё же это хороший стих для предупреждения о браке с неверующими, хотя может быть не совсем в том смысле, как нам представляется.
Так зачем же мы коснулись этого отрывка, говоря о браке? Потому что не существует ярма более тяжёлого или более влиятельного — для худа или добра — чем брак.
Брак может стоить вам всего
То, на ком вы женитесь или за кого выйдете замуж сформирует то, кем вы станете, значительнее любых других человеческих отношений. Если ваш муж бежит от Иисуса, вы не сможете избежать подводного течения нелюбви с его стороны. Если ваша жена бежит от Иисуса, вы будете жить под перекрёстным огнём её нераскаянного греха. Вы можете уцелеть, живя с неверующим супругом, но только как из огня. Брак, в котором недостаёт Бога, станет длинной и опустошительной войной.
Также, Бог предупреждает нас, что вы рискуете потерять свою душу, сражаясь в этой войне. Это ясное предупреждение изложено во 2 Коринфянам 6: пребывание в одной упряжке с неверным сердцем может стоить вам вашего собственного сердца. Мы должны быть осторожными в отношении того, с кем мы объединяемся в церкви, говорит Павел. Насколько же больше это относится к спальне, бюджету и графику, воспитанию детей и страданиям, требующих усилий окопов повседневной жизни? Неправильный брак может действительно погубить вас. Поэтому, несколькими стихами ниже Павел говорит: «очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Коринфянам 7:1).
Когда вы читаете такой стих (в контексте), вы осознаёте, что мы, вероятно, задаём не те вопросы по отношению к свиданиям. Вместо того, чтобы спрашивать, можно ли встречаться с неверующими, стоит задаться вопросом о том, как нам привнести святость в процесс поиска супружеских отношений. Что поможет мне хорошо пробежать дистанцию моей жизни? Кого я смогу полюбить, находясь в страхе Господнем? Сможет ли святость процветать в таких отношениях?
Брак без Бога
В некоторой степени, люди встречаются и вступают в брак с неверующими из-за недостатка воображения. Не так уж трудно представить себе встречи с неверующим человеком (кафе, езда на велосипеде, ужин в ресторане, кино), обручение с неверующим (составить меню, спланировать банкет, выбирать жильё, множество подарков), свадьбу с неверующим (нарядиться, встретиться с друзьями и близкими, хорошо покушать, может даже потанцевать), даже наслаждение медовым месяцем с неверующим (кофейни, езда на велосипеде, ужин в ресторане, ну и наконец секс).
Однако представьте на минуту жизнь после всего этого. Неженатому или незамужнему человеку очень трудно представить настоящую супружескую жизнь, подъёмы и падения, начала и остановки, радости и мучения, но я хочу, чтобы вы попробовали.
Представьте, что после семи лет в браке вы сильно заболели и попали в больницу. Наихудшие предположения становятся реальностью. Ваш супруг заходит в вашу палату, придвигает стул, берёт вас за руку — и вы не можете вместе молиться. Вы просто сидите в беспокойстве, уставившись в пространство. Наконец, он говорит: «Всё будет хорошо».
Представьте утром встречу с Богом в Его Слове, будучи ошеломлёнными до слёз Его величием и милостью, пытаясь поделиться этим с вашим супругом, — только для того, чтобы увидеть его совершенно пустое лицо. Он доброжелательно и с радостью слушает вас, но он не в состоянии увидеть или почувствовать то, что видите и чувствуете вы. Он никогда не разделял таких моментов с вами.
Представьте, что у вас случилась большая ссора с вашей женой. Не такая ссора, когда кому-то не понравилось, как что-то было сказано, а когда звучит фраза: «Я не хочу больше быть с тобой вместе» — и между вами попросту нет Евангелия. Она не верит в то, что Бог свёл вас вместе. Она не верит, что она давала обещания перед Богом. Она не верит, что существуют последствия после этой жизни.
Представьте попытки рассказать вашим детям об Иисусе, когда вы читаете Библию вместе с ними, молитесь с ними, поёте с ними, а ваш муж всегда сидит в другой комнате. Он приходит в церковь только на Рождество и, может быть, на Пасху. Представьте ваших детей, которые видят изо дня в день, что папа не верит в то, о чём говорит им мама. Представьте, насколько это будет их сбивать с толку.
Представьте, что вам придётся принять очередное сложное решение по поводу дома, займа денег, образования ваших детей или критической ситуации среди родных — и что нет ни одного библейского стиха, чтобы вы могли вместе на него опереться. Вы не можете прислушаться к Богу вместе, потому что она не верит в то, что Бог вообще говорит что-либо. Библия — это просто ещё одна хорошая книга на полке с другими хорошими книгами.
Это всего несколько вариантов, когда вера в Бога может изменить в браке всё — когда «в Господе» внезапно становится действительно важным. Я подозреваю, что искренние христиане допускают мысли о браке с неверующим человеком, потому что они ещё не могут представить, каким такой брак может быть на самом деле. Для верующего, брак без Бога будет жизнью без солнечного света, плаваньем под парусом без ветра, любовью без настоящей любви.
Автор — Маршалл Сигал / © 2022 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!