Для тех из нас, кто склонен откладывать дела на потом, «завтра» звучит как волшебное слово.
Кажется, что чудесная волна «завтра» уносит грязную посуду, которую уже не нужно мыть прямо сейчас, тяжелые разговоры откладываются, электронные письма куда-то скрываются, а домашние проекты готовы терпеливо ждать. Как же это чудесно — отправить всё, что мы не хотим делать сегодня в туман завтрашнего дня; а завтра так и ждёт, чтобы это всё принять! Да, мы могли бы взвалить на свои плечи эти дела и обязанности сегодня, но зачем, ведь всегда есть завтра?
Затем, конечно, наступает завтра, и вся магия исчезает под тяжестью невыполненных задач. И мы снова понимаем, сколько правды в удручающе мудрых словах Александра Макларена:
«Дела, которые мы так не хотим делать, не станут менее нежелательными, если мы отложим их на завтра. Только сделав их и оставив позади, мы начинаем осознавать, что есть сладость, которую мы вкусим позже, и что воспоминание о неприятных обязанностях, которые мы выполнили решительно и без колебания, является таким желанным и приятным» («Христос-Победитель и другие проповеди», 143).
Если неприятное дело или задачу сравнить с шипом, то завтра не превратит её в розу. Шипы все еще будут там, всегда неприятные и колючие. Сегодня или завтра, но нам все равно придется их взять в руки.
Сегодня и завтра
Сегодня и завтра. Многие проблемы возникают из-за неправильного разделения этих двух дней.
Возьмем, к примеру, беспокойство. «Не беспокойтесь о завтрашнем дне, — сказал однажды Иисус толпе людей, которые переживали и волновались, — ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матфея 6:34). Бог призывает нас жить в рамках этой 24-часовой границы, которая называется «сегодня», но переживающие люди пытаются перелезть через забор и утащить некоторые из завтрашних забот. Ответ Иисуса? Убери руку от завтрашнего дня; у сегодня достаточно своих собственных проблем.
Люди, которые склонны откладывать всё на потом, конечно, делают прямо противоположное. Вместо того, чтобы затягивать завтрашние проблемы в сегодня, они перекидывают сегодняшние проблемы на завтра, возможно, надеясь, что каким-то чудесным образом они исчезнут за забором. На что Иисус мог бы ответить аналогичным образом: «У завтра будет достаточно своих забот, не нужно еще добавлять. Разбирайтесь с сегодняшними проблемами сегодня; а завтра займетесь завтрашними проблемами».
Звучит довольно разумно, не правда ли? Это действительно так. К сожалению, наш внутренний прокрастинатор оказывается на удивление невосприимчивым к разуму (Притчи 24:30). На собственном опыте он знает, что «никакие нежелательные задачи не станут менее нежелательными, если отложить их на завтра», но все же он находит способ делать это раз за разом.
Итак, помимо того, что просто разумно, наш Господь дает больше благодати. Когда мы смотрим на сегодняшние заботы и проблемы и испытываем искушение сказать: «Завтра, завтра», Он дает нам двойное обещание: силы на сегодня и жатва завтра.
Сила на сегодня
Почему некоторые из нас так часто взмахивают палочкой завтрашнего дня? Часто это происходит потому, что нам кажется, что сегодня у нас нет того, что требуется для выполнения этого задания. Сегодня у нас нет сил наводить порядок в ванной. У нас нет мотивации писать отчет. Сегодня мы не чувствуем внутренней искры для проявления творчества. Возможно, мы молимся о силе; а может быть, и нет. В любом случае, в конце концов, мы сворачиваем в сторону, пожимая плечами: «Ну что ж, тогда завтра».
В такие моменты, когда мы смотрим на то, что так не хочется делать, и не чувствуем сил, чтобы его выполнить, мы можем забыть, что Бог часто дает силы только тогда, когда мы начинаем что-то делать. Река Иордан расступилась только тогда, когда вошли священники (Иисус Навин 3:13). Масло вдовы умножалось только тогда, когда она его наливала (4 Царств 4:1–6). Десять прокаженных были очищены только тогда, когда отошли от Иисуса (Луки 17:11–14). И часто Бог творит Свою силу внутри нас только тогда (а не раньше), когда мы начинаем что-то делать (Филиппийцам 2:12–13).
Дж. И. Пакер однажды заметил:
«Трудолюбивые христиане ожидают помощи от Бога в каждодневных бедах и заботах, силы от Бога для послушания в повседневных делах... Они обнаруживают, что сама сила их ожидания помощи используется Духом, чтобы дать им силы, чтобы 'продолжать идти вперед' в повседневной рутине» (Идя в ногу с Духом, 108–9)
Некоторые ждут и не приступают к работе, пока не почувствуют себя сильными; другие принимаются за дело, ожидая, что их укрепят. Последние знают, что энергия для выполнения неприятных задач приходит к ожидающим — к тем, кто отвечает сердечной молитвой и поднимает голову, когда совсем не хочется что-то делать. Сегодняшней благодати будет достаточно для сегодняшних забот, даже если эта благодать еще не пришла. Итак, когда мы сталкиваемся с тем, что должны делать то, что делать не хочется, и чувствуем внутреннюю слабость, мудрые учатся говорить: «Не завтра — сегодня», веря, что помощь уже в пути.
Завтрашняя жатва
Книга Притч описывает промедление в контексте жатвы: «Ленивец зимою не пашет: поищет летом — и нет ничего» (Притчи 20:4). Наш внутренний прокрастинатор любит завтра, но только потому, что не видит это завтра ясно. Если бы он видел, он бы заметил приближающуюся жатву и знал, что сегодняшний сон и отдых может быть результатом того, что поле окажется бесплодным. Другими словами, мы пожинаем завтра то, что сеем сегодня.
Что происходит, когда молодой человек, например, откладывает дела не изредка, а всегда и везде? Когда промедление и откладывание со дня на день — это семя, которое он всегда сеет? В скором времени родные и друзья научатся больше не полагаться на него; его обещания на сегодня всегда будут плавно перетекать в завтрашний день. Коллеги будут ожидать неутешительной работы — труда, который всегда несет на себе отпечаток спешки последней минуты. Со временем и другие люди перестанут от него многого просить: лучше сделать самим или найти кого-нибудь другого. В конце концов, его жизнь и отношения будут наполнены терновником, который он отказывался вырывать (Притчи 15:19).
А с другой стороны, что будет, если этот же молодой человек будет следить за урожаем? Постепенно он будет расти: он станет человеком, который позволяет своему «сегодня» быть сегодня, а «завтра» — завтра (Иакова 5:12). Человеком, который вырывает терновник на поле с силой, которую дает Бог. Человеком, чья верность в малейших неприятных делах распространяется и на самые большие (Луки 16:10). Человеком, чье усердие становится древом жизни для семьи и друзей, соседей и коллег.
Такой человек прекрасно знает, что даже лучшие и приятные аспекты жизни включают в себя сотню неприятных дел. Только когда мы научимся мириться с необходимость делать то, что не хочется, мы сможем создавать дома, восстанавливать отношения, поддерживать дружбу, соблюдать клятвы, дисциплинировать и воспитывать детей, насаждать и взращивать церкви и исполнять призвание. Итак, с каждым откликом завтрашнего дня он смотрит на жатву.
Хватай терновник
А пока что мы живем на земле, поросшей тернием и шипами, и в нашем списке ежедневных дел полно таких, которые нам неприятны и которые мы делать не хотим. Однажды наш Бог очистит землю, и «вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (Исаия 55:13). Но пока мы живем среди терновников. И один из способов прославлять Бога — это хвататься за сегодняшние шипы с благодатью этого дня.
Здравый смысл призывает нас к этому, поскольку «ни одно неприятное дело не станет менее неприятным, если отложить его на завтра». И даже более того, обетования Бога напоминают нам, что с ежедневные заботами приходят ежедневные силы, а семена, посеянные сегодня, взойдут и принесут славную жатву.
Автор — Скотт Хаббард / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!