Недавно я прочитал статью, в которой утверждалось, что найдена настоящая причина, по которой мужчины в наши дни меньше поют в церквях. Я не уверен, что такой феномен «не пения» в церквях действительно существует, однако, если предположить, что это правда – то, что в наши дни мужчины в церкви поют меньше, чем 20 или 30 лет назад – тогда действительно стоит спросить почему.
В статье утверждается, что такой недостаток пения происходит, в частности, из-за того, что мужчины не знают, что они поют. С появлением экранов, на которые высвечиваются тексты песен, и уходом сборников церковных гимнов, песенные репертуары церквей сильно расширились, и сейчас мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда каждую неделю поём новые и все более незнакомые песни. Если говорить вкратце, отмечается в статье, за последние 10-20 лет мы прошли путь от 250 хорошо известных и комфортных гимнов до более чем 250 тысяч современных песен, которые гораздо меньше нам знакомы. Затем автор утверждает, что, если мы хотим, чтобы мужчины пели в церкви, нам необходимо сделать так, чтобы песни были знакомы… или же вернуться к пению гимнов.
Мне кажется, в этой статье упускаются некоторые куда более простые причины этой проблемы.
В конце концов, если проблемой является «незнакомость» песен, то не должно ли это сказываться и на мужчинах, и на женщинах? Гендерно нейтральная проблема должна касаться обоих полов. Автор той статьи не рассматривает нехватку женских голосов по утрам в воскресенье. Эта конкретно мужская проблема, тем не менее, предполагает, что в причинной цепочке есть что-то, относящееся только к мужчинам.
Я думаю, что эта проблема, если продолжить предполагать, что она объективно существует, объясняется куда более простой причиной, но эта причина не предполагает простого ответа (такого как «незнакомые песни»).
Итак, почему мужчины не поют в церкви?
1. Потому, что мужчины не хотят быть в церкви.
Осмотритесь в своей среднестатистической евангельской церкви и вы увидите, что на одного мужчину там приходится три женщины. А на лицах половины мужчин, которые все-таки ходят в церковь, вы увидите выражение, явно указывающее на то, что они приходят сюда только потому, что их жены этого хотят. Другая половина мужчин приходит в церковь потому, что действительно хочет там быть.
Эта тенденция за последние десять лет стала развиваться. Для мужчин и женщин становится все более приемлемо оставаться дома в воскресенье утром (я не утверждаю, что это хорошо или плохо). По сути, женщины, которые хотят посещать церковь, мало будут беспокоиться о том, ходят ли в церковь их «вторые половинки».
Однако, некоторых мужчин все же вынуждают ходить в церковь. Но если они не хотят быть там, нам не стоит ожидать, что они будут делать вещи, выражающие желание находиться в церкви – в частности, нам не стоит ожидать того, что они будут петь. Почему они должны петь какому-то там Богу, которого они не хотят прославлять? Почему мы должны ожидать, что они будут петь Богу, если у них нет желания находиться в собрании, которое поклоняется Ему?
Если вкратце, то в церковь просто ходит мало мужчин. И еще у нас есть определенное количество мужчин, которые ходят в церковь, отказываясь при этом петь, потому что они как раз таки не хотят тут быть. Ситуация складывается такая – мужчины мало поют в церкви потому, что мало мужчин поет в церкви.
Это никак не относится к тому, является ли песня знакомой или нет.
2. Потому, что песни главным образом эмоциональны … или, скорее, превратно эмоциональны.
Я намерен высказаться резко, и будь что будет: большинство песен, которые поются на современных служениях поклонения, имеют скорее эмоциональное наполнение, чем теологическое. Они главным образом касаются того, как мы относимся к Богу или того, как Бог относится к нам. Даже музыкальная структура песен направлена на то, чтобы вызвать эмоциональный ответ.
Добавьте сюда еще тот факт, что многие пасторы умышленно создают эмоциональный дискомфорт в своих проповедях (за счет искусственного плача, экстремальных форм гнева, длительных криков с алтаря, угроз вечных мук в аду и т.д.) и вы получите полный пакет того, что мужчины считают эмоциональной манипуляцией.
Это не значит, что эмоции – это плохо (или, что эмоции – это прерогатива только женщин). Однако нам стоит понимать, что в нашей культуре мужчин все больше учат не показывать своих эмоций. Плакать запрещают еще в маленьком возрасте. Сейчас, когда современное поклонение стало таким эмоциональным, хорошо видно, как наша культура не позволяет мужчинам выражать свои эмоции.
Но даже если и так, я все равно не уверен, что церковь часто показывает здоровый способ выражения эмоций. Если мы продолжим использовать песни прославления в качестве примера, то тот факт, что у нас практически нет «плачущих» песен, показывает, что реальное выражение страданий, боли и гнева не приветствуется. Более того, реальное, библейское выражение радости также часто не разрешено. Мы не позволяем выражать реальные страдания, следовательно, откуда нам знать, как выразить благодарность.
Таким образом, церковь показывает, что мы весьма искусны в использовании эмоционального языка в наших песнях, однако ничего из того, как мы пользуемся таким языком, не кажется мужчинам безопасным, особенно учитывая, что мы не предрасположены начинать с эмоций.
3. Потому, что в песнях часто говорятся одни и те же неубедительные вещи, которые не касаются сердец сколько-нибудь значимым образом.
Я не хотел бы возвращаться к давно избитой критике в стиле «семь слов, использованные одиннадцать раз». Я считаю, что современные песни прославления далеко продвинулись вперед в этом отношении. Однако предстоит еще большая работа. И снова, пока мы не сможем в процессе поклонения достучаться до настоящих человеческих эмоций, таких как стенание, сомнения и гнев, мы никогда не сможем петь песни или читать проповеди, которые по-настоящему будут касаться сердец каждого из нас. И мужчин в особенности.
Без сомнений, есть такие исполнители песен прославления, которые гораздо лучше справляются с этой задачей. Однако их голоса недостаточно слышны и их песни недостаточно часто играются.
Хотите знать, как я определяю, что эти песни (и проповеди) не касаются сердец мужчин? Все, что мне нужно, это напомнить вам о том, что женщин в церкви в три раза больше, чем мужчин. Мужчины не посещают церковь не потому, что они не знают песен, а потому, что в церкви нет ничего, что могло бы изменить их жизнь.
4. Они могут услышать то, как они поют, и боятся, что другие это тоже услышат.
Это может показаться странным для многих пасторов (которые любят слушать свои собственные проповеди в записи) и лидеров прославления (которые обладают хорошими голосами), однако большинство мужчин не любят слышать, как они поют. Мы смущаемся, когда слышим, как звучит наш голос в процессе пения. Добавьте сюда первые три причины, которые я указывал выше, и вы получите готовый ответ на то, почему мужчины не поют.
К счастью, эта проблема имеет простое решение – правда, не все пасторы с этим согласятся, даже несмотря на то, что с этим с готовностью согласятся многие лидеры прославления.
Решение? Сделайте музыку погромче.
Так точно. Сделайте её громче. В конце концов, мы с вами находимся на современном служении прославления.
Разумеется, это не понравится 75-летним прихожанам. Но они и без этого поют. Плюс вы не их подталкиваете к тому, чтобы начать петь. Вы пытаетесь создать атмосферу для того, чтобы мужчины начали петь. И лучший способ сделать это – убрать опасения того, что другие могут их услышать.
Еще одно решение состоит в том, что лидерам прославления стоит прекратить думать, что поклонение существует для них самих. Им стоит начать исполнять песни в тех тональностях, в которых люди в церкви смогут их поддержать. Если мужчины (или женщины) чувствуют, что они способны петь в заданной тональности, они будут это делать. Однако от лидеров прославления иногда действительно требуется смирение, так как им может быть придется пожертвовать удобной для себя тональностью ради церкви. Но кто из лидеров прославления беспокоится об этом?
Истина
Истина состоит в том, что многие церкви не хотят решать проблемы, стоящие за тем, почему мужчины не поют в церкви. Мы не готовы решать проблемы, из-за которых мужчины могут не хотеть посещать церковь. Мы не хотим переосмыслить то, о чем мы проповедуем, поём и как выражаем свои эмоции публично. Мы не готовы видеть те эмоции, которые мужчины на самом деле переживают. И мы также не хотим менять сложившееся положение дел и не хотим увеличить громкость звучащей в церкви музыки ради создания атмосферы, в которой мужчинам будет комфортно петь.
Я не утверждаю, что факт того, насколько знакомой является песня, не играет совсем никакой роли. Но я уверен, что то, насколько мужчинам знакомы песни, совершенно не важно до тех пор, пока мы не разрешим остальные проблемы. Ответ, связанный с уровнем знакомости песен, является отвлечением внимания от реальной проблемы.
Ваша очередь: Что вы думаете? Почему вы не считаете, что мужчины поют в церкви? Какие вы можете предложить решения? Вы вообще считаете это проблемой?
Автор — Tom Fuerst / ministrymatters.com
Перевод — Геннадий Малюхов для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!